Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономические проблемы безработицы в Казахстане и пути ее преодоления, применяя макроэкономический анализ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. раскрыть сущность понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
2. проанализировать безработицу и современное состояние рынка труда в целом по Республике Казахстан;
3. выявить социально-экономические последствия безработицы в Казахстане;
Наличие циклической
безработицы (когда фактический
уровень безработицы превышает
ее естественный уровень) означает, что
ресурсы используются не полностью.
Поэтому фактический ВВП
Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен.
В начале 60-х годов
он предложил формулу, которая показывала
связь между отставанием
где Y – величина фактического ВВП (ВНП);
Y* - величина потенциального ВВП (ВНП);
β – коэффициент Оукена;
U – фактический уровень безработицы;
U* - естественный уровень безработицы.
Если применять коэффициент 2,5 (β) , предложенный Оукеном, и в качестве естественной безработицы (U*) взять общепринятую цифру в 4 %, то можно с помощью данной формулы рассчитать потери экономики Казахстан за 2009 год (уровень фактической безработицы по стране (U) составил 6,6 %) :
= -2,5 (6,6-4) = -6,5 %
Очевидно, что Казахстан по причине незанятости трудовых ресурсов потеряла 6,5 % от ВВП, который составил в 2009 году 105,92 млрд. долларов США. То есть потери можно рассчитать так:
105,92 млрд. долл. * 6,5 % = 6,9 млрд. долл.
Расчет экономических
последствий позволяет сделать
вывод, что безработица является
серьезной проблемой для
Помимо чисто экономических
последствий нельзя сбрасывать со счетов
и значительные социальные и моральные
последствия безработицы, ее негативное
влияние на общественные ценности и
жизненные интересы граждан. Вынужденная
бездеятельность значительной массы
трудоспособного населения и
каждого человека в отдельности
ведет к появлению жизненной
депрессии, потери квалификации и практических
навыков; снижаются моральные устои,
растет преступность, теряется самоуважение,
распадаются семьи, растет социальная
напряженность в обществе, которая
характеризуется также
В связи с потерей работы многие семьи оказываются за чертой бедности.
Бедность – это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию.
Доля населения республики, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума в 2009 году составила 10,2%.
Беспризорность – это еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как-то мог прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи.
Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны.
Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.
В таблицах 4-5 предложена
развернутая классификация
Таблица 4 – Социальные последствия безработицы
Отрицательные | Положительные |
1. Обострение криминогенной
ситуации.2. Усиление социальной
напряженности. 3. Рост количества
физических и душевных
Таблица 5 – Экономические последствия безработицы
Отрицательные | Положительные |
1. Обесценивание
последствий обучения.2. Сокращение
производства.3. Затраты на помощь
безработным.4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненного уровня. 6.
Недопроизводство
Таким образом, расчет
экономических последствий
3 ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
3.1 Меры государства по повышению занятости
Безработица представляет
собой макроэкономическую проблему,
оказывающую наиболее прямое и сильное
воздействие на каждого человека.
Потеря работы для большинства людей
означает снижение жизненного уровня
и наносит серьезную
В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. Каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения
и перераспределения рабочей
силы зависит от множества факторов,
главные из которых – изменение
форм собственности, ликвидация нерентабельных
и неконкурентоспособных
Регулирующая роль
государства должна состоять в постоянном
поддержании сбалансированности экономических
приоритетов и приоритетов
Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики – максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана
Государственная программа
* осуществление мер, стимулирующих рост уровня занятости населения;
* содействие занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для инвалидов;
* информационная поддержка политики занятости населения в регионе.
Основные направления и механизм реализации Программы:
1) Меры, стимулирующие
рост уровня занятости
Рост занятости населения будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики путем:
* реализации государственных и отраслевых программ, привлечения внутренних и внешних инвестиций, выделения кредитных ресурсов под проекты, предусматривающие создание новых рабочих мест;
* организации социальных рабочих мест для целевых групп, развития временной занятости на общественных работах.
2) Меры по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
Для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы необходимо совершенствование мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда.
В этих целях предполагается:
* прогнозировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг по подготовке специалистов;
* осуществлять мониторинг спроса на рабочую силу с целью определения потребности работодателей в рабочей силе;
* повышать конкурентоспособность на рынке труда лиц, ищущих работу за счет профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных;
* развивать профессиональную ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
3) Организация занятости
целевых групп населения
* создания социальных рабочих мест;
* приоритетного права при направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и общественные работы;
* содействия трудоустройству на текущие вакансии;
* профессиональной ориентации, информирования и консультирования;
* установления квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
* проведения мониторинга занятости целевых групп населения;
* взаимодействия уполномоченных органов и органов уголовно-исполнительной системы;
* предоставления органам уголовно - исполнительной системы перечня профессий, специальностей, пользующихся спросом на рынке труда с целью организации обучения лиц, отбывающих наказание;
* уведомления уполномоченных органов о прибытии лиц, освобожденных из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения по месту жительства.
4) Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства.
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться за счет:
* создания благоприятных условий, увеличения возможности кредитования субъектов малого бизнеса;
* развития частной сферы услуг и гибких форм занятости, национальных промыслов;
* поддержки трудовой и предпринимательской инициативы лиц, желающих открыть свое дело, направления безработных на обучение с целью дальнейшей ориентации их на самостоятельное создание рабочего места.
5) Организация
гибкой системы
Организация гибкой
системы профессиональной подготовки
и переподготовки безработных с
учетом потребностей на рынке труда
будет проводиться путем
6) Организация и
совершенствование
7) Меры по
повышению роли местных
Местными исполнительными органами будет продолжена работа по: