Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:54, контрольная работа
Поскольку явление асимметричной информации довольно часто встречается на рынках товаров, услуг и факторов производства, рассмотрим два типа наиболее распространенных эффектов асимметрии – неблагоприятный отбор и моральный риск.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.ПОНЯТИЕ АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТЫ АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ 13
ГЛАВА 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ 18
ГЛАВА 4. АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ПРИЧИНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ АСИММЕТРИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Проблема информационной асимметрии в Республике Беларусь до некоторой степени решается на основе репутаций, гарантий. Однако в наиболее сложных ситуациях и при жизненно важных обстоятельствах необходимо вмешательство государства в следующих формах:
– Ценовая политика;
– Прямое участие в производстве;
– Контроль за производством и сбытом.
Регулирование цен со стороны государства должно воспрепятствовать производителям низкокачественной продукции воспользоваться преимуществами в издержках. Примером регулирования цен в Республике Беларусь является установление минимальных предельных цен на алкогольную продукцию. Следует, однако, отметить, что эффективность данной меры безусловна, поскольку низкокачественные товары продаются в «сером» секторе экономики, недоступном для государственного контроля.
Возможно также прямое
участие государства в
Примером государственного регулирования, направленного на защиту рынка подержанных автомобилей от асимметричной информации, является Указ Президента Республики Беларусь от 25. 11. 2005г. № 545, предусматривающий создание свободных складов для размещения иностранных автотранспортных средств, прицепов, кузовов и двигателей к ним. Такие склады предназначены для хранения и перепродажи этих товаров, а также для предпродажной подготовки – проверки и оценки их технического состояния. Потребитель может заранее на основе заключения независимых экспертов составить представление о качестве товаров.
Чтобы блокировать последствия асимметричности информации, государство может использовать следующие инструменты:
1) Лицензирование как
обязательное условие занятия
тем или иным видом
2) Стандартизацию и сертификацию,
причём на такие товары, как
продукты питания или
3) Контроль рекламной
активности продавцов,
Итак, асимметрия информации в Республике Беларусь имеет свои особенности. При наличии информационной асимметрии нередко необходимо государственное вмешательство в рыночную экономику, что, впрочем, не гарантирует безусловного решения этой проблемы, поскольку изъяны свойственны не только рынку, но и государству. Вместе с тем при пассивном отношении к провалам рынка, среди которых асимметричная информация занимает важное место, потери неизбежны.
Подведя итоги по проведённому исследованию, можно сделать некоторые выводы.
Одна из наиболее изученных разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других.
Существует два типа асимметрии
информации - скрытые характеристики
и скрытые действия. Скрытые характеристики
имеют место в том случае, когда
одна из сторон рыночной сделки располагает
более полной информацией, чем другая,
а скрытые действия имеют место
в том случае, когда располагающий
более полной информацией участник
рыночной сделки может предпринимать
действия, которые не могут наблюдаться
менее информированным
Асимметрия информации является также источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией.
От неполноты информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто становятся причиной недополучения прибыли даже для фирм, располагающих значительной рыночной властью. Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.
Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке, что порождает ряд экономических проблем. Выделяют два вида проблем – неблагоприятный отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией). Пример неблагоприятного отбора – рынок «лимонов», модель, предложенная Дж. А. Акерлофом, описывающая функционирование рынка подержанных автомобилей. Пример морального риска – рынок страховых услуг, когда покупатель обладает полной информацией о качестве товара или объекте сделки.
Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Такая проблема называется проблемой «принципал - агент», заключающаяся в угрозе манипулирования принципалом со стороны агента.
Существуют различные меры и способы регулирования асимметрии информации, представляющие собой государственное регулирование, действие рыночных сигналов и аукционов, лицензирование, реклама, сертификация и прочее.
В Республике Беларусь асимметричность информации имеет свои особенности. Для снижения морального риска на рынках страхования применяются различные способы, такие как создание анкет или специальных предложений в виде вакцинации населения. Также широкое применение в области регулирования асимметрии информации в Беларуси получили такие методы, как ценовая политика, прямое участие в производстве, контроль за производством и сбытом, лицензирование, стандартизация и сертификация, контроль за рекламной деятельностью.
Подводя итог, можно сказать, что в научном мире сделали существенный шаг в понимании способов снижения рисков, связанных с неполнотой информации. Тем не менее, очевидно, что полностью избавиться от ее негативных последствий невозможно.