Безработица: понятие, сущность, формы и причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы. Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы; определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Безработица: понятие, формы и причины 5
1.1 Сущность безработицы 5
1.2 Причины возникновения безработицы 7
1.3 Формы безработицы и их специфика 12
Глава 2. Последствия и механизм регулирования уровня безработицы 17
2.1 Социально-экономические последствия 17
2.2 Политика государства в регулировании уровня безработицы 20
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение А 26
Приложение Б 27

Файлы: 1 файл

курсач Макроэкономика.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

2.2 Политика государства  в регулировании уровня безработицы

Безработица – постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества.  В    отношении   безработицы   государство    располагает    тремя    видами политики:  социальной,  макроэкономической  и  в  сфере  занятости. Функция    социальной   политики     состоит   в    оказании    помощи безработным   с  целью  поддержания  их  жизненного  уровня. Макроэкономическая  политика  предполагает  использование    денежно-  кредитных  и  бюджетно-налоговых   мер    для  сокращения  безработицы. Политика  в   сфере   занятости   направлена    на   создание   новых рабочих    мест,    системы    переподготовки     кадров,     центров     по трудоустройству  и  т.д.

        Все   методы    и   меры,   с    помощью    которых      государство  воздействует  на  занятость  и   безработицу,   можно   разделить   на   две группы: активные  и пассивные.

Активные  меры   нацелены   на   создание     дополнительных   рабочих мест. К  числу   активных   мер   принадлежат,   во-первых,   кейнсианская макроэкономическая    политика,      направленная    на       стимулирование совокупного   спроса     за   счет    средств    госбюджета.   Во-вторых, организационные   законодательные   и    финансовые     меры    государства, которые     включают:     организацию      системы        образования      и производственно- технического   обучения     кадров   на   базе   служб   по трудоустройству    и    предприятий;     регулирование      отраслевой     и региональной    мобильности  кадров;   расширение   производства     товаров и   услуг   за   счет   роста    государственных   субсидий;   осуществление программ  общественных  работ  в  коммунальном   хозяйстве,   строительстве, ремонтно-восстановительных   работах;   создание    рабочих мест    для молодежи;    субсидии   по   занятости   лиц,   нуждающихся   в   социальной защите;    инвестирование    наиболее    перспективных     или    трудоемких отраслей;   меры   по    сокращению     предложения    на    рынке    труда; стимулирование   самостоятельной   занятости    населения;    содействие   в развитии  мелкого  и  среднего  бизнеса.

       Пассивная   политика    занятости     включает в себя создание системы  социального  страхование  и  материальной    помощи   безработным.   Система  социального    страхования     предусматривает    выплату     пособий     по безработице  с  учетом  прежних  заработков,  система  материальной   помощи  направлена  на  обеспечение безработному прожиточного минимума.

         Организационное воздействие механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости населения Российской Федерации и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации работы центра занятости в Российской Федерации.

      Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.

Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:

- обязательные взносы предприятий;

- взносы работников;

- дотации бюджета.

Кроме того, действуют и иные формы поддержки для тех, кто по истечении срока предоставления пособий по безработице не смог устроиться на работу, – разовые денежные или натуральные льготы, например, льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д.

         Кроме того, общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки. Общества, ориентирующиеся на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финансировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом, платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен и налогов.

         Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда, который одновременно решает две задачи:

1. За счет переобучения, переквалификации  безработных обеспечивается рациональная  занятость. Работник получает возможность  адаптироваться к новым требованиям  рынка.

Представляет интерес то, что идея принудительной занятости претворялась в жизнь в тоталитарных государствах с плановым распределением ресурсов, а также в государствах, придерживающихся правил минимальной организации рынка труда;

2. Процесс переобучения, социальная  защита населения уменьшают время  вынужденной безработицы. Возможность такой ситуации обусловлена тем, что работник приобретает именно ту конкретную профессию и квалификацию, которую требует на современном этапе рынок.

         Из сказанного следует, что для снижения безработицы необходимо воздействовать на сложные взаимосвязанные процессы, протекающие в сфере производства и потребления путем активизации деятельности предприятий и одновременно повышения уровня благосостояния людей, как работающих, так и временно безработных. Но добиться этого можно будет лишь после завершения структурной перестройки экономики и решения судьбы сотен и тысяч предприятий, являющиеся фактическими банкротами, но не вступившими еще на путь финансового оздоровления, а также существенного улучшения работы служб занятости населения, которые должны оказать безработным материальную помощь и облегчить поиск рабочих мест.

 

 

Заключение

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в глубоком кризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Американские специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам». Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Список литературы

  1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. «Макроэкономика», 7-е издание, М, «Питер»,2006
  2. Власова В.М. «Стабилизация занятости в условиях рынка», М, «Питер»,2004
  3. Давыдов А.Ю. «Инфляция в экономике: мировой опыт и наши проблемы», М,1991
  4. Елкин С.Е. «Экономические и социальные последствия безработицы» Экономический вестник, М, 2004
  5. Колосова Р.П., Артамонова М.В. «Рынок труда, занятость и социально – трудовые отношения в переходной экономике России», М,2005
  6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс», М, 1992
  7. Мамедов О.Ю. «Современная экономика», Ростов-на-Дону, «Феникс»,1999
  8. Матвеева Т.Ю. «Макроэкономика: Курс лекций для экономистов», М, 2001
  9. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории», Киров, «АСА»,1995
  10. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда»//Вопросы экономики №2,2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Рынок труда классической макроэкономической модели


W                                                                 LS


 

 

 

W1

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   LD1

W2

                                                                          LD2

 

                                      L2                       LF                    L              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

____________________

Источник: Матвеева Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год       

Приложение Б

 

Рынок труда кейнсианской макроэкономической модели

 

 



 

W                                                  LS

                                                          

W1



 


 

 

                                                                                      LD1

 

W2                                                          LD2


 

 


 

 

 

                                                  LF                            L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________

Источник: Матвеева Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год       

1 Матвеева Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год

 

2 Макроэкономика Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова, 7-е издание, «Питер» 2006 год

3 Матвеева Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год

 


 



Информация о работе Безработица: понятие, сущность, формы и причины