Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия. Закон Оукена

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики большое значение приобретает проблема безработицы. Занятость и безработица, характеризующие рынок труда, и использование имеющихся трудовых ресурсов – это не только экономические категории, но и важнейшие социальные индикаторы, отражающие национальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения. Рыночная экономика не может существовать без рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня занятости населения. Так и невозможно найти в мире страну, где не было бы безработицы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….3
1. Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции………5
2. Сущность и виды безработицы……………………………………….8
3. Показатели безработицы……………………………………………………11
4. Безработица в Республике Беларусь, официальная и фактическая……...14
5. Особенности безработицы в РБ……………………………...…………….17
6. Причины безработицы в РБ………………………………………………..22
7. Государственное регулирование занятости и безработицы в РБ………..24
8. Закон Артура Оукена……………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………..31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА для киры.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Структурная безработица – это такая безработица, которая возникает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом:

-закрытие устаревших предприятий и производств;

-сокращение выпуска продукции ряда отраслей (например, в связи с переходом к ресурсосберегающему типу производства);

-переориентация производства на выпуск наукоемкой продукции;

-несовпадение спроса и предложения на рынке труда в профессиональном или региональном разрезе.

Технологическая безработица напрямую связана с НТР и означает сокращение числа работающих из-за внедрения новой техники и технологий.

Региональная безработица – та, которая характерна по каким-то причинам (демографическим, этническим и др.) для отдельного региона.

Циклическая безработица связана с экономическими циклами, циклическими спадами производства и кризисами.

Скрытая безработица – это обычно незаметная напрямую, но реально существующая избыточность применяемого труда, проявляющаяся в пониженном уровне производительности труда. Иначе говоря, это ситуация, когда функции одного работника фактически выполняют два.
Но надо также отметить, что экономисты выделяют три основных типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая, на основе оценки которых и происходит анализ явления безработицы. [1, c. 536]

3. Показатели безработицы

Население любой страны подразделяется на тех людей, которые входят в состав рабочей силы (L), и которые в ее состав не входят (N). Совокупность занятых (E) и безработных (U), которые хотят трудиться, образуют рабочую силу.

К категории не включаемых в численность рабочей силы относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию попадают следующие группы людей:

– институциональное население, которое исключается из численности рабочей силы, так как не считается потенциальным компонентом рабочей силы:

- отбывающие срок заключения в тюрьмах;

- находящиеся в психиатрических лечебницах;

- инвалиды;

– люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т. к. не хотят или не могут работать и работу не ищут:

- студенты дневного отделения (поскольку должны учиться);

- вышедшие на пенсию (как по возрасту, так и по состоянию здоровья);

- домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд);

- бродяги (не хотят работать);

- люди, искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому прекратившие поиск (отчаявшиеся найти работу учитываются в численности не включаемых в рабочую силу, а не в численности безработных).

К категории включаемых в численность рабочей силы относят людей, которые либо имеют место работы в общественном производстве, либо работы не имеют, но работать хотят и работу активно ищут. Поэтому общая численность рабочей силы делится на две части:

• занятые (employed – E) – это люди, имеющие работу в общественном производстве, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный (в этом случае он считается неполно или частично занятым). Человек также считается занятым, если он не работает по следующим причинам: находится в отпуске, болеет. В эту категорию, не попадают люди, официально нигде не зарегистрированные и не учитываемые статистическими службами;

• безработные (unemployed – U) – т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна:

L = E + U. (1.1)

Второй показатель – продолжительность безработицы – измеряется средним количеством времени, в течение которого незанятые остаются без работы.

Очевидно, оценить значимость безработицы, можно, сопоставив уровень безработицы с ее продолжительностью.

Экономистами определяется также:

- уровень фрикционной безработицы, который равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

u фрикц. = (Uфрикц./L) Ч 100% (1.3)

- уровень структурной безработицы, который рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах:

u структ. = (Uструкт./L) Ч 100% (1.4)

- естественный уровень безработицы. Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально. Уровень безработицы при полной занятости рабочей силы носит название «естественного уровня безработицы» (u*). Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят. Таким образом, естественный уровень безработицы рассчитывается по следующей формуле:

u* = u фрикц. + u структ. = [(U фрикц. + Uструкт.)/L] Ч 100% (1.5)

уровень циклической безработицы. Высчитывается по следующей формуле:

u цикл.= u факт - u* (1.6)

Уровень циклической безработицы может быть как положительной величиной – при спаде, когда фактический уровень безработицы выше ее естественного уровня и наблюдается неполная занятость ресурсов, так и отрицательной величиной – при буме, когда фактический уровень безработицы меньше естественного уровня безработицы и имеет место сверхзанятость ресурсов. [1, c. 251–253]

Таким образом, можно сделать вывод о сложности такого макроэкономического понятия как безработица, которая характерна для любой экономической системы. Сегодня существует множество подходов к объяснению причин безработицы, наибольшее распространение из которых получили классическая и кейнсианская теории. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т.е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Существует множество видов безработицы, изучение и анализ которых позволяют находить способы их преодоления. Что касается показателей безработицы, которые используются для анализа рынка труда, то это, в первую очередь, уровень безработицы и средняя её продолжительность.

 

 

 

 

 

4. Безработица в Республике Беларусь, официальная и фактическая

 

Безработица как официальное явление было признано в РБ в 1991 году, тогда же появились и первые безработные. Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь», к безработным относятся «трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях, или не проходят военной службы, и зарегистрированы в государственной службе занятости».

Официальный уровень безработицы в Республике Беларусь составил всего 1% на конец декабря 2009 года. [2]

Но в нашей стране оказаться без работы – это ещё не значит стать безработным. Официально считается, что безработный – это человек, который состоит на учете в службе занятости. Но ведь не каждый безработный захочет пройти длительную процедуру регистрации.

Прежде чем получить статус безработного, необходимо предоставить:

-справку о составе семьи;

-копию свидетельства о рождении детей;

-справку о заработной плате с прежнего места работы за 2 последних месяца;

-открыть счет в банке, если такового не имеется. [5]

Но даже не все обратившиеся в службу занятости признаются в последствие безработными. В 1996 г. изменилось положение о признании лиц, обратившихся в службу занятости, в качестве безработных, и о постановке их на учет. В получении данного статуса отказано безработным, не отработавшим в течение месяца определенное число часов на общественных работах (Декрет №7 от 17.03.1997 г. «О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения»). В 2004 г. порядок регистрации безработных еще более ужесточился, так как были введены дополнительные ограничения. В частности, невыполнение требований службы занятости;

-отказ от предложений центром занятости подходящей работы или прохождения профессионального обучения, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению центра занятости;

-невыполнение без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах стали поводом для приостановления выплаты пособия, и в дальнейшем – со снятия безработного с учета. Например, в 2006 г. 23,72% безработных, состоящих на учете, были сняты с учета за невыполнение обязанностей, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». [3]

Ужесточение процедуры регистрации безработных и условий выплаты пособия привело к усугублению дихотомии рынка труда: официально контролируемым все больше становится вторичный рынок труда (то есть неквалифицированная рабочая сила), а первичный рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службы занятости населения. Причины такого явления кроются в самой практике регулирования занятости в Беларуси.

Представителям вторичного рынка труда выгодно регистрироваться в службе занятости, так как это:

-легализация их бездеятельности;

-статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот (в уплате за коммунальные услуги, например).

Представителям первичного рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости, так как:

-организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд;

-службы занятости располагают сведениями о низкооплачиваемых рабочих местах и вакансиях;

 

-в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного;

-самым главным аргументом является невысокий размер пособия по безработице, который не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае появления такового пособие не выплачивается. [6]

Средний размер пособия по безработице на октябрь 2009 г. составил 42,9 тыс. руб. [4] Это намного ниже даже установленного ООН статуса бедности (доход в 2 доллара в день) и составляет только 17,1% от бюджета прожиточного минимума в стране (а это, как известно, порог физического выживания).

Поэтому для квалифицированных специалистов и рабочих регистрироваться в службе занятости в качестве безработного нет стимулов. Служба занятости предлагает широкий спектр услуг, но очень ограниченной категории граждан из числа нуждающихся в трудоустройстве. Таким образом, безработными признаются не более 70–80% от обратившихся, а пособие получает только около половины из тех, кто признан безработным.             

К сожалению, в нашей стране расчет населения безработных на основе социологических обследований домашних хозяйств по методике Международной организации труда как централизованное мероприятие не проводится. Другими источниками данных об уровне безработицы могут быть перепись населения, картотеки службы занятости, страховых организаций, органов социального обеспечения и т.д. но такие обследования требуют больших финансовых затрат. [8, c. 77]

Таким образом, говоря об уровне безработицы в Беларуси, следует принимать во внимание отсутствие опросов рабочей силы, которые могли бы дать более точные данные, а также ужесточение требований к тем, кто стремится получить статус безработного в государственной службе занятости.

 

5. Особенности безработицы в РБ

 

Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется высокой долей женщин, что свидетельствует о существовании женской безработицы, причем женщины являются более уязвимыми на рынке труда, чем мужчины. Очевидно, существует определенная дискриминация в отношении женщин при найме на работу. Кроме того, мужчины, вероятно, чаще прибегают к параллельной или неформальной занятости, а социальная незащищенность и отсутствие правовой защиты переносятся ими легче, нежели женщинами. Так, на октябрь 2009 года женщины составляли 56,9% безработных. [9] Но здесь надо сказать, что доля женщин в общей численности безработных все же имеет тенденцию к снижению.

В общем составе безработных на конец октября 2009 года около половины всех состоящих на учете безработных составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет (45,1%), средний возраст безработного составляет 34,4 года. [9] Значит правомерно говорить о такой проблеме, как молодежная безработица. Проблема молодежной безработицы частично была решена принятием Советом Министров РБ «Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил РБ». В итоге, среди безработных сократилось число выпускников ПТУ и техникумов, вузов, и возросло число безработных-выпускников общеобразовательных школ (в 1,5 раза). Это является подтверждением факта, что служба занятости в большей степени контролирует вторичный рынок труда. Распределение безработных по уровню образования на 1 июля 2010 года отражено в диаграмме 1.

Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия. Закон Оукена