Банковский аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что переход Казахстана на рельсы рыночных отношений проходит сложно и противоречиво. При этом банковская система Казахстана оказывает серьезное воздействие на темпы, направления и эффективность экономических преобразований в республике.
Решающее значение банковского сектора экономики обусловлено той ролью, которую играют коммерческие банки в процессе перелива капитала. Именно коммерческие банки опосредствуют выравнивание нормы прибыли или процесс этого выравнивания и способствуют снижению общего уровня трансакционных издержек в экономике.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы банковского аудита 6
1.1 Сущность и понятие банковского аудита 6
1.2 Классификация банковского аудита 14
1.3 Законодательные основы аудита в банках второго уровня 21
Глава 2. Анализ банковского аудита 24
2.1 Аудит собственного капитала 24
2.2 Аудит пассивных операции 32
2.3 Аудит активных операций 34
Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковского аудита 45
3.1 Современное состояния аудита в Республике Казахстан 45
3.2 Совершенствование аудиторской деятельности 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Файлы: 1 файл

банковский аудит Т.docx

— 806.56 Кб (Скачать)

Различают следующие виды рисков:

1) риск профессиональной способности  аудитора. Он определяется строгим  подходом к выбору проверяемой  фирмы с учетом ее репутации  (порядочность, честность фирмы,  степень риска совершаемых операций  данным банком). Берясь за проверку  той или иной фирмы, аудиторская  компания, прежде всего, обращает  внимание на ее репутацию. Таким  образом, проверка данной фирмы  не должна нанести ущерб аудиторской  компании и ее клиентам;

2) риск ожидания клиента –  риск не удовлетворить выводами  своего клиента. В случаях,  когда клиент не доволен аудиторской  проверкой, он может в дальнейшем  отказаться от услуг этой аудиторской  компании;

3) аудиторский риск – аудиторское  заключение может быть неверным.

Риски третьей группы проистекают  из ошибок, содержащихся в финансовых отчетах.

Аудиторские риски подразделяются на:

  • присущие риски;
  • контрольные риски;
  • риск выявления ошибок.

Присущие риски – это риски, присущие самому характеру деятельности банка или фирмы. Работа банка  характеризуется большим количеством  операций, совершаемых в течение  отчетного периода. Чем больше количество операций, тем больше возможность  ошибок. Поэтому важно выявить  существенную ошибку, которая приводит к изменению (искажению) финансовых результатов. Ошибка в 10 тыс. тенге –  существенна или нет? Она существенна, например, по отношению к малому доходу банка и не существенна  – к большому.

Контрольные риски. Бухгалтерский  учет клиента (банка) содержит определенные контрольные системы. При хорошей контрольной системе контрольные риски ниже, при плохой – выше.

Например, оборотно-сальдовую ведомость можно рассматривать как контрольную систему. Если правильно подсчитаны обороты, то остатки на конец дня сходятся. Следовательно, все операции отражены по дебету и кредиту правильно.

Риск выявления ошибок означает, что не все ошибки можно обнаружить определенными аудиторскими приемами. Если ошибка не будет выявлена, то она  пойдет дальше.

Таким образом, при стратегическом планировании изучается действующая  система контроля у клиента и  определяется риск выявления ошибок.

Если на этой стадии будет установлено, что аудиторский риск высок, аудиторская  фирма делает вывод, что у данного  клиента при подтверждении отчета предстоит большой объем работы.

Итак, аудитор определил объем  работы и теперь приступает к выбору методов или приемов проверок. [7]

Выбор метода проверки определяется репутацией банка и возможным  аудиторским удовлетворением (т. е. уверенностью в качестве проверки).

Различают:

1. Контрольные приёмы.

2. Аналитические приемы.

3. Детальное изучение операции.

К контрольным приемам относятся:

  • качество контроля со стороны руководства банка;
  • наличие компьютерных контрольных систем;
  • физический контроль, т.е. проверка активов в натуре (денежные знаки, ценные бумаги и т. д.).

К аналитическим приемам относятся:

  • рассылка писем клиентам для подтверждения суммы кредита или остатка счета;
  • изучение, например, темпов роста или снижения операций, доходов текущего и предыдущего года.

Контрольные и аналитические приемы быстры и менее трудоемки, однако дают меньшее аудиторское удовлетворение.

Детальное изучение включает:

  • проверку бухгалтерских документов;
  • фактическую проверку операций;
  • проверку бухгалтерского учета;
  • сопоставление записей в учете с документами (а также записей в учете, документах и фактических данных по взаимно связанным операциям);
  • проведение встречных проверок. В процессе проверки бухгалтерских документов устанавливается законность и правильность выполнения операций, проверяется подлинность документов, правильность содержащихся в них расчетов, обоснованность бухгалтерских проводок. При этом не исключается сплошная проверка документов по наиболее сложным и ответственным операциям, по которым возможны злоупотребления. Например, кассовые, валютные, депозитные, процентные, комиссионные, гарантийные операции. Сплошную проверку документов целесообразно проводить по операциям, которые не связаны с выполнением поручений клиентов и потому ими не контролируются. К таким документам относятся документы по внутрибанковским операциям по доходам и расходам банка, формированию его уставного фонда. Во всех других случаях целесообразен выборочный метод проверки документов. При его использовании можно избежать снижения достоверности и искажения реального положения дел, если производить правильный отбор документов.

Отбор документов делается за относительно продолжительный период времени, в  течение которого возможные нарушения  могли повторяться. Не рекомендуется  выбирать для проверки документы  за отдельные дни какого-либо периода.

Документы проверяются как с  точки зрения законности отраженных в них операций, так и с точки  зрения правильности их оформления, т.е. применения установленных форм бланков, правильного указания номеров счетов плательщиков и получателей денег, дат операций. Особенно тщательно  проверяются расходные кассовые документы. В порядке выборочной проверки целесообразно сличить  отдельные экземпляры комплектов документов, находящихся в банке и у  клиентов. При этом возможно выявление  случаев нарушений и злоупотреблений, использование фиктивных экземпляров  поручений и их копий. Для проверки документов используются логический анализ, исследование, направленное на выявление  внутренних противоречий в самих  документах, характера платежей исходя из реальных кредитных ресурсов банка. Для этого, в частности, применяются  и следующие методы: взаимосвязь  документов, встречные проверки.

Фактическая проверка производится с  целью установления реальности, т. е. действительности совершения операций. Она проводится по документам, бухгалтерскому учету у банка, его клиентов, в  финансовых органах. Получение и  выдача денег и материальных ценностей  устанавливаются с помощью опроса или по справкам юридических и  физических лиц. Фактическое выполнение оплаченных работ, приобретенных основных средств и оборудования проверяется  путем осмотра объекта в натуре, установления расхода материалов и  денег на заработную плату. Оплаченные услуги также проверяются в натуре по соответствующим объектам. По учету  у клиентов и банков-корреспондентов  проверяется, нет ли среди действующих  счетов фиктивных.

Посредством сверки бухгалтерских  записей с документами устанавливается  их обоснованность в бухгалтерском  учете. [8]

Например, реализация ценных бумаг (акций, облигаций) должна быть учтена по внебалансовым счетам как расход бланков ценных бумаг. Она отражается и по балансовым счетам как поступление наличных денег в кассу, либо как увеличение средств на корреспондентском счете банка при безналичных перечислениях. Приходный кассовый ордер должен соответствовать сумме стоимости ценных бумаг, реализованных за наличные деньги.

Детальное изучение операций наиболее трудоемко, но дает наибольшее аудиторское  удовлетворение.

Выбор того или иного приема зависит  от степени риска, определяемого  уровнем работы данного банка.

Разнообразие форм собственности  и возрождение рыночных отношений  создают предпосылки реформирования методов финансового контроля за хозяйственной и коммерческой деятельностью  акционерных, кооперативных, совместных и других фирм, а также банков.

Учредители и акционеры кровно заинтересованы в независимой оценке состояния дел, и наряду с традиционными  формами контроля степень качества деятельности их фирм устанавливается специальной службой - службой аудита: внутреннего и внешнего, широко функционирующего в международной рыночной сфере. Латинское слово ‘’аудитор’’ означает должностное лицо, которое выполняет роль советника, подсказчика, наблюдателя за расходованием средств собственниками в пределах установленных законом норм и прав. При этом созданный контрольный орган внутри акционерного или другого предприятия осуществляет внутренний аудит, а его руководитель подчиняется только собранию учредителей или, по их поручению, первому должностному лицу. Наряду с этим держателям акций и инвесторам, а также широкому кругу контрагентов далеко не безразличны достоверность учета и отчетности, ликвидность баланса и прибыльность коммерческого банка, что объективно подтверждается внешним аудитом, не находящимся в зависимости от какого-то влияния со стороны.

Аудит банковской деятельности имеет  ряд особенностей, которые требуют  создания специализированных аудиторских  организаций. Дело в том, что при  аудиторских проверках банков и  других финансово-кредитных учреждений рассматриваются различные стороны  экономической деятельности как  самой кредитной системы, так  и обслуживаемого хозяйства. Это  налагает на аудиторов особую ответственность  за квалифицированность обследований, объективность и достоверность  выводов, поскольку результаты аудита служат основанием для подтверждения  годового отчета, публикации баланса  и общей оценки итогов работы кредитного учреждения.

Итоги проведенных аудиторских  обследований показали, что важным условием успешной деятельности аудиторов  является взаимная заинтересованность как проверяемого банка, так и  проверяющих лиц в обеспечении  достоверности учета и отчетности, в выявлении и устранении причин, мешающих обследуемому банку достичь  высокого уровня деятельности. Разумеется, аудитором быть нелегко. Ему должны быть присущи высокий профессионализм, объективность и честность, умение соблюдать коммерческую тайну, доброжелательность и лояльность по отношению к проверяемым и ряд других черт.

К правам аудиторов относятся такие, как:

  • проверка всех бухгалтерских, денежных и других первичных документов, наличия денег, ценностей и ценных бумаг в кассе, у подотчетных лиц, регистров бухгалтерского учета, отчетности сметы и других документов по денежным, расчетным и кредитным операциям;
  • ознакомление с приказами, распоряжениями правления банка и его председателя, протоколами заседаний Совета и правления банка;
  • предъявление требований о предоставлении всех необходимых документов, а также справок, расчетов, заверенных копий отдельных документов для приобщения к акту;
  • получение устных или письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе аудита;
  • осмотр кассовых помещений, кладовых и других служебных помещений, места и условия хранения ценностей с целью выяснения соответствия их необходимым требованиям.

Что касается обязанностей аудиторов, то они определяются на основе задач, поставленных при проверке банковской деятельности. Основная обязанность  заключается в том, чтобы при  выявлении фактов неправильного  осуществления банковских операций, нарушений установленного порядка  бухгалтерского учета, злоупотреблений  и т.д. точно определить размер причиненного ущерба банку или государству (бюджету), причины вскрытых нарушений должностных  лиц, виновных в нарушениях. В связи  с этим аудитор несет также  ответственность за неправильное освещение  действительного состояния дел  в обследуемом банке, преднамеренное искажение фактов или сокрытие выявленных нарушений или ошибок, допускаемых  работниками.

Перед началом аудиторской проверки важно четко определить перечень вопросов, подлежащих проверке. Этот перечень устанавливается соглашением сторон и может включать как полную проверку всех сторон деятельности банка, так  и отдельных участков.

Кроме внешнего аудита, для которого приглашаются сторонние аудиторы, в  банке осуществляется и внутренний аудит - ревизии и проверки службами самого банка. Желательно совместить усилия внутреннего и внешнего аудита с  тем, чтобы обеспечить правильную оценку состояния работы.

В начале аудиторской проверки следует  знакомиться с информацией, характеризующей  объемы банковской деятельности, организацией работы, уровнем квалификации руководителей, общей организацией внутреннего  контроля. Далее, уже в процессе самой  аудиторской проверки рассматриваются  те участки, где возможны ошибки. При  аудите результатов финансовой деятельности банка, законности начисления и использования  прибыли, как правило, выявляются ошибки в распределении прибыли, особенно при исчислении льгот, установленных  при налогообложении. Аудиторам  следует обращать внимание на то, что  банку могут полностью оставаться доходы, полученные от кредитной помощи, предоставленной правительству  РК, НБ или под их гарантии. Стимулируется  деятельность по снижению давления на рынок денежных средств и уменьшению их массы в обращении путем  приобретения коммерческими банками  государственных облигаций, проценты и дивиденды по которым, так же как и доходы, полученные от размещения ценных бумаг, не подлежат налогообложению.

Банки не всегда учитывают, что льготы по налогам предусматриваются и  при размещении доходов в различные  фонды и социальные мероприятия, к которым относятся:

  • отчисления в фонды страхования депозитов в коммерческих банках и их страхования от банкротства (по одному проценту от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов);
  • затраты, осуществляемые в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами на содержание находящихся на балансе банка объектов: домов престарелых, детских дошкольных учреждений, лагерей, объектов культуры, спорта и др.;
  • взносы на благотворительные цели в экологические, оздоровительные, общеобразовательные и другие фонды, не превышающие одного процента от налогооблагаемого дохода. Все предприятия, фонды и организации, получившие такие средства по окончании года, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. Суммы, использованные не по назначению, изымаются в доход бюджета.

Информация о работе Банковский аудит