Безработица в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономические проблемы безработицы в Казахстане и пути ее преодоления, применяя макроэкономический анализ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. раскрыть сущность понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
2. проанализировать безработицу и современное состояние рынка труда в целом по Республике Казахстан;
3. выявить социально-экономические последствия безработицы в Казахстане;

Файлы: 1 файл

Безработица.docx

— 55.87 Кб (Скачать)

      *   активизации работы по сбору информации о имеющихся вакансиях;

      *   информированию населения и работодателей о ситуации на рынке труда;

      *   консультированию лиц, испытывающих трудности в поиске работы;

      *   направлению на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации безработных с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда и повышение качества обучения, включая целевые группы;

      *   проведению мониторинга спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

      *   реализации активной политики занятости путем создания новых рабочих мест, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, содействия в трудоустройстве безработных, развития эффективности общественных работ с учетом их экономической и общественной значимости.

8) Взаимодействие  уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными  агентствами, занимающимися трудовым  посредничеством в вопросах регулирования  занятости и рынка труда, будет  осуществляться путем:

      *   расширения взаимодействия уполномоченных органов с частными агентствами занятости и неправительственными организациями в сфере содействия трудоустройству;

      *   развития системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

      *   взаимодействия по вопросу содействия трудоустройства выпускников организаций образования между уполномоченными органами, организациями образования и работодателями.

Политика занятости  была и остается самой действенной  социальной политикой 

Отмечено, что к  одной из наиболее успешных программ Правительства РК является Дорожная карта. Так, в 2009 году направлено на финансирование программы 152,6 млрд. тенге; реализовано 4 409 проектов Дорожной карты; открыто 258,5 тыс. новых рабочих мест, трудоустроено 247,1 тыс. человек; на социальные рабочие  места трудоустроено 69,6 тыс. человек; на подготовку и переподготовку кадров было направлено 93,8 тыс. человек.

Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда. 

3.2 Регулирование  занятости и безработицы в  РК 

Для регулирования  занятости и безработицы в  нашей стране необходима система  управления трудовыми ресурсами, которая  позволила не только эффективно потреблять рабочую силу, но также ее подготавливать, распределять и перераспределять между  отраслями народного хозяйства.

Трудовые ресурсы  в нашей стране служат объектом социального  управления, т.е. целенаправленного  воздействия и регулирования  со стороны общества.

Трудовые ресурсы  как объект управления отличаются большим  своеобразием в связи с тем, что  они выступают как производители  и потребители материальных и  духовных благ, а их роль в экономическом  и социальном прогрессе растет. По мере углубления общественного разделения труда усложняются функции управления трудовыми ресурсами, увеличиваются  их количественные и качественные признаки, многообразие структурных взаимосвязей, число факторов, подлежащих анализу и учету.

Особенность управления трудовыми ресурсами состоит  в необходимости всестороннего  учета интересов личности и общества. Система управления трудовыми ресурсами  включает в себя три подсистемы: первая – формирование  трудовых ресурсов с целью удовлетворения потребности национального хозяйства  в квалифицированных кадрах рабочих  и специалистов и возмещения физических и духовных способностей рабочей  силы; вторая – распределение  и  перераспределение рабочей силы – с целью обеспечения полной (или максимальной) занятости трудоспособного  населения, оптимального распределения  и перераспределения рабочей  силы; третья – использование  трудовых ресурсов с целью эффективного потребления  рабочей силы для производства необходимых  материальных и духовных благ.

Первая подсистема - формирование трудовых ресурсов. От ее нормального функционирования зависят  все остальные фазы воспроизводства  рабочей силы. От того, например, насколько  качественно и количественно  будут подготовлены квалифицированные  кадры, зависит эффективность использования  трудовых рecурсов. Управление формированием трудовых ресурсов начинается с управления демографической политикой.

Состояние трудового  потенциала всей страны и его отдельных  регионов во многом определяется демографическими тенденциями, его количественные и  качественные показатели зависят от динамики численности трудоспособного  населения, половой и возрастной структуры, физического и психического здоровья, образовательного уровня и  др.

Между ростом населения, его половозрастной структурой и  увеличением трудовых ресурсов существует определенная зависимость. И очень  важно органам управления стремиться к тому, чтобы на каждом отрезке  времени соотношение по полу и  возрасту населения было оптимальным. На это и должно быть нацелено осуществление  демографической политики как части  социальной политики общества, направленной на достижение желательного типа воспроизводства  населения с учетом региональных различий. Существующие демографические  тенденции требуют пристального внимания. Для эффективного управления демографической политикой необходимо проводить исследования демографического развития отдельных регионов. Особое внимание следует уделять мерам  по улучшению здоровья населения, повышению  занятости молодежи, уровня жизни  населения.

Для эффективного функционирования второй подсистемы - управления процессами распределения и перераспределения  необходим четкий механизм планирования и прогнозирования потребности  современной экономики в трудовых ресурсах различной квалификации. На сегодняшнем этапе развития казахстанской  научной экономической мысли  этому направлению уделяется  много внимания, обосновано это в  первую очередь переходом системы  образования на новые методы работы. В ближайшее время особое внимание будет уделяться решению проблем  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки квалифицированных  кадров в соответствии с изменяющимся спросом на рабочую силу. Для успешного решения проблемы взаимосвязи рынка образовательных услуг и занятости населения необходимо более четкое взаимодействие органов образования и службы занятости. В этом плане предполагается осуществление следующих мер:

   * организовать  мониторинг и прогнозирование  рынка труда, потребностей в  кадрах определенных профессий  и специальностей;

   * ориентировать  профессиональную подготовку на  обучение по профессиям;

   * и специальностям, которые обеспечивают конкурентоспособность  работника на рынке труда;

   * перейти  на регионально-отраслевой принцип  планирования потребности в подготовке  рабочих и специалистов в учреждениях  начального, среднего и высшего  профессионального образования;

   * обеспечить  гибкий вход и выход из системы  профессионального образования  в соответствии с потребностями  рынка труда и личности;

   * формировать  системы непрерывного профессионального  обучения, включая обучение на  рабочем месте, развитие возможностей  самообучения;

   * решать проблемы  адекватного реагирования на  перемены в системе образовательных  услуг в связи с переменами  на рынке труда;

   * совершенствовать  систему эффективной профессиональной. подготовки взрослого населения  на базе государственных образовательных  учреждений;

   * своевременно  реагировать на изменения в  спросе и предложении рабочей  силы, добиваясь согласованности  спроса и предложения на образовательные  услуги в профессионально-квалификационном  разрезе.

Наконец функционирование третей подсистемы предполагает создание эффективного механизма планирования, отбора и оценки эффективности использования  имеющегося трудового потенциала, как  отдельных работников, так и их совокупности. И здесь еще не существует четких методик оценки трудового  потенциала, нет единого подхода  к количественному представлению  этого потенциала.

Таким образом, общая  цель всей системы управления трудовыми  ресурсами состоит не только в  эффективном потреблении рабочей  силы, но также в эффективной ее подготовке, распределений и перераспределении  между отраслями народного хозяйства  на территории страны, в их единстве и взаимообусловленности, направленных на достижение удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и  каждого его члена при наименьших затратах живого труда. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Важным принципом  с позиций обеспечения занятости  населения при стабилизации экономики  является нахождение компромисса между  экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все  варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться  по их влиянию на рынок труда и  корректироваться, если возникнет в  этом необходимость.

    При выборе  путей формирования рынка труда  надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних  закономерностей, присущих развитию  занятости и сохраняющихся в  условиях рыночной экономики,  поскольку многие факторы, влияющие  на важнейшие параметры занятости,  зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная  структура, расселение населения  в городской и сельской местностях  и т.д.).

   Одним из  основных элементов формирования  политики эффективной занятости  является разработка и задействование  механизма, регулирующего динамичное  равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда.  В этой связи следует выделить  два блока проблем: 

– оживление экономической  ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для  динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих  мест и увеличению потребности предприятий  и организаций в рабочей силе;

–  совершенствование  системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций  и льгот, снижающих потребность  в труде отдельных социально-демографических  групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

При правильной организации  рынка труда и его составных  элементов затраты мгновенно  окупают соответствующие издержки, но дают трудно переоценимый социально-экономический  результат на макро- и микро уровнях. Это неоспоримо. Примеров можно привести сколько угодно – эффективная  занятость, минимальная (естественная) безработица и т.д.

Следовательно, отношения  в области занятости – это  наиболее важные отношения в нашей  жизни, и не случайно именно это сфера  привлекает к себе столь пристальное  внимание со стороны законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных  основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества  социальных проблем и явлений.

В настоящее время  ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой экономики, как это было всего несколько лет назад. В рамках Программы занятости населения в республике широко используются активные меры политики занятости: трудоустройство, организация общественных работ, профессиональное обучение безработных.

Таким образом, одним  из основных элементов формирования политики эффективной занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. Для  достижения всех этих целей требуется  создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. 

Информация о работе Безработица в Республике Казахстан