Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:30, реферат
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Введение ----------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Структура и функционирование государственного бюджета ----------------------------------------------------------------------------------- 4
Государственный бюджет и бюджетная система --------------------------------- 4
Бюджетные расходы ---------------------------------------------------------------------- 4
Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета ---- 6
Государственный долг ------------------------------------------------------------------- 7
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика ----------------------------------9
2.1 Направления бюджетно-налоговой политики и её инструменты -----------9
2.2 Бюджетный дефицит и способы его финансирования -------------------------11
Задача -------------------------------------------------------------------------------14
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 16
Список литературы -----------------------------------------------------------------------17
Расходы на национальную
Конъюнктурным целям
В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры – сокращаются.
Структура расходов
Расходы
на кредитование экспорта, страхование
экспортных кредитов и вывозимого государственного
капитала, финансируемые из бюджета,
стимулируют экспорт и в
Действенность
госрегулирования экономики с помощью
бюджетных расходов зависит, во-первых,
от относительных размеров расходуемых
сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры
этих расходов; в-третьих, от
эффективности использования каждой единицы
расходуемых средств.
1.3
Подходы к проблеме
сбалансированности
государственного бюджета.
Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними); Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).
Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена — заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
В
целях сохранения хозяйственной
и социальной стабильности правительства
развитых стран всемерно избегают неоправданной
эмиссии денег. Для этого в систему рыночной
экономики встроен специальный блок-предохранитель:
конституционно закрепленная в большинстве
стран независимость национального эмиссионного
банка от исполнительной и законодательной
власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать
правительство, таким образом, ставится
заслон инфляционному взрыву, который
мог произойти, если бы деньги печатались
по желанию правительства.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению ценных государственных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами ценных правительственных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита — росту учетной ставки.
Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок ценных государственных бумаг может привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или выкупая досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов. Однако эти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой. Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.
Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности государственного бюджета.
Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Неолиберальный и неоклассический подход преобладают в последние годы к США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.
Неокейнсианское
направление полагает, что сбалансированный
госбюджет мешает антициклической и даже
антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы
исходят из того, что государственные
расходы являются важной частью совокупного
спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают,
что в период высокой безработицы и соответствующего
падения доходов налоговые поступления
в бюджет сокращаются. Это подталкивает
государство к сокращению расходов для
сохранения сбалансированного бюджета
или/и к увеличению налоговых ставок, в
результате чего совокупный спрос в стране
сокращается еще больше (примером может
служить Россия в 90-е гг.). В период же избыточного
спроса с высокой инфляцией автоматически
возрастают налоговые поступления в бюджет,
и для уменьшения возможного профицита
правительство снижает налоговые ставки
или/и увеличивает государственные расходы,
что еще больше увеличивает избыточный
спрос и соответственно инфляцию. Поэтому
неокейнсианцы полагают, что в период
спада нужно дать государству возможность
увеличивать государственные расходы
и снижать налоги для оживления хозяйственной
жизни, а в период избыточного спроса нужна
сдерживающая политика в виде уменьшения
государственных расходов я увеличения
налоговых ставок, И та, и другая политика
ведет к несбалансированности бюджета.
1.4
Государственный
долг.
Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают: проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.
Государственный долг
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определённые услуги.
Внутренний долг государства – долг своему населению – приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.
Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. [4; 387]
Обычно
правительства стран-должников
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика.
2.1
Направления бюджетно-
Главными
средствами перераспределения доходов
и наиболее важными орудиями государственного
регулирования экономики и экономической
политики являются бюджет и налоги. Это
тесно связанные категории, поэтому часто
говорят о бюджетно-налоговой политике
(сфере, системе, отношениях и т.п.) Часто
вместо термина «бюджетно-налоговый»
используют его синоним «фискальный»
(от лат. fiscus — государственная казна и
fiscalis -относящийся к казне).
В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера отношения и т.д.) или иногда просто — «финансы».
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.
Информация о работе Бюджет и основные направления бюджетной политики