Безработица в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить причины, виды и последствия безработицы в Республике Казахстан
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов безработицы;
анализ безработицы в Республике Казахстан

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ……………....5
1.1. Население страны с макроэкономической точки зрения………………….5
1.2. Причины, виды и типы безработицы……………………………...………...8

Глава 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В КАЗАХСТАНЕ…………………...……………………………………………..16
2.1. Анализ безработицы и пути её сокращения в Казахстане…………….…16
2.2. Повышение уровня жизни населения Казахстана……………………...…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………..

Файлы: 1 файл

340 Безработица причины, виды, уровень, экономические и социальные последствия.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

   Рекордные цены на сырьевые товары еще больше обогатили казахстанских олигархов, которые владеют природлными  ресурсами. Кроме энергоресурсов и  металловцены резко выросли и  на продовольственное сырье, в том числе зерно, а значит и латифудисты тоже намного разбогатели, хотя меньше, чем владельцы энергоресурсов. Прожиточный минимум - это необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины.

   Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов  питания, товаров и услуг, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  человека в натуральном и стоимостном  выражении. Она состоит из продовольственной  корзины и фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и платные услуги. Доля расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и услуги для расчета прожиточного минимума установлена в размере 40% стоимости минимальной потребительской корзины. Величина прожиточного минимума (ВПМ) рассчитывается исходя из стоимости минимальной продовольственной корзины увеличенной на фиксированную долю расходов на минимально необходимые непродовольственне товары и платные услуги.

   До 1992 года численность населения имевшего доходы ниже прожиточного минимума непревышала 2% и советский прожиточный минимум был гораздо выше казахстанского, который остается до сих пор заниженным. До 1 июля 2008 года ВПМ в среднем на душу населения по стране, 10515 тенге, с 1 июля 2008 года ВПМ выросла до 13183 тенге, в том числе продовольственные товары 7910 тенге, непродовольственные товары и платные услуги 5273 тенге. Изменение к предыдущему месяцу 99,0%, к декабрю 2007года 122,4%. Существенный рост инфляции, который возобновился с 2006 года задел все слои населения, но особенно больно ударил по социально уязвимым слоям и увеличил долю населения, которая живет на доходы ниже прожиточного минимума. Динамика доходов домохозяйств, использованных на потребление отображена в таблице 2 

Таблица 2 – Доходы населения, использованные на потребление в РК в региональном разрезе (в среднем на душу в месяц, тенге)*

  2003 2004 2005 2006 2007 2008
Республика  Казахстан 7569 8387 9751 13723 16935 20037
Акмолинская 8114 8582 9879 12713 16482 20426
Актюбинская 9411 9820 10737 14747 18329 22139
Алматинская 6353 7732 9121 11791 15315 16874
Атырауская 7373 8262 9433 14604 16775 18089
Восточно-Казахстанская 8155 9190 10936 15832 17528 21026
Жамбылская 5030 6394 6883 9983 14354 15579
Западно-Казахстанская 8017 8655 9302 13391 15484 17572
Карагандинская 8588 9446 11307 14190 18354 23026
Костанайская 6971 7566 9003 12914 16698 19862
Кызылординская 5678 5925 7073 9027 12117 14287
Мангистауская 8600 9904 12445 14005 15630 18604
Павлодарская 7903 8847 10888 16456 18493 22251
Северо-Казахстанская 7933 8215 9734 12413 15210 19522
Южно-Казахстанская 4945 5700 6645 9930 12488 14809
г. Астана 15661 16523 20117 28376 31573 38824
г. Алматы 11680 12191 13491 18386 23361 26798
*Источник: Данные  Агентства Республики Казахстан по статистике
 

   Даже  по официальной статистике, которая  умеет занижать отрицательные показатели доля населения с доходами, ниже величины прожиточного минимума, в  І квартале 2007 года составляла 11,6%. Во II квартале эта доля снизилась до 11,1%, в III квартале выросла до 13,8% как раз на этот периода пришелся пик спада цен на жилье, новый рост инфляции и замедление экономического роста, в IV квартале снова снижение до 9,6%. Только в І квартал 2008 года небольшой рост до 10,6%. Для оценки уровня инфляции для малоимущих, то есть для граждан, имеющих доходы ниже официального прожиточного минимума в данном регионе, специалисты использовали данные по динамике стоимости минимального набора продуктов питания. В целом по стране этот набор за полгода подорожал на 20,6%. Однако быстрее всего растут цены на продукты, которые составляют основу рациона беднейших слоев населения.. В такой ситуации по итогам 2008 года стоимость минимального набора продуктов питания может возрасти не менее чем на 30%, а рост тарифов за платные услуги составит 18–20%. Инфляция для бедных почти вдвое превышает официальный уровень, а это уже означает обнищание этой части населения. Показатели уровня бедности  (глубина и острота )отображены в таблице 3 

Таблица 3 – Показатели бедности в Республике Казахстан в региональном разрезе* (в процентах)*

  Глубина бедности Острота бедности
2007 2008 2007 2008
Республика  Казахстан 2,4 2,3 0,8 0,7
Акмолинская 4,5 2,1 1,7 0,7
Актюбинская 2,4 1,1 0,9 0,3
Алматинская 4,1 4,8 1,4 1,7
Атырауская 1,9 3,4 0,5 1,1
Восточно-Казахстанская 1,9 1,8 0,6 0,5
Жамбылская 1,6 1,8 0,4 0,4
Западно-Казахстанская 2,2 1,8 0,7 0,4
Карагандинская 1,7 1,2 0,5 0,4
Костанайская 1,4 1,3 0,3 0,4
Кызылординская 4,6 4,9 1,4 1,7
Мангыстауская 5 5,5 1,3 1,4
Павлодарская 1,6 1,2 0,5 0,3
Северо-Казахстанская 3 2,3 0,9 0,8
Южно-Казахстанская 2,3 2,4 0,6 0,6
г. Астана 0,3 0,3 0,1 0,0
г. Алматы 1,4 2,0 0,4 0,5
*Источник: Данные  Агентства Республики  Казахстан по статистике
 

   Усиливаются такие негативные тенденции, как ухудшение физического здоровья, сокращение средней продолжительности жизни, рост преступности, увеличение дифференциации доходов различных групп населения, ухудшение социальной защищенности, социальная деградация части населения и др. Результаты исследований качества жизни населения региона дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры. Социально-экономическая ситуация в регионах РК предопределяет необходимость проведения социологических исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения региона. Корректное использование показателей удовлетворенности жизнью при оценке ее качества связано с необходимостью учета определенных ограничений, а именно:

  • зависимости степени удовлетворенности от уровня самих потребностей,
  • ее зависимости от компаративного фона,
  • зависимости от темпоральной асимметрии оценок,
  • обусловленности степени удовлетворенности:
    • характером социальных отношений,
    • общепринятыми нормами поведения,
    • манипулированием массовым сознанием,
    • степенью свободы выбора,
    • личностными особенностями людей.

   Улучшение качества жизни возможно по трем основным направлениям:

  • удовлетворение социально-значимых потребностей населения;
  • коррекция ценностно-целевых ориентации человека, формирование разумных человеческих потребностей;
  • рост, возвышение потребностей населения.

  Возможные модели управления процессами улучшения  качества жизни могут быть направлены на:

  • выживание людей,
  • их адаптацию к меняющимся социально-экономическим условиям,
  • социальную самореализацию.

    Успешное  управление процессами повышения  качества жизни населения возможно  на основе принципов: 

  • единства социальной и экономической политики,
  • баланса экономической эффективности и социальной защиты населения,
  • стандартизации социальной самореализации,
  • дифференцированного подхода,
  • адресной социальной поддержки,
  • социального выравнивания городских территорий,
  • программно-целевого принципа,
  • рационального использования ресурсов,
  • социального партнерства,
  • компаративно-состязательного принципа,
  • обратной связи

   Сейчас  идут частые дебаты по поводу того, какой  подход для решения проблемы безработицы  нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта.

   Для выхода из кризисной ситуации и подъема  производства необходимо активное участие  государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий.

   Вторым  ключом решения проблемы безработицы  со стороны государства является улучшение работы центров занятости. В городе Алматы из-за невозможности найти работу через организации по трудоустройству безработные и незанятое население сформировало свою «биржу труда» - это проспект Сейфуллина. Так не только в Алматы, но и в других районных центрах республики – я уверен. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Но этого всего нельзя добиться без поддержки народа Республики Казахстан. Как сказал президент Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» - «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет». И думаю, что не только я соглашусь с этим высказыванием. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Еще относительно недавно слово «безработица»  ассоциировалось исключительно  с Западом. Сейчас, увы, безработица  стала неотъемлемой частью нашей  с вами жизни. И тот из нас, кто  лично ее не испытал, все равно  наглядно знаком с проблемой на примере своих близких и знакомых. Даже временная потеря работы серьезно отражается на психологическом самочувствии человека: он переживает стресс. Западные исследователи утверждают, что на один процент прироста безработицы приходится два процента роста попыток суицида. В Казахстане никто в таком ракурсе проблему не рассматривал, поэтому мы можем лишь гадать. Но догадки оптимизма не прибавляют. В Казахстане существует профессиональная дискриминация по признаку пола. Огромное значение работодатели придают возрасту кандидатов. При этом возрастной ценз у мужчин и женщин существенно отличается. Все чаще руководитель указывает в своей заявке, что ему нужны сотрудники – мужчины до 40 лет, в то время как возраст женщины не должен превышать 35. Чем обусловлен такой подход, толком никто объяснить не может, но при этом очевидно (только почему-то не для работодателей), что опыт работы и профессионализм у тех, кому за 40, значительно выше, чем у молодых. В обход Конституции работодатели устанавливают разный уровень оплаты труда мужчинам и женщинам, выполняющим одинаковую работу. В среднем на один заработанный мужчинами доллар приходится семьдесят центов заработка женщин.

   При этом к женщине предъявляют значительно  больше требований. 
Итак, для женщин: возраст до 35 лет, опыт работы в данной сфере не менее 10 лет, высшее образование, презентабельная внешность, знание хотя бы одного иностранного языка, умение работать на компьютере, наличие авто, отсутствие детей. Большинство из перечисленного скорее всего не понадобится, но в заявке обязательно указано. Для мужчин  список требований короче и скромнее: высшее образование, опыт работы не менее 5 лет, знания ПК, наличие автомобиля.

   Объясняется очень просто – большинство работодателей  мужчины, а им (что естественно) проще  работать с представителями своего пола, нет нужды выбирать выражения, если что–то не так, можно и кулаком по столу.

   С женщинами такой метод в ряде случаев может спровоцировать далеко идущие последствия. В Республике Казахстан были приняты «Закон о занятости населения», новый Кодекс законов о труде, стали появляться биржи труда. Но, как говорится, закон - законом, а у нас рыночные отношения, и часто работодатель чувствует себя главной фигурой. Он уверен, что на предлагаемое место всегда найдутся желающие. Как результат - позволяет себе некорректные, а иногда и противоправные действия. В некоторых частных предприятиях предусматривается так называемый «испытательный срок» для новичков. Его продолжительность часто доходит до трех месяцев.

Информация о работе Безработица в Казахстане