Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа
Сегодня проблемы экономики нашей страны становятся всё более заметны. Низкой остается рентабельность производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. В целом по экономике рентабельность в 2003г. составила 9.1% против 10.8% в 2001г.[1 с.157], что прежде всего определяется постоянным опережающим ростом затрат на производство и сбыт продукции. Более трети предприятий являются убыточными (38.3% от общего числа[1 с.291]). Отмечен рост задолженности предприятий по заработной плате. Не смотря на снижение темпов роста цен, сохраняется сложная инфляционная ситуация.
Введение. 3
1. Понятие бюджетного дефицита. 5
2. Причины появления и виды бюджетного дефицита. 9
3. Основные бюджетные концепции. 12
4. Бюджетный дефицит и государственный долг. 15
5. Экономические последствия бюджетного дефицита 19
и проблема его финансирования.
Заключение. 23
Список использованной литературы. 26
В наиболее общем виде существуют: монетарные и немонетарные методы покрытия дефицита госбюджета. К первым относятся: эмиссия денег, предоставление центральным банком ссуд правительству, использование ссудного фонда. Ко вторым относятся: выпуск ценных бумаг государством и размещение их среди коммерческих банков и других кредитно финансовых институтов, предприятий и организаций, населения внутри государства и за рубежом. Рассмотрим некоторые из этих методов покрытия дефицита госбюджета и их влияния на экономику страны.
Дефицит госбюджета может воздействовать на инвестиции. Правительство, эмиссируя ценные бумаги с целью финансирования бюджетного дефицита, увеличивает спрос на ограниченное количество денежных ресурсов, что приводит к увеличению рыночных ставок процента по кредитным операциям. Часть гипотетических заемщиков, которым новые процентные ставки не под силу, вытесняются с финансовых рынков. Сокращение частных инвестиций является мощным тормозом для экономической системы. Поэтому в США, например, уменьшение доли частных инвестиций с 6.9 % ВНП в 70-х до 4.6% ВНП в 80-х [6 с.167] рассматривается как одно из самых негативных воздействий дефицита бюджета на общее экономическое состояние.
В мировой практике для покрытия разрыва между доходами и расходами широко используется привлечение иностранных капиталов. Увеличение, однако, количества ценных бумаг, “исчезнувших” с внутреннего рынка и перемещенных за рубеж, грозит также опасностью для экономики страны. В будущем погашение указанной части долга станет реальной обузой для экономической системы. Поэтому этим процессом нужно разумно управлять: ограничивать размеры выпуска ценных бумаг (чрезмерный их объем влечет за собой рост государственного долга).
Существует
и такой вариант финансирования
бюджетного дефицита как увеличение
налогов. Однако это ведет к снижению
деловой активности, стимулов к труду.
Поэтому ряд экономистов
В последние годы в Беларуси наблюдается тенденция к увеличению тех, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельность, как видно из рис. 3.
Сравнительное количество индивидуальных предпринимателей по годам в Беларуси [10 с.4].
рис. 3.
Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила за 2002 год 165,3 миллиарда рублей, тогда как в 2001 году ими было уплачено 97 миллиардов рублей. Как полагают экономисты, этому во многом способствовало введение более либеральной системы налогообложения и упрощенной процедуры государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, что создает благоприятные условия для развития частного сектора. Однако расходная часть государственного бюджета все еще меньше ее доходной. Проблема дефицита бюджета в нашей республике решается за счет выпуска новых денег, это не оказывает пагубного воздействия на инвестиции и потребление. Однако эта схема приводит к классическому инфляционному сценарию – появляется слишком много денег и мало товаров. Таким образом монетизация слишком большого дефицита бюджета, либо государственного долга может привести ко “Взрывной инфляции”. Эта ситуация вовсе не надумана. Примеры Боливии, Аргентины, Бразилии, Израиля, переживших подобные ситуации в начале 80-х годов (годовые темпы инфляции составляли в данных странах экономических системах до 1000%) [6 с.168] – яркое тому свидетельство.
Таким образом дефицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производительном характере решающей части расходов и наличии рационального механизма финансового маневрирования государственными ресурсами.
Для нашей республики задача устранения бюджетного дефицита может решаться путем финансового оздоровления экономики: изменения налогового законодательства, ликвидации дотаций убыточным и малорентабельным предприятиям, либо целевого финансирования и переоснащения; уменьшение не завершенного строительства и продажи объектов, строительство которых окончательно прекращено; развития сферы платных услуг за счет всех форм собственности; стимулирование производства товаров и услуг народного потребления на всех предприятиях; уменьшение численности аппарата управления, прекращения выдачи необеспеченных кредитов и более жесткой кредитной политики в целом; повышение эффективности внешне-экономической деятельности; сокращения расходов на оборону; продажи населению государственных ценных бумаг, земли и объектов недвижимости; борьбы с хищениями, коррупцией, взяточничеством и бесхозяйственностью в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любой бухгалтер или хорошо подготовленный инвестор знает, насколько трудным и запутанным делом может быть подведение баланса компании. Чему равны текущие расходы и износ оборудования, как рассчитывать амортизационные отчисления, как оценить запасы, когда проводить специальные платежи; как быть с пенсионными фондами, что делать с отсроченными налогами? Когда дело касается государственного бюджета, проблема становится неизмеримо сложнее.
Правительство не может точно определить размеры грядущих бюджетных поступлений и необходимых расходов, оно лишь утверждает общие положения. Реальные уровни поступления в бюджет и расходов сильнейшим образом зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета характеризует несбалансированность расходов и доходов. Наиболее вероятные причины появления дефицита бюджета – войны, стихийные бедствия, экономические кризисы и осуществление крупных государственных программ развития экономики.
Дефицит бюджета – является актуальной проблемой для правящих кругов Беларуси уже в течение длительного периода времени нашей истории. Причем дефицит госбюджета возрастает в периоды экономического спада, т.к. государственные расходы от налоговых поступлений снижаются, а объем трансфертных платежей увеличивается, а во время подъема экономики картина меняется в обратную сторону.
Дефицит госбюджета не должен вызывать больших опасений, если его предел ограничивается 2-3% к ВВП, и если его возникновение вызвано необходимостью проведения правительственных программ по поддержанию макроэкономического равновесия, либо если бюджет балансируется в ходе экономического цикла.
Неконтролируемый бюджетный дефицит вызывает увеличение объема государственного долга, усилению налогового пресса, становится главной причиной инфляции, способствует росту ссудного процента и т.д.
Бюджетный дефицит и государственный долг – стали одними из ключевых проблем функционирования государственного механизма в развитых странах. В нашей республике сокращение бюджетного дефицита и государственного долга – важнейшая макроэкономическая задача.
Существуют
монетарные и немонетарные методы финансирования
бюджетного дефицита, однако, зачастую
все они могут оказывать
В нашей республике для борьбы с бюджетным дефицитом и другими негативными моментами в нашей экономике нужны программы по общему финансированию, оздоровлению и стабилизации экономики. Очень важно с самого начала обеспечить последовательно проведение антиинфляционной политики. Представляется целесообразным отказаться от директивного установления цен на убыточные товары, продукцию и услуги, а также перейти к регулированию совокупной денежной массы путем введения эффективных механизмов централизованного контроля со стороны Нацбанка за общим объемом обращающихся кредитных и наличных денег.
В доходной части бюджета Беларуси основными источниками являются косвенные и прямые налоги, причем в структуре налогов в нашей республике преобладают косвенные налоги, тогда как в большинстве стран мира, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, основными источниками поступлений в бюджет являются прямые налоги. Этот и ряд других факторов показывают, что налоговая система РБ должна совершенствоваться в направлении создания условий для повышения экономической и социальной стабильности в обществе.
В Беларуси принят бюджет 2005 года. Заложенный в нем дефицит составляет 910 млрд. рублей или 1,5% от ВВП. В 2005 году, как и в текущем, не предусматривается привлечение кредитов Национального банка на финансирование дефицита бюджета. В этих целях в будущем году планируется привлечь внутренние источники (государственные ценные бумаги, доходы от реализации госимущества и другие) в сумме 386,3 млрд. рублей и внешние — в сумме 523,7 млрд. рублей.
В сущности в нашей республике существует три основных источника покрытия бюджетного дефицита: внешние займы, средства и сбережения населения и продажа государственного имущества. На мой взгляд последний вариант наиболее оптимален в настоящей экономической ситуации, т.к. на внешние займы рассчитывать не приходится, а дальнейшее изъятие средств население через механизм инфляции недопустимо. Однако в доходной части бюджета нашей республики названный источник очень скромен.
Это говорит о слабых темпах разгосударствления и приватизации госимущества, а, значит, о небольших возможностях для жителей страны эффективно использовать свои ваучеры, о малых шансах Национального банка пополнить свои валютные резервы за счет продажи госимущества. В то же время более трети предприятий страны являются убыточными и их реструктуризация и разгосударствление могли бы пополнить доходные статьи нашего бюджета.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг