Банковская система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013, экономика.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Ссылаясь  на источник Citigroup, если брать последние три финансовых года, то китайские банки увеличили выдачу потребительских кредитов примерно на 10 трлн долл., а корпоративных — примерно на 5 трлн долл. Интересно, что за те же три года Китай обеспечил 60% мирового прироста банковского кредитования, а если брать последний отчетный квартал, то невероятные 75% прироста кредитов. (Приложение Б).

Нельзя не подчеркнуть, что ВВП Китая составляет всего 8% от мирового.

Однако, пришло время для ребалансировки экономической модели Китая, чем и занимается новое поколение китайских руководителей. Поэтому в среднесрочной перспективе нужно ожидать замедления роста кредитования, большего сосредоточения банков на розничных услугах — секторе, который сейчас мало развит. Следует ожидать также более значительного внимания к рынку капитала.

 

 

    1.  Банковская система России

 

Экономика России на протяжении многих десятилетий функционировала обособленно от мирового хозяйства, развивающегося по законам рынка. Неэффективность такого пути привела к необходимости принципиального изменения хозяйственного механизма, основанного на административно-командных принципах регулирования экономики. При переходе к рыночной экономике многие факторы оказывают существенное влияние на экономическую систему, среди которых особое место занимает эффективная система управления финансами и денежно-кредитными отношениями, а соответственно и стабильно и активно функционирующая банковская система. С этой целью в России, начиная с 1987 года, осуществляется коренная реформа банковской системы. Она предусматривает создание эффективной структуры коммерческих банков, формирование сильного банковского центра как проводника единой денежно-кредитной, эмиссионной и валютной политики; переход к формированию денежного и кредитного рынков страны.

В России, как и в  других странах, существует система  государственного регулирования денежно-кредитной  сферы, позволяющая защищать интересы населения и банковских структур. Правовое основание этой системы  составляют два закона - "О банках и банковской деятельности в РФ", последний вариант принят Государственной Думой 20 января 1995 года и "О центральном банке РФ (Банке России)", последняя редакция - конец декабря 1994 года. Согласно этим законам Банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операции, образуют банковскую систему России. Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки (банки развития).

Центральный банк Российской Федерации (Банк России), главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, координации, регулирования и лицензирования расчётных, в том числе клиринговых систем.

Центральный банк выпускает  деньги и распределяет их между коммерческими  банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые  деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности  в денежной наличности, путем дебетной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке. Еще одной обязанностью центрального банка, как агента правительства являются контроль и защита обменного курса национальной валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках других стран, выступать в качестве агента иностранных центральных банков и в качестве депозитария их активов.

Высшим органом Банка  России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

В банковской системе коммерческие банки представляют низовой, второй уровень банковской системы. Это особая категория деловых предприятий, которые получили название финансовых посредников. Они привлекают сбережения населения и другие свободные денежные средства, которые высвобождаются в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют во временное пользование другим экономическим агентам. Эти агенты нуждаются в дополнительном кредитовании и готовы за него заплатить. Коммерческие банки являются независимыми субъектами

экономики.

Основная цель деятельности коммерческих банков — получение  максимальной прибыли. Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями. Они занимаются всевозможными операциями в различных секторах рынка ссудного капитала.

Принцип работы коммерческого банка состоит в регулировании его деятельности косвенными экономическими методами. Государство определяет лишь «правило игры» для коммерческих банков, но не может отдавать им приказов. Коммерческие банки – основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться по способу формирования уставного капитала, по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные и привлеченные.

Крупнейшие коммерческие банки России: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхохбанк, Банк Москвы, Альфа-Банк, Юникредит Банк, Росбанк, Промсвязьбанк, ВТБ 24, Райффайзенбанк, Хоум Кредит энд Финанс Банк.

В начале 2013 года ситуация в банковской системе России характеризовалась значительной неопределенностью. С одной стороны,  ряд показателей, таких как, например, прирост депозитов населения и  кредитов нефинансовому сектору, свидетельствуют о неплохой динамике развития, с другой стороны, финансовый сектор страны не может развиваться в отрыве от реального, который чувствовал себя в начале 2013 года не лучшим образом, что в частности выражалось в отрицательных темпах роста прироста ВП со снятой сезонностью в первом квартале 2013 года. Так что, хотя банковский сектор России выглядит значительно лучше почти всех остальных отраслей экономики, спрос на кредиты начинает ослабевать. Поэтому нельзя говорить об устойчивости развития банковской отрасли.

Важным изменением институциональной среды для  банков в начале 2013 года стало введение ограничений со стороны Центробанка РФ в области потребительского кредитования. Несмотря на это по-прежнему основным двигателем роста банковского сектора выступает кредитование населения. Однако оно постепенно сдает свои позиции. В результате, уже сейчас банковский сектор стал искать новые источники для роста. Скорее всего, одним из таких станет кредитование предприятий малого бизнеса, система по работе с которым может быть построена по аналогии с физическими лицами.

Наиболее  предпочтительными стартовыми позициями здесь как раз обладают банки, активно развивающиеся в сегменте потребительского кредитования.

За первый квартал 2013 года объем ссудного портфеля банков увеличился на 2.5% или на 843 млрд руб. и достиг величины в 34.8 трлн руб. Для сравнения, в первом квартале  2012  года  прирост  составил  0.9%. Кроме того, в 2013 году кредитный портфель российских банков продемонстрировал сокращение только в январе, тогда как в 2012 году его объем уменьшался в течение первых двух месяцев года. Именно неплохие темпы развития банковского кредитования, на фоне слабого рост ВП РФ в первом квартале 2013 года, который увеличился всего на 1.1%, и нулевого роста объема промышленного производства, оставляют небольшую надежду на то, что рецессии в экономике, об угрозе которой сейчас много говорят, все же не случится.

Наиболее  высокие темпы прироста в первом квартале 2013 года показало межбанковское кредитование, объем которого увеличился на 8.1% или на 343 млрд руб. Мотором здесь выступили кредиты банкам-нерезидентам. Основной прирост отмечался в феврале, однако уже в марте наблюдалось сокращение По-прежнему значительными, хотя и немного снизившимися, темпами продолжает расти кредитование физических лиц. На 1 апреля 2013 года объем ссуд населению достиг 8.1 трлн  руб., показав прирост за первый квартал на 4.7% или 361 млрд руб. Аналогичный показатель в первом квартале 2012 года был равен 6.2%. По мнению экспертов РИА Рейтинг, процесс плавного«торможения» потребительского кредитования продолжится и в дальнейшем, так как все больше будет сказываться эффект высокой базы 2012 года и воздействие ограничительных мер Центробанка РФ в  отношении к беззалоговому потребительскому кредитованию. Скорее всего,  по  итогам  года  портфель  ссуд физическим лицам вырастет, приблизительно, на 25% против 39.4% в 2012 году. (Приложение В).

В целом радикальных  изменений в банковской системе  в начале 2013 года в институциональном  плане не произошло. При этом в  текущих условиях российским банкам удается демонстрировать неплохие темпы роста.

 

 

 

 

 

 

  1.  Особенности банковской системы Республики Беларусь и концепция ее развития до 2015 года.

 

3.1. Банковское законодательство Республики Беларусь

Банковское  законодательство Республики Беларусь - система нормативных правовых актов, регулирующих возникающие при осуществлении банковской деятельности отношения и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.

К актам банковского  законодательства относятся:

  • законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский Кодекс, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);
  • распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;
  • постановления Правительства Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь (далее - Национальный банк);
  • нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления.

 

3.2. Банковская система Беларуси

 

Банковская система  Беларуси — одна из самых управляемых  и контролируемых на территории СНГ. Вначале, для справки, приведем некоторые количественные данные, характеризующие состояние сети акционерных коммерческих банков (АКБ) республики. Итак, в настоящий момент в Беларуси действует 31 таких банков. Среди коммерческих банков действует 25 банков с участием иностранного капитала (например, ЗАО «Минский транзитный банк», ОАО «Белгазпромбанк» и т.д.), 8 из них с 100-процентным иностранным капиталом (например, ЗАО «БелСвиссБанк», ЗАО «АКБ «Белросбанк», ОАО «Банк Москва-Минск»). В уставных фондах белорусских банков участвует капитал России, США, Швейцарии, Австрии, Чехии, Кипра, Ливии, Украины, Великобритании, Нидерландов  и других стран. Есть также банки со 100-процентным белорусским капиталом (например, «Беларусбанк»).

В 2008 году была создана  новая система гарантирования сохранности  и выплаты вкладов и средств, размещённых на счетах. Было создано  Агенство по гарантированному возмещению банковских вкладов физических лиц. Если сам банк не сможет вернуть  деньги, то это сделает Агенство. Оно должно вернуть не только сам депозит, но и доход по нему. Деньги возврашаются именно в той валюте, в который был оформлен вклад. Капитал Агенства был сформирован из средств гарантийного фонда и взносов Правительства и Нацбанка. Каждый банк в Беларуси, который принимает вклады от населения, обязан стать на учёт в Агенство, уплатить учётный взнос, а в последующем банк каждый квартал должен платить календарные взносы. Создание Агенства повысило уровень доверия населения Беларуси к банкам.

Следует отметить, что в Беларуси доходы населения от начисленных процентов по банковским вкладам не подлежат налогообложению.  На данный момент на депозиты в белорусских рублях предлагаются проценты от 29%до 33% годовых, а в иностранной валюте (доллары США, евро, российские рубли) – 5%-10%.

В Беларуси сложилась  двухуровневая банковская система: Национальный банк – коммерческие банки. Национальный банк регулирует и  координирует кредитно-денежные отношения, стимулирует развитие кредитно-финансовых институтов, производит эмиссию денег, регулирует внешнеэкономическую банковскую деятельность. Коммерческие банки проводят активные и пассивные операции за счет собственных и заемных средств, хранят свободные денежные средства на счетах в Национальном банке, самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств. Операции по продаже и покупке ресурсов могут производиться как в Беларуси, так и за ее пределами. Возможно создание банков со 100-процентным иностранным капиталом, а также совместных банков, открытие филиалов и представительств иностранных банков. Иностранные юридические лица вправе иметь счета в уполномоченных банках на территории Республики в рублях и иностранной валюте.

Половина активов приходится на кредиты реальному сектору  экономики, сельскому хозяйству и физическим лицам (у некоторых АКБ этот показатель доходит до 70—80 процентов). Сумма так называемых "проблемных" кредитов чуть более 16 процентов от общего количества выданных банками срочных займов.

Среди главных трудностей, переживаемых банковской системой Беларуси является скромность собственных капиталов АКБ, которые будут недостаточны в случае необходимости компенсации потерь от выдачи теоретически возможных "невозвратных" кредитов и проведения рискованных операций. В связи с этим Нацбанк установил повышенные нормативы на соотношение собственного капитала АКБ и степени риска. По мнению международного банковского сообщества, в идеале оно не должно быть меньше 8 процентов, для нас — хотя бы 10 процентов. В реальности же мы "тянем" всего на 7 процентов.

Одним из наиболее существенных достижений банковской системы явилась  нормализация валютного рынка. Она  выразилась в формировании единого  курса белорусского рубля на всех его сегментах, переводе основного  объема операций по покупке-продаже иностранной валюты на организованный валютный рынок. Значительную роль здесь сыграла и отмена ограничений на использование белорусских рублей по экспортно-импортным операциям.

Если говорить о нынешней ситуации в банковской системе Республики Беларусь, то она довольно специфична и значительно отличается от ситуации в России. Если в начале 90-х годов у нас тоже была сформирована стандартная, можно сказать, банковская двухуровневая система и начала она работать по общепринятым международным стандартам, то в последние годы значительно возросла регулирующая, контролирующая роль государства как в экономике в целом, так и в банковской сфере в частности. В связи с этим еще одна важная проблема, которая стоит перед Республикой Беларусь, как в этих условиях все-таки выполнить поставленные задачи по интеграции банковских и денежных систем наших двух государств. В общем плане могу сказать, что интеграционно эти процессы не являются изобретением России и Беларуси, они характерны для тенденций во многих регионах мира. За последнее десятилетие был создан целый ряд таких региональных объединений: НАФТА Северной Америки, АСЕАН, Европейский Союз и так далее. На это подталкивает и научно-технический прогресс, и тенденция развития крупных монополий, и стремление государств увеличить свой международный авторитет и так далее. При этом процесс интеграции идет по общепринятой схеме, основные ее этапы - это начало введения официальных торговых соглашений, то есть благоприятствование друг другу отдельных стран в торговле; это введение зон свободной торговли; введение таможенных союзов; переход к общим рынкам; создание экономических и политических союзов; создание уже наднациональных органов управления и передача им значительной части государственных суверенитетов. Важным этапом экономической интеграции является введение единой валюты. Но реально этот процесс осуществляется только на последнем и на предпоследнем этапах из тех, которые перечислены выше. Из всех известных в настоящее время региональных интеграционных образований на данный уровень вышла только Западная Европа, то есть Европейский Союз. Необходимость введения там единой валюты была обусловлена созданием единого рынка, и создание единой валюты, в общем-то, дало определенные преимущества этим странам. В частности, были сокращены издержки валютного обмена, сокращены косвенные издержки, связанные с нестабильностью валютных курсов, увеличена ликвидность финансового рынка, устранены барьеры на едином рынке капитала, снижены процентные ставки и некоторые другие моменты. В рамках Европейского Союза была создана Европейская Система Центральных Банков, которая состоит из Европейского Центрального банка и центральных банков стран Европейского союза. Актуальность интеграционных процессов на постсоветском пространстве обусловлена необходимостью решения экономических проблем, возникших после распада СССР, и созданием условий для стабильного экономического роста вновь образовавшихся государств. В последние годы был создан целый ряд таких интеграционных образований, это и Таможенный Союз, и Содружество Независимых Государств, и Балтийская зона свободной торговли, и, наконец, более тесное интеграционное образование - это Союзное государство Республики Беларусь и Российской Федерации. 25 декабря 1998 года было подписано "Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования", протоколом к которому предусматривался целый комплекс мер по унификации основных инструментов таможенной, налоговой, ценовой политики и проведение унификации инструментов денежно-кредитной политики. В 1999 году подготовлены и подписаны между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком Российской Федерации 17 соглашений, договоров, протоколов и других документов, направленных на интеграцию в этой области. Большая работа проведена по подготовке предложений о введении единой валюты, формировании единого эмиссионного центра. В "Договоре о создании Союзного государства Беларуси и России", подписанном президентами обеих стран 8 декабря 1999 года, записано, что "в Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная валюта с одновременным созданием единого эмиссионного центра. Введение единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра осуществляется на основании соглашения между государствами-участниками". В рамках выполнения этих соглашений был создан Межбанковский валютный совет Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь, который отслеживает выполнение этих задач. Надо сказать, что на настоящий момент пока не найден консенсус по вопросу создания единого эмиссионного центра.

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь