Бегство капитала: сущность, масштабы, меры противодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:55, реферат

Краткое описание

Среди главных причин вывоза капитала из России можно назвать неустойчивую политическую ситуацию, макроэкономическую нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадежное обеспечение прав собственности. Следствием всего этого является мощный отток капитала из страны с использованием таких средств, как занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях, оформлении фиктивных авансовых платежей в счет импорта, а также банковские переводы в обход существующих мер контроля.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие «бегство» капитала 5
1.1. Определение «бегства» капитала и подходы к его оценке 5
1.2. Основные факторы утечки капитала из России 8
Глава 2. Влияние вывоза капитала на экономику России 14
2.1. Масштабы вывоза капитала из России 14
2.2. Меры борьбы с вывозом капитала из России 18
Заключение 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

эк.безоп..doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Проблема приоритета импорта, а не экспорта капитала оказывается  «завязана» на задачу преодоления социального  экономического кризиса, как впрочем, и все остальные проблемы внешнеэкономической деятельности.7

Рассмотрим  два крайних подхода решения  рассматриваемой проблемы: либерально-рыночный и административно-государственный. Сторонники первого подхода считают, что проблема является следствием главным образом незрелости рыночной экономики и в будущем разрешится сама собой. Причем считается, что административные рычаги часто оказываются неэффективными, способными лишь несколько уменьшить отток капитала, но не остановить его. Усиление административного контроля повлечет более активные поиски обходных путей.

Административно-государственный  подход предполагает в качестве первопричины бегства капитала общую криминализацию экономики и злоупотребления  в сфере ВЭД. Сторонники этого  подхода призывают совершенствовать административно-государственный контроль во внешнеэкономической сфере, предпринять шаги по стимулированию репатриации капиталов. Определенный опыт в мировой практике имеется. В России получила распространение идея объявления амнистии капиталам, которые незаконно были вывезены за рубеж и будут возвращены обратно в течение определенного срока.

На деле оба  подхода имеют основания и  отражают разные стороны проблемы, контроля, безусловно, чрезвычайно  актуальна и сложна. Ее решение должно рассматриваться с позиции стратегии и тактики российских экономических реформ. Коренное решение ее возможно лишь в стратегическом плане в связи с общим выздоровлением экономической политической, правовой ситуации в стране. В перспективе основной задачей государства в рассматриваемой области должна стать поддержка ведущих национальных производителей в их продвижении на мировые рынки в форме создания зарубежных подразделений. На данном этапе переходного периода целесообразны ужесточение контроля и ограничение вывоза отечественного капитала, прежде всего в форме его бегства.8

Среди мер, способных  сократить утечку капитала из страны, специалисты обычно называют следующие:

  1. противодействия спекулятивным перемещениям «горячих денег» на основе комплекса мер по устранению ожиданий возможной девальвации национальной валюты (в частности, мер по стабилизации банковской системы);
  2. предотвращение бегства капитала в результате повышения эффективности использования механизмов внешнеторгового и валютного контроля, устранения сохраняющихся пробелов в соответствующем законодательстве (в частности, следует принять федеральный закон о регулировании экспорта российского капитала);
  3. перекрытие нелегальных каналов бегства капитала, связанных с незаконными внешнеэкономическими сделками (контрабанда, наркобизнес, торговля оружием и т.п.), как следствие комплексных мер, предполагающих широкое межстрановое взаимодействие и обмен информацией.9

Таким образом, в качестве механизмов решения этой проблемы могут быть названы следующие.

Во-первых, создание институциональных и законодательных барьеров на пути вывоза капитала. Чисто административное ограничение вывоза капитала из страны должно быть временной, но важной мерой, направленной на предотвращение полной «декапитализации» национальной экономики, которая начинает разворачиваться все ускоряющимися темпами.

Во-вторых, гораздо  более важным и стратегически  более значимым должен стать механизм, создающий стабильные и выгодные условия для инвестиций внутри национальной экономики.10

 

 

 

заключение

Основополагающими причинами оттока капитала являются: политическая неопределенность, непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции. Меры регулирования капитала, хотя и приносят определенную краткосрочную выгоду, смягчая изменчивость потоков капитала, представляются все же неэффективными с точки зрения среднесрочных задач предотвращения оттока капитала, и обходятся очень дорого, поскольку приводят к росту коррупции. Таким образом, среднесрочная стратегия должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы.

Освещая проблемы оттока капитала из России, сравнивая с ситуацией в других странах, экономисты пришли к выводу, что в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы. Меры регулирования капитала сопряжены с дорогостоящими диспропорциями и поэтому их поэтапная отмена должна стать частью среднесрочной стратегии. В ближайшей перспективе структуру регулирования следует упростить, придав ей менее искажающий характер.

Одним из основных условий выживания российской экономики  в ближайшие годы является резкое сокращение экспорта капитала, и усилия по возврату хотя бы части вывезенных, в сущности, разворованных средств  в Россию. Россия вправе рассчитывать в возврате разворованных средств своих граждан на содействие правительств и правоохранительных органов западных государств. Разумеется, первые и достаточно действенные шаги в этом направлении должно предпринять правительство России, больше всего заинтересованное в возврате этих средств. Пока его усилия в этом направлении ничтожны.

Но если положение  изменится, то не менее сложная задача встанет и перед западными  государственными органами. От них  требуется действенная помощь в  розыске утекших из России богатств и возврате их в Россию. Это сопряжено с известными жертвами для экономики этих стран, которые неплохо заработали на чудовищном расхищении российского национального богатства.

Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более  выгодные, нежели инвестиции в любых других странах мирового сообщества, принципиальные предпосылки для этого, как известно, в нашей стране имеются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Делягин М. 2000-е: трудное возвращение веры в российскую экономику [Электрон. ресурс]: Информационно-аналитический проект. М.: odnako.org, 2010. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www. odnako.org.
  2. Делягин М. Начало 2010 года: «черный отток» [Электрон. ресурс]: Информационно-аналитический проект. М.: odnako.org, 2010. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www. odnako.org.
  3. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учеб. / Под ред. В.К. Сенчагова. − М.: Дело, 2005. − 896 с.
  4. Гусев К.Н. Масштабы и структура российский инвестиций за рубежом // Банковское Дело. – 2004. − №12. − С.7.
  5. Елизаветин М. Е. О месте России в мировых потоках капитала // Банковское Дело. – 2005. − №1. − С. 30-31.
  6. Зубченко Л. Международное движение капитала в современных условиях // Экономист. − 2001. − №6. − С. 34-36.
  7. Красавина Л. Н. Бегство капиталов из России и пути его сдерживания // Деньги и кредит. − 2000. − № 11. − С. 15.
  8. Николаева О.  Влияние оттока капитала на платежный баланс России // Консультант директора. – 2004. − №6. − С. 20.
  9. Петров Ю.А.  Государственное регулирование трансграничного движения капитала: есть ли ответ на вывозы глобализации? // Российский  Экономический Журнал. − 2003. − №8. − С.34-37.

1 Экономическая безопасность России: Общий курс: Учеб. / Под ред. В.К. Сенчагова. − М.: Дело, 2005. −

 С. 528.

2Красавина Л. Н. Бегство капиталов из России и пути его сдерживания // Деньги и кредит. − 2000. − № 11. − С. 15.

3Зубченко Л. Международное движение капитала в современных условиях // Экономист.− 2001. − №6. −

С. 34-36.

4 Зубченко Л. Международное движение капитала в современных условиях // Экономист.− 2001. − №6. −

С. 34-36.

5 Делягин М. 2000-е: трудное возвращение веры в российскую экономику [Электрон. ресурс]: Информационно-аналитический проект. М.: odnako.org, 2010. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www. odnako.org.

6 Делягин М. Начало 2010 года: «черный отток» [Электрон. ресурс]: Информационно-аналитический проект. М.: odnako.org, 2010. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www. odnako.org.

7 Гусев К.Н. Масштабы и структура российский инвестиций за рубежом // Банковское Дело. – 2004. − №12. − С.7.

8Петров Ю.А.  Государственное регулирование трансграничного движения капитала: есть ли ответ на вывозы глобализации? // Российский  Экономический Журнал. − 2003. − №8. − С.34-37.

9 Николаева О.  Влияние оттока капитала на платежный баланс России // Консультант директора. – 2004. − №6. − С. 20.

10 Елизаветин М. Е. О месте России в мировых потоках капитала // Банковское Дело. – 2005. − №1. −

С. 30-31.




Информация о работе Бегство капитала: сущность, масштабы, меры противодействия