Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:22, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить причины, виды и последствия безработицы в Республике Казахстан
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов безработицы;
анализ безработицы в Республике Казахстан
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ……………....5
1.1. Население страны с макроэкономической точки зрения………………….5
1.2. Причины, виды и типы безработицы……………………………...………...8
Глава 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В КАЗАХСТАНЕ…………………...……………………………………………..16
2.1. Анализ безработицы и пути её сокращения в Казахстане…………….…16
2.2. Повышение уровня жизни населения Казахстана……………………...…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………..
Рекордные
цены на сырьевые товары еще больше
обогатили казахстанских
Минимальная
потребительская корзина
До
1992 года численность населения имевшего
доходы ниже прожиточного минимума непревышала
2% и советский прожиточный минимум был
гораздо выше казахстанского, который
остается до сих пор заниженным. До 1 июля
2008 года ВПМ в среднем на душу населения
по стране, 10515 тенге, с 1 июля 2008 года ВПМ
выросла до 13183 тенге, в том числе продовольственные
товары 7910 тенге, непродовольственные
товары и платные услуги 5273 тенге. Изменение
к предыдущему месяцу 99,0%, к декабрю 2007года
122,4%. Существенный рост инфляции, который
возобновился с 2006 года задел все слои
населения, но особенно больно ударил
по социально уязвимым слоям и увеличил
долю населения, которая живет на доходы
ниже прожиточного минимума. Динамика
доходов домохозяйств, использованных
на потребление отображена в таблице 2
Таблица 2 – Доходы населения, использованные на потребление в РК в региональном разрезе (в среднем на душу в месяц, тенге)*
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Республика Казахстан | 7569 | 8387 | 9751 | 13723 | 16935 | 20037 |
Акмолинская | 8114 | 8582 | 9879 | 12713 | 16482 | 20426 |
Актюбинская | 9411 | 9820 | 10737 | 14747 | 18329 | 22139 |
Алматинская | 6353 | 7732 | 9121 | 11791 | 15315 | 16874 |
Атырауская | 7373 | 8262 | 9433 | 14604 | 16775 | 18089 |
Восточно-Казахстанская | 8155 | 9190 | 10936 | 15832 | 17528 | 21026 |
Жамбылская | 5030 | 6394 | 6883 | 9983 | 14354 | 15579 |
Западно-Казахстанская | 8017 | 8655 | 9302 | 13391 | 15484 | 17572 |
Карагандинская | 8588 | 9446 | 11307 | 14190 | 18354 | 23026 |
Костанайская | 6971 | 7566 | 9003 | 12914 | 16698 | 19862 |
Кызылординская | 5678 | 5925 | 7073 | 9027 | 12117 | 14287 |
Мангистауская | 8600 | 9904 | 12445 | 14005 | 15630 | 18604 |
Павлодарская | 7903 | 8847 | 10888 | 16456 | 18493 | 22251 |
Северо-Казахстанская | 7933 | 8215 | 9734 | 12413 | 15210 | 19522 |
Южно-Казахстанская | 4945 | 5700 | 6645 | 9930 | 12488 | 14809 |
г. Астана | 15661 | 16523 | 20117 | 28376 | 31573 | 38824 |
г. Алматы | 11680 | 12191 | 13491 | 18386 | 23361 | 26798 |
*Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике |
Даже
по официальной статистике, которая
умеет занижать отрицательные показатели
доля населения с доходами, ниже
величины прожиточного минимума, в
І квартале 2007 года составляла 11,6%. Во
II квартале эта доля снизилась до 11,1%,
в III квартале выросла до 13,8% как раз на
этот периода пришелся пик спада цен на
жилье, новый рост инфляции и замедление
экономического роста, в IV квартале снова
снижение до 9,6%. Только в І квартал 2008 года
небольшой рост до 10,6%. Для оценки уровня
инфляции для малоимущих, то есть для граждан,
имеющих доходы ниже официального прожиточного
минимума в данном регионе, специалисты
использовали данные по динамике стоимости
минимального набора продуктов питания.
В целом по стране этот набор за полгода
подорожал на 20,6%. Однако быстрее всего
растут цены на продукты, которые составляют
основу рациона беднейших слоев населения..
В такой ситуации по итогам 2008 года стоимость
минимального набора продуктов питания
может возрасти не менее чем на 30%, а рост
тарифов за платные услуги составит 18–20%.
Инфляция для бедных почти вдвое превышает
официальный уровень, а это уже означает
обнищание этой части населения. Показатели
уровня бедности (глубина и острота
)отображены в таблице 3
Таблица 3 – Показатели бедности в Республике Казахстан в региональном разрезе* (в процентах)*
Глубина бедности | Острота бедности | |||
2007 | 2008 | 2007 | 2008 | |
Республика Казахстан | 2,4 | 2,3 | 0,8 | 0,7 |
Акмолинская | 4,5 | 2,1 | 1,7 | 0,7 |
Актюбинская | 2,4 | 1,1 | 0,9 | 0,3 |
Алматинская | 4,1 | 4,8 | 1,4 | 1,7 |
Атырауская | 1,9 | 3,4 | 0,5 | 1,1 |
Восточно-Казахстанская | 1,9 | 1,8 | 0,6 | 0,5 |
Жамбылская | 1,6 | 1,8 | 0,4 | 0,4 |
Западно-Казахстанская | 2,2 | 1,8 | 0,7 | 0,4 |
Карагандинская | 1,7 | 1,2 | 0,5 | 0,4 |
Костанайская | 1,4 | 1,3 | 0,3 | 0,4 |
Кызылординская | 4,6 | 4,9 | 1,4 | 1,7 |
Мангыстауская | 5 | 5,5 | 1,3 | 1,4 |
Павлодарская | 1,6 | 1,2 | 0,5 | 0,3 |
Северо-Казахстанская | 3 | 2,3 | 0,9 | 0,8 |
Южно-Казахстанская | 2,3 | 2,4 | 0,6 | 0,6 |
г. Астана | 0,3 | 0,3 | 0,1 | 0,0 |
г. Алматы | 1,4 | 2,0 | 0,4 | 0,5 |
*Источник: Данные Агентства Республики Казахстан по статистике |
Усиливаются такие негативные тенденции, как ухудшение физического здоровья, сокращение средней продолжительности жизни, рост преступности, увеличение дифференциации доходов различных групп населения, ухудшение социальной защищенности, социальная деградация части населения и др. Результаты исследований качества жизни населения региона дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры. Социально-экономическая ситуация в регионах РК предопределяет необходимость проведения социологических исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения региона. Корректное использование показателей удовлетворенности жизнью при оценке ее качества связано с необходимостью учета определенных ограничений, а именно:
Улучшение качества жизни возможно по трем основным направлениям:
Возможные модели управления процессами улучшения качества жизни могут быть направлены на:
Успешное
управление процессами
Сейчас идут частые дебаты по поводу того, какой подход для решения проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта.
Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий.
Вторым
ключом решения проблемы безработицы
со стороны государства является
улучшение работы центров занятости.
В городе Алматы из-за невозможности
найти работу через организации по трудоустройству
безработные и незанятое население сформировало
свою «биржу труда» - это проспект Сейфуллина.
Так не только в Алматы, но и в других районных
центрах республики – я уверен. Качественная
работа центров занятости заметно бы уменьшила
уровень безработицы, так как сейчас многим
предприятиям необходимы квалифицированные
кадры, в то время как эти квалифицированные
кадры вынуждены пополнять ряды «челночников»
для обеспечения своего существования.
А, так как, «челночники» относятся к теневой
экономике, а они сейчас составляют около
35% валового внутреннего продукта страны,
то правительству необходимо принять
меры по ужесточению контроля над ними.
Но этого всего нельзя добиться без поддержки
народа Республики Казахстан. Как сказал
президент Н.А. Назарбаев на презентации
своей новой стратегии вывода страны из
кризиса «Казахстан-2030» - «… мы (правительство)
не сможем осуществить все эти реформы
без должной поддержки народа республики,
так как именно народ Казахстана единственный
кто может поднять страну из кризиса. Нельзя
постоянно надеяться на то, что придет
заграничный бизнесмен, проинвестирует
в страну миллионы долларов и жить станет
лучше. Такого не будет». И думаю, что не
только я соглашусь с этим высказыванием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще относительно недавно слово «безработица» ассоциировалось исключительно с Западом. Сейчас, увы, безработица стала неотъемлемой частью нашей с вами жизни. И тот из нас, кто лично ее не испытал, все равно наглядно знаком с проблемой на примере своих близких и знакомых. Даже временная потеря работы серьезно отражается на психологическом самочувствии человека: он переживает стресс. Западные исследователи утверждают, что на один процент прироста безработицы приходится два процента роста попыток суицида. В Казахстане никто в таком ракурсе проблему не рассматривал, поэтому мы можем лишь гадать. Но догадки оптимизма не прибавляют. В Казахстане существует профессиональная дискриминация по признаку пола. Огромное значение работодатели придают возрасту кандидатов. При этом возрастной ценз у мужчин и женщин существенно отличается. Все чаще руководитель указывает в своей заявке, что ему нужны сотрудники – мужчины до 40 лет, в то время как возраст женщины не должен превышать 35. Чем обусловлен такой подход, толком никто объяснить не может, но при этом очевидно (только почему-то не для работодателей), что опыт работы и профессионализм у тех, кому за 40, значительно выше, чем у молодых. В обход Конституции работодатели устанавливают разный уровень оплаты труда мужчинам и женщинам, выполняющим одинаковую работу. В среднем на один заработанный мужчинами доллар приходится семьдесят центов заработка женщин.
При
этом к женщине предъявляют
Итак, для женщин: возраст до 35 лет, опыт
работы в данной сфере не менее 10 лет, высшее
образование, презентабельная внешность,
знание хотя бы одного иностранного языка,
умение работать на компьютере, наличие
авто, отсутствие детей. Большинство из
перечисленного скорее всего не понадобится,
но в заявке обязательно указано. Для мужчин
список требований короче и скромнее:
высшее образование, опыт работы не менее
5 лет, знания ПК, наличие автомобиля.
Объясняется очень просто – большинство работодателей мужчины, а им (что естественно) проще работать с представителями своего пола, нет нужды выбирать выражения, если что–то не так, можно и кулаком по столу.
С женщинами такой метод в ряде случаев может спровоцировать далеко идущие последствия. В Республике Казахстан были приняты «Закон о занятости населения», новый Кодекс законов о труде, стали появляться биржи труда. Но, как говорится, закон - законом, а у нас рыночные отношения, и часто работодатель чувствует себя главной фигурой. Он уверен, что на предлагаемое место всегда найдутся желающие. Как результат - позволяет себе некорректные, а иногда и противоправные действия. В некоторых частных предприятиях предусматривается так называемый «испытательный срок» для новичков. Его продолжительность часто доходит до трех месяцев.