Безработица в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить причины, виды и последствия безработицы в Республике Казахстан
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов безработицы;
анализ безработицы в Республике Казахстан

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ……………....5
1.1. Население страны с макроэкономической точки зрения………………….5
1.2. Причины, виды и типы безработицы……………………………...………...8

Глава 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В КАЗАХСТАНЕ…………………...……………………………………………..16
2.1. Анализ безработицы и пути её сокращения в Казахстане…………….…16
2.2. Повышение уровня жизни населения Казахстана……………………...…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………..

Файлы: 1 файл

340 Безработица причины, виды, уровень, экономические и социальные последствия.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

   Если  говорить о влиянии мирового кризиса  на рост безработицы, следует четче  акцентировать отдельные аспекты  этой архиважной проблемы. Сокращение численности занятых в банковских структурах и жилищном строительстве, а также в других организациях, которые связаны с этими сферами, уже произошло. В определенной степени стабилизируется занятость в малом бизнесе. Часть из них ушла в «теневой» сектор, пополнила ряды самозанятых. Если действия правительства в рамках антикризисного плана окажутся эффективными, дальнейшего сокращения занятых в этих сферах не произойдет.

   Возможно, будет и уже идет сокращение численности  занятых в экспортоориентированных  отраслях, за исключением нефтедобывающей. Это естественно, так как Казахстан  – замыкающая страна, а наши предприятия черной и цветной металлургии – замыкающие предприятия соответствующих международных корпораций. Естественно, в первую очередь увольняться будут рабочие с замыкающих предприятий, так как увольнение металлургов с митталовских предприятий в европейских странах сразу встретит сильнейший отпор со стороны как профсоюзов (которых в Казахстане практически нет), так и государства. В этом отношении заключение меморандумов с этими предприятиями нельзя рассматривать как панацею. Скорее всего, это успокоительная мера, чтобы снизить социальную напряженность. Тем более что металлургические предприятия – это градообразующие предприятия.

   Основной  упор надо сделать на создание новых  рабочих мест. Например, вместо поддержки  фирм-застройщиков, которые являются одним из «авторов» казахстанского кризиса, нужно развивать строительство дешевого арендного жилья. Высвободившиеся строители из фирм-застройщиков могут перейти в эту сферу, появится дополнительная потребность в рабочей силе.

  Надо  знать, сколько нужно рабочих  и специалистов, сколько есть рабочих мест, сколько их появится в ближайшей и более отдаленной перспективе. К сожалению, у в казахстанской статистике  нет более или менее достоверного баланса трудовых ресурсов, не говоря уже о перспективном балансе, рассчитанного хотя бы на три-пять лет вперед. Нет баланса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. Каким образом в этой связи можно проводить осознанную политику занятости по республике в целом, областям и городам, непонятно.

  Если  не решить эту проблему, будем постоянно сталкиваться как со структурной безработицей, когда есть люди с дипломами, но они не востребованы жизнью, так и созданием новых рабочих мест там, где нет трудовых ресурсов. Если бы были такие балансы, то в Министерстве труда и социальной защиты наверняка не гнались бы за реализацией капиталоемких проектов, в которых будет занято небольшое число сотрудников, а отдали бы приоритет трудоемким производствам, особенно в сельской местности, в малых и средних городах Южного Казахстана и так далее. Но этими вопросами надо заниматься планомерно и постоянно, а не превращать в разовую акцию и то под влиянием кризисной ситуации.

  Во  втором квартале 2008 года численность  безработного населения (лиц, в возрасте 15 лет и старше, которые не имели  доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) составила 557,2 тыс. человек. Это по сравнению с аналогичным периодом 2007г. меньше на 44,6 тыс. человек или на 7,4%. Уровень безработицы сложился в 6,6% (во втором квартале 2007г. – 7,3%). Среди безработных численность мужчин составила 228,7 тыс. человек (41%), женщин – 328,5  тыс. человек (59%), уровень безработицы – соответственно, 5,4% и 7,9%. Из общего числа безработных в городской местности проживает 57%, в сельской – 43%.

  В структуре безработного населения доля молодых людей в возрасте 15-24 лет составляет 17,5%, а лица в возрасте 25-29 лет – 22,1%, 30-39 лет – 24,6%, 40-44 лет – 7,7%. Уровень молодежной безработицы (15-24 лет) сложился в 7,4%. Высшее образование имели 123,8 тыс. безработных (22,2% от их общего числа), среднее профессиональное (специальное) – 129,3 тыс. (23,2%), начальное профессиональное – 55,3 тыс. человек (9,9%), среднее общее – 212,2 тыс. (38,1%).

  Лица, высвобожденные с предприятий и  организаций в связи с ликвидацией, сокращением штатов или окончанием срока трудового договора составили 116,9 тыс. человек (21% от всех безработных), уволились по собственному желанию – 104,6 тыс. человек (18,8%).

  Во  втором  квартале 2008г. не имели работу год и более 144,8 тыс. человек или 27,7% от всех безработных. Уровень долгосрочной безработицы составил 2,7% (во втором квартале 2007г. – 3,3%).

  Численность лиц, состоящих на учете в органах  занятости Министерства труда и  социальной защиты населения Республики Казахстан в качестве безработных, на конец июня 2008 года составила 62,2 тыс. человек, что на 12,1 тыс. человек (на 16,3%) меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения в июне т.г. сложилась в 0,7% (в июне 2007г. – в 0,9%).

  В экономике республики во втором квартале 2008 года были заняты 7,9 млн. человек. Относительно 2 квартала 2007г. их численность увеличилась  на 226,3 тыс. человек или на 3%. Численность  наемных работников в указанном  периоде составила 5,2 млн. человек (65,9% от общего числа занятых), самостоятельно занятых - 2,7 млн. человек (34,1%).

  Согласно  стандартам МОТ, лица которые не имели  занятия, активно его искали и  были готовы приступить классифицируются безработными. По материалам выборочного обследования занятости населения, в IV квартале 2008 года численность безработного населения составила 559,3 тыс. человек, или на 18,7 тыс. человек (на 3,5%) больше, чем в предыдущем квартале. Уровень безработицы сложился в 6,6% (в III квартале 2008г – 6,4%).  Официально зарегистрированы в органах занятости МТСЗН в качестве безработных на конец декабря 48,4 тыс. человек (0,6%).

  В I квартале 2009 года численность безработного населения составила 582,8 тыс. человек, или на 23,6 тыс. человек (на 4,2%) больше, чем в предыдущем квартале. Уровень безработицы сложился в 6,9% (в IV квартале 2008 года – 6,6%)",. Согласно статданным, официально зарегистрированы в органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения РК в качестве безработных на конец марта 2009 года 71,2 тыс. человек (0,8% от экономически активного населения). В марте 2009 года, по оценке, численность безработных составила 589,6 тыс. человек, уровень безработицы - 7%. Уровень скрытой безработицы составил 1,7% от экономически активного населения.

  Согласно  данным оперативного мониторинга, на крупные и средние предприятия в марте 2009 года были приняты 58,4 тыс. человек, выбыли по различным причинам 62,8 тыс. человек. Среди выбывших работников уволившиеся по собственному желанию составляют 72,3%, в связи с сокращением численности персонала – 5,1%, по другим причинам – 22,6%.

  В январе 2009 года уровень безработицы  составил 6,9% (оценка), а доля зарегистрированных безработных – 0,7%.

Рисунок 2 - Основные индикаторы рынка труда  (оценочные данные)*

*Источник: Данные Министерства труда и  социальной защиты

   Вместе  с тем, для определения безработицы, когда происходит сокращение производства и практикуется неполная занятость  работников на рынке труда, необходимо отслеживать скрытую безработицу. По оценке в январе 2009 года уровень скрытой безработицы составил 1,7%  от экономически активного населения.

   Скрытая безработица (вынужденная неполная занятость) – показывает какое количество работников занято в режиме сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня, а также находится в административных отпусках без сохранения заработной платы или с частичной оплатой труда.

   Уровень скрытой безработицы – доля не полностью (частично) занятых и находящихся в вынужденных отпусках работников в экономически активном населении, измеренная в процентах.

   Снижение  валового внутреннего продукта в  Казахстане может привести к повышению  уровня безработицы до 8,7% в 2009 году и до 9,5% в 2010 году. Причиной роста  уровня безработицы является также  и замораживание кредитования предприятий, которое можно было наблюдать осенью 2008 года. Вполне вероятно, что замораживание кредитования предприятий осенью 2008 года привело к резкому сокращению объема заказов во всей цепочке поставок и, соответственно, к снижению уровня занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Повышение уровня  жизни населения  Казахстана 

   Качество  жизни - это целостная характеристика уровня развития и удовлетворения потребностей людей, соотнесенных с социальными  стандартами и ресурсными возможностями  общества. В ходе рыночных реформ, с ростом экономической и политической самостоятельности, разграничением полномочий регионального и муниципального уровней власти усилилась дифференциация социально-экономического положения регионов РК. Обострилось множество противоречий экономического и социального развития, что привело к серьезным изменениям качества жизни населения, проявляющимся, прежде всего, в трудном экономическом положении населения и нарастании загрязнения природной и социальной среды. В таблице 1 отображена среднегодовая численность населения Казахстана в региональном разрезе 

Таблица 1 – Численность населения Республики Казахстан в Региональном разрезе*

  2007 2008
Республика  Казахстан 15 484 192 15 673 999
Акмолинская 748 003 744 672
Актюбинская 699 557 707 895
Алматинская 1 631 987 1 655 211
Атырауская 485 528 495 996
Западно-Казахстанская 613 895 617 048
Жамбылская 1 014 028 1 024 995
Карагандинская 1 340 725 1 344 227
Костанайская 897 263 891 780
Кызылординская 628 652 636 899
Мангистауская 398 967 416 544
Южно-Казахстанская 2 306 990 2 356 524
Павлодарская 745 657 747 639
Северо-Казахстанская 657 436 651 079
Восточно-Казахстанская 1 420 949 1 417 574
Астана  г.а. 588 566 620 998
Алматы  г.а. 1 305 993 1 344 922
*Источник: Данные  Агентства Республики Казахстан по статистике
 

   Среднемесячная  номинальная заработная плата одного работника в июле 2008г. составила 63250 тенге и увеличилась по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года на 18,3%, в январе-июле - 58490 тенге  и на 18% соответственно.

   Наибольший  размер заработной платы в июле 2008г. сложился у работников финансовой деятельности в сумме 132 400 тенге.

   Индекс  реальной заработной платы в июле 2008г. по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года составил 98,6%, в  январе-июле - 98,9%. Повышение оплаты труда наемных работников отмечается во всех видах экономической деятельности. Так, рост заработной платы в июле 2008г., относительно аналогичного месяца 2007г., наблюдается у работников сельского хозяйства - на 34,2%, транспорта и связи - 23,8%, торговли - на 23,7%, в сфере операций с недвижимостью - на 23,3%, промышленности - на 20,1% Наибольший размер заработной платы в июле 2008г. сложился у работников финансовой деятельности в сумме 132 400 тенге, что превышает среднереспубликанский уровень в 2 раза, горнодобывающей промышленности - соответственно, 110 000 тенге (в 1,7 раза), в сфере осуществления операций с недвижимостью – 98 900тенге (в 1,6 раза), транспорта и связи – 86 300 тенге (в 1,4 раза). Оплата труда в образовании составила 38066 тенге, что ниже, чем в среднем по республике на 39,8%, здравоохранении - соответственно, 37614 тенге и на 39% ниже, чем в среднем по республике. Несмотря на относительное увеличение заработной платы в отчетном периоде самая низкая заработная плата отмечается у работников сельского хозяйства - 29838 тенге. В региональном разрезе наиболее высокая заработная плата сохраняется в Атырауской области – 118 388 тенге (в 1,9 раза превышает среднюю заработную плату по стране), Мангистауской области – 100 668 тенге (в 1,6 раза), г. Астане - 93627 тенге (в 1,5 раза), в г. Алматы – 90 459 тенге (1,4 раза). В Жамбылской области ее величина составила 40 098 тенге, Северо-Казахстанская области – 42 004тенге, Акмолинской – 43 791 тенге, что на 31-37% ниже среднего уровня по стране.

   Номинальный денежный доход казахстанцев, в І  квартале 2008 года 28 136 тенге в 123,21 % к  соответствующему периоду предыдущего  года, 99,61% к предыдущему кварталу. Реальный денежный доход 103,8% к соответствующему периоду предыдущего года, в 95,81%к предыдущему кварталу, что означает о снижение покупательной способности населения и уровня жизни. Практика других стран показывает, что именно в периоды интенсивного роста экономики сокращается разрыв между бедными и богатыми. Но в последние годы в Казахстане показатели разрыва доходов 10% наиболее 10% наименее обеспеченного населения страны практически не меняются. По данным статистиков, это соотношение у нас уже длительное время остается на уровне 7-8 раз что, разумеется, не является признаком стабильности и наличия социальной справедливости в обществе.

Информация о работе Безработица в Казахстане