Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить сущность безработицы, выявить ее особенности в Республике Беларусь и сравнить их с особенностями других стран, чтобы найти пути преодоления данной макроэкономической проблемы как можно эффективнее.
Задачи, которые выдвигаются в данной курсовой:
Охарактеризовать понятие безработицы;
Оценить наносимый экономике урон от безработицы;
Введение 5
Безработица – форма проявления макроэкономической нестабильности 7
Сущность и причины безработицы 7
Типы, уровни и экономические издержки безработицы 10
Особенности безработицы в переходной экономике 15
Оценка безработицы в странах СНГ 15
Проблемы безработицы в Республике Беларусь на современном этапе развития 19
Заключение 22
Список использованных источников 23
Также следует отметить и структурную безработицу, которая отображает дисбаланс трудовых кадров в Беларуси. На сегодняшний день мы имеем в избытке юристов, библиотекарей, психологов, экономистов, техников-технологов, педагогов, но имеем недостаточность высококвалифицированных прорабов и мастеров строительных работ, ветврачей. Большой спрос также предъявляется на рабочих строительных и сельскохозяйственных специальностей, работников сферы торговли и общественного питания, а также на неквалифицированный рабочий труд (грузчики, дворники, разнорабочие) [7]. Согласно статистике Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, касательной занятости по профессиям, наиболее востребованными оказались вакансии: каменщик (1266 мест), водитель МТС (1697), маляр (925), швея (1029), штукатур (1193).
Если проанализировать таблицу численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите [Приложение «Г»], [16], то можно заметить, что начиная с 1995 года по 2012 количество неработающих женщин было больше чем мужчин. В 2013 году ситуация изменилась, и мы имеем показатели отображающие успешную политику государства в трудоустройстве лиц женского пола. Нельзя не отметить и то, что общий уровень безработицы начиная с 1995 года по 2014 год имеет тенденцию на постоянное снижение и относительной ее стабилизации.
Необходимо добавить, что такие незащищенные группы населения как пенсионеры, инвалиды, лица вышедшие из мест лишения свободы и молодежь, окончившая высшие учебные заведения, находится под особым контролем и больше всех нуждаются в социальной поддержке. При анализе молодежной безработицы следует отметить тот факт, что в нашей стране 22% от населения составляют молодежь, которая не может найти себе подходящее рабочее место, даже при высшем образовании. Это зачастую связано с тем, что у них не хватает опыта работы и брать таких неподготовленных специалистов никто не хочет, потому как почти в 30% случаев молодых людей отправляют на курсы повышения квалификации, что является убыточным для нанимателей. В связи с этим наблюдается тенденция роста молодежной безработицы. С 2013 года этот показатель вырос еще на 4% и в 2014 году достиг отметки в 42%. Возможно эта проблема существует из-за направленности системы образования в продаже своих услуг, а не подготовке кадров конкретно на ту специальность, на которую человек учился, или же из-за нежелания нанимать на работу совсем неопытных специалистов, дабы избежать увеличения издержек по переподготовке кадров.
Нельзя не отметить тот факт, что страны-соседки переманивают на свою сторону наших высококвалифицированных специалистов, подкупая их большей заработной платой, благоприятными условиями труда, надежной социальной защитой и лучшим уровнем жизни [3].
Если перевести взгляд непосредственно на Беларусь, то можно заметить, что число занятого населения растет, пусть и маленькими темпами. Организациями (без субъектов малого предпринимательства) в сентябре 2014 г. было принято на работу 80,9 тыс. человек (2,5% среднемесячной численности), в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 3,9 тыс. человек, или 4,9% от общей численности принятых. Уволено по различным причинам 75,7 тыс. человек (2,4% среднемесячной численности), из них 5,8% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,3% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций [19]. При этом коэффициент замещения работников (отношение числа принятых к числу уволенных) в сентябре 2014 г., как и в сентябре 2013 г., составил 1,068 [Приложение «Б»].
Однако возникает вопрос: почему наша страна находится на лидирующей позиции в категории уровень безработицы, имея 0,5%, в то время как в развитых странах с рыночной экономикой вполне приемлем уровень в 2-3%, который считается даже нормальным? Ответ кроется в том, что наш народ не хочет идти в службы занятости и регистрироваться там, потому что:
Даже премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович признает, что этот показатель очень маленький: "Если мы говорим о рыночных отношениях, то должен быть и рынок труда, и наниматель на рынке труда вправе выбирать лучшего. Безработица в 3-4% - это нормально".
Анализируя рынок труда совместно с демографической ситуацией в стране нужно связать уровень безработицы с общим числом экономически занятого населения. Наша страна является стареющей из-за высокого показателя смертности населения, отсюда следует и то, что с каждым годом сокращается численность трудоспособного населения, которая влечет за собой и искусственное увеличение числа безработных на фоне общего числа населения страны. Поэтому в госпрограммах предусмотрен и этот момент, решение которого заключается в помощи в трудоустройстве целевым группам, о которых речь шла выше, по средствам:
В конечном итоге это будет способствовать снижению безработицы отдельных категорий населения, обеспечению трудоустройства инвалидов, молодых специалистов, привлечению длительно неработающих граждан к труду, снижению периода продолжительности безработицы целевых групп населения.
В обращении президента Республики Беларусь к народу был затронут и вопрос занятости населения [10]. Александр Григорьевич подчеркнул: «У нас нет безработицы, а существует даже нехватка рабочих рук. Нам бы могли позавидовать многие европейские страны, ведь у нас есть где приложиться, заработать деньги, чтобы прокормить свою семью»
Он так же отметил, что планируются структурные преобразования. Проводимая в стране модернизация нацелена на обеспечение эффективной занятости экономически активного населения. За январь-март 2014 года трудоустроено на постоянную работу 6,8 тысяч человек, в том числе 5 тысяч безработных. Для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и ремесленной деятельности из средств, передаваемых из государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения органами по труду, занятости и социальной защите области оказана финансовая поддержка 126 безработным путем предоставления субсидий на общую сумму 1,6 миллиарда рублей. Кроме этого, будет продолжена работа по стимулированию экономической активности и роста занятости населения путем содействия развитию самозанятости граждан. В 2014 году планируется предоставить финансовую поддержку в виде субсидий 400 безработным гражданам на общую сумму 5,3 миллиарда рублей.
Ожидается, что к концу года уровень безработицы не превысит 1,5 процента к численности экономически активного населения. По состоянию на 01.04.2014 данный показатель составлял 0,6 процента.
Одним из важнейших направлений активной политики на рынке труда является создание новых рабочих мест, что проявляется в финансовой поддержке создания рабочих мест в сфере мелкого частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях, в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на создание новых рабочих мест.
В настоящее время в нашей стране строится Островецкая АЭС, соответственно город Островец будет являться наукоградом, в котором будут проживать в основном все работающие на этой станции люди. Следовательно, если не решить проблему нехватки высококвалифицированных кадров до начала 2019 года, мы впоследствии будем нести огромные издержки по найму этих самых работников и их обучению или переквалификации. И если при распаде СССР из-за запущенности этих самых наукоградов государства несли огромнейшие издержки в виде социальной деградации работников, стремительных темпов роста бедности населения и даже смертности [9], то в современных условиях развития имеется возможность обернуть ситуацию с свою пользу:
Подводя итог в вопросе безработицы и занятости населения, нужно обратить внимание на меры, которые собирается предпринять наша страна в преодолении этой проблемы. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь на январь 2014 года была установлена «Государственная программа содействия занятости населения» нашей страны, в котором разработан план преодоления всех выдвинутых на рассмотрение проблем, касающихся безработицы.
В рамках реализации этой программы были выдвинуты следующие задачи:
Безработица наносит очень серьезный урон как по государственному бюджету, так и по самому безработному. При долгом отсутствии работы теряется квалификация и становится невозможным найти профессию по специальности. Безработица тормозит развитие общества, мешает ему двигаться вперед. Специалисты и аналитики нашли прямую зависимость между ростом психических, сердечнососудистых заболеваний, самоубийств, убийств и большим уровнем безработицы, а массовая безработица, такая как например в Греции или Испании, способна повлечь за собой большие политические, а также социальные перемены. С экономической стороны вопроса негативные последствия безработицы проявляются в спаде уровня производства из-за неполного использования производственных мощностей, в уменьшении числа налоговых поступлений и в падении уровня жизни.
Непосредственно нашу страну охватила серьезная проблема по обеспечению поддержки малозащищённых групп населения, а в большей степени это касается молодежи. Имеются проблемы с уровнем заработной платы и с тем, что наши люди не хотят идти работать по рабочим специальностям в силу их небольшой престижности. Также есть проблемы с методами подсчета уровня безработицы и размерами пособий по безработице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, проблема безработицы и по сей день является одной из важнейших в развитии и благополучном функционировании нашего общества, ведь анализ показателя безработицы учитывается при оценке уровня и качества жизни населения.
К основным видам безработицы, характерным для нашей республики, относятся вынужденная (циклическая), структурная, скрытая и фрикционная безработица. Белорусская экономика находится в условиях транзитивности, и мы несем достаточно весомые издержки из-за данной нестабильности. В основном эти издержки носят социальный характер, так как главной проблемой безработицы конкретно в нашей стране является недостаточная защищенность целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке: молодежь, женщины, пенсионеры, инвалиды. Сохраняется также проблема длительной безработицы.
На данный момент основная задача, стоящая перед государством, заключается в удержании безработицы на максимально низком уровне. За решение этой задачи отвечает государственная служба занятости, а за контроль Национальный Статистический Комитет. Создаются новые рабочие места, государство помогает безработным, выплачивая пособия, однако они не обеспечивают полноценный и качественный уровень жизни. Это объясняется тем, что выплачивая небольшие пособия правительство стимулирует безработных найти себе работу. Как показывает практика, данный метод весьма успешный, что и отображается в статистике: на 2014 год в Беларуси уровень безработицы достиг отметки в 0,5%, что является наилучшим результатом среди стран-участниц СНГ. Если анализировать уровень безработицы в странах содружества, то безусловно заметна большая разница в показателях: страны востока не могут порадовать хорошей статистикой, в отличии от стран запада СНГ.
Однако проведенный в данной курсовой работе анализ показал, что, несмотря на тяжелые условия переходности, абсолютно во всех странах содружества наблюдается тенденция к снижению показателя, не считая Украину из-за политических обстоятельств, которые наоборот усугубили ситуацию.
Не взирая на все негативные тенденции, которые были озвучены на квартальном обзоре ЕЭК «О макроэкономических тенденциях в государствах Таможенного союза», таких как: рост инфляции, снижение уровня инвестиций, снижение доходов домохозяйств, Республика Беларусь находится на правильном пути развития. Этому способствуют как активная социальная поддержка населения, так и существенная обеспокоенность государства в преодолении данной макроэкономической нестабильности. На ближайший период основной из главных целей развития нашего государства будет обеспечение стабильной занятости населения, дальнейшее снижение уровня официальной безработицы, в первую очередь за счет сокращения уровня молодежной и длительной безработицы, повышение на этой основе эффективности использования ресурса труда.
Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике