Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:30, курсовая работа
Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно - обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово - кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к деконструкции всей существующей системы.
Текущая ситуация в агропромышленном комплексе характеризуется кризисными факторами. Главной причиной возникшей разбалансированности системы ведения сельского хозяйства стала коренная трансформация собственности на средства производства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Аграрное производство – особая сфера приложения
труда и капитала ……………………………………………………………….4
1.1. Сущность аграрно-промышленного комплекса……………………............4
1.2. Аграрно-техническая революция…………………………………………..9
1.3. Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплекс………..........14
2. Анализ АПК в современной России ………………………………………...17
2.1. Состояние аграрно-промышленного комплекса
в дорыночной России ………………………………………………………17
2.2. Современное состояние сельского хозяйства в России……………..........21
2.3. Проблемы и перспективы развития
аграрно-промышленного комплекса……………………………………....25
Заключение………………………………………………………………….........33
Литература………………………………………………………………….........35
Выход крестьян из общины подразумевался в два этапа: сначала чересполосное укрепление наделов, а затем выход на отруба и хутора. Была снята семейная форма собственности на землю, надел стал не коллективной собственностью семьи, а собственностью землевладельца. Отменялись выкупные платежи за землю, крестьяне освобождались от принудительного севооборота в целях недопущения излишней концентрации земли в одних руках и спекуляции землей. Были также запрещены продажа земли не крестьянам и скупка в пределах одного уезда более 6 душевых наделов, определенных по реформе 1861 г. По разным губерниям этот надел колебался от 12 до 18 десятин. С июля 1912 г. была .разрешена выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами земли, введены различные формы кредита- агрокультурного, ипотечного, землеустроительного, мелиоративного. Но денег, выделенных на реализацию реформы, элементарно не хватало.
Важной частью аграрного законодательства Столыпина стала деятельность Крестьянского банка, скупавшего земли и перепродававшего затем их крестьянам на льготных условиях, причем часть расходов финансировалась государством.
Одним из способов наделения землей правительство выбрало путь переселенческой политики в Сибирь. Указом от 10 марта 1906 г. всем желающим без ограничений было предоставлено право на переселение. Правительство выделило средства на прокладку дорог, благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественные нужды. Пожалуй, это направление аграрной политики стало наиболее эффективным. За 1907- 1914 гг. в Сибирь переселилось 2,44 миллиона крестьян. Население Сибири за годы колонизации выросло на 153 процента. После реформы те были расширены почти вдвое. По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть России.
Оценивая аграрные реформы Столыпина, следует признать их целесообразными, с экономической точки зрения - необходимыми. С 1909-го по 1914 г. Россия производила зерна больше, чем основные ее конкуренты - вместе взятые. Разительные перемены положения дел в сельском хозяйстве напрямую связаны с проведенными реформами. Начался бурный рост вначале кредитных, а затем и производственных, сбытовых и потребительских кооперативов, оказывалась разносторонняя агрокультурная помощь: организовывались курсы по изучению, демонстрации и внедрению новых эффективных форм хозяйствования.
Однако Россия не стала процветающей страной. Не были решены проблемы, связанные с голодом и аграрным перенаселением. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстенсивно, производительность труда в нем росла медленнее, чем в США и странах Западной Европы.
Через некоторое время после реформ Столыпина последовал аграрный кризис в СССР конца 50-х годов. Сразу после смерти Сталина руководством страны была предпринята попытка пересмотра аграрной политики. Кризис сельского хозяйства обострился под влиянием многих факторов. Застой сельскохозяйственного производства произошел тогда, когда оно достигло более высокого уровня, чем в сталинскую эпоху. Настоящей нехватки продовольствия с введением карточной системы удалось избежать только благодаря массовым закупкам зерна в Америке, оплаченным золотом. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом. Сильные колебания сельскохозяйственного производства были новым признаком неблагоприятных структурных сдвигов в деревне. Последующие годы показали, что советское сельское хозяйство, которое 30 лет приносили в жертву, не так-то просто было привести в порядок.
Ведь агропромышленный комплекс – это одна из крупнейших частей единого народохозяйственного комплекса страны. В нем создается около 1/3 национального дохода страны, а численность занятых превышает 40 млн человек. В АПК сосредоточены огромные производственные фонды – свыше 350 млрд рублей в сельском хозяйстве и около 68 млрд рублей в отраслях перерабатывающей промышленности. Из продукции сельского хозяйства и предметов потребления, вырабатываемых только из сельскохозяйственного сырья, формируется более 2/3 розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли.
Огромные производственные ресурсы, сосредоточенные в АПК страны, используются далеко не рационально, не обеспечивают должной отдачи. При росте производственных основных фондов сельскохозяйственного назначения в 1983-1988 гг. по сравнению с 1977-1982 гг. на 42% продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличилась только на 12%, а фондоотдача снизилась на 22%. За этот период валовый сбор зерновых культур ( в среднем за год) в расчете на душу населения сократился на 3%, подсолнечника –на 3%, картофеля –на 8%, производство сахарной свеклы увеличилось только на 1%, овощей - на 3%. В то же время производство мяса повысилось на 17%, молока – на 9, яиц – на 19, шерсти – на 3%. Это позволило увеличить среднедушевое производство мяса на 11%, молока – на на 4%, яиц – на 12 %.
Достигнутый уровень производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки не обеспечил улучшения продовольственного снабжения населения. В 1988 г. снизились по ряду показателей сельскохозяйственное производство и душевное потребление продуктов питания. Несмотря на увеличение производства и реализации мясных и молочных продуктов, не удалось преодолеть напряжение в обеспечении населения мясом и животным маслом. В ряде районов страны продажа животноводческих продуктов регламентирована. Плохо используется возможность нового порядка планирования, согласно которому за счет наращивания производства может быть обеспечена прибавка продукции для снабжения местного населения.
Все это свидетельствует о низкой эффективности функционирования АПК, его нерациональной производственной структуре, слабой социальной ее ориентации на решение проблем рационального питания.
Предпринятые в те времена попытки увеличить импорт продовольственных товаров следует рассматривать лишь как дополнительный источник пополнения продовольственного фонда, который, однако, не мог радикально решить проблему.
Единственным средством радикального решения продовольственной проблемы в стране могло быть только неуклонное развитие агропромышленного производства по пути его интенсификации, научно-технического прогресса и повышения эффективности огромного производственного потенциала АПК.
2.2. Современное состояние сельского хозяйства в России
Современное состояние сельского хозяйства в России оставляет желать лучшего.
Россия по уровню техники и технологии в сельском хозяйстве отстает от передовых стран на 40 лет. Только два процента ее сельскохозяйственных угодий обрабатываются по технологиям сберегающего земледелия. Из-за нашей отсталости потери урожая достигают 30 %. Удельные затраты электроэнергии у нас в несколько раз выше, чем в США и в Западной Европе. В России в сельском хозяйстве трудятся 13 % всего трудоспособного населения страны, что в 2 - 4 раза больше, чем на Западе.
Перед такой важной отраслью российского сельского хозяйства, как молочное животноводство, стоит много острых проблем.
Работа отечественных животноводческих хозяйств уже давно напоминает не бизнес, а борьбу за выживание - во многих случаях безнадежную. Государство тоже не в состоянии гарантировать минимальную доходность молочного производства.
В России падает не только рентабельность молочного животноводства, но и сокращается поголовье дойных коров.
На первый взгляд, снижение поголовья действительно выглядит катастрофой. Тем не менее, даже при нынешней численности коров их количество на 1 тысячу человек населения в России превышает 80 голов, а в благополучной Европе составляет всего 34-40 голов. То есть за рубежом успех животноводства достигается не числом, а качеством.
В России же беды животноводства списывают на спад поголовья, а сельхозпредприятия выполняют для крестьян не экономическую, а больше социальную роль.
Так, в первом квартале 2004 года молока в стране произведено на 3,2 процента меньше, нежели за тот же период предыдущего. В 2003 году производство молока сократилось более чем на 200 тысяч тонн. В 2004 году снизилось еще на 400 тысяч тонн.
А специалисты считают, что о рентабельности молочного бизнеса можно говорить лишь после достижения 5-6-тысячного уровня годовых надоев. Причину низких надоев они видят и в недостатке сбалансированных кормов. Есть мнение, что животноводство, как и земледелие, в российских условиях - дело рискованное по определению.
Цены на молоко в течении последних лет находятся практически на одном уровне. А энергоносители подорожали за это время примерно на 70%. Затраты на энергоносители в среднем втрое превышают аналогичные расходы зарубежных компаний. Поэтому себестоимость российского молока на 20-30 процентов выше импортного.
Молочным хозяйствам мешает работать и диспропорция между реальной стоимостью сырого молока и закупочными ценами на него молокозаводов. Сегодня налицо ценовой диктат торговли над переработчиком, переработчика над сельхозпроизводителем.
Еще одна недешевая для отрасли издержка - это налоги. И производители, и переработчики, и торговцы молоком облагаются НДС. Получается, налог трижды взимается за один продукт.
С тем, что средства, выделяемые на развитие животноводства недостаточны, нельзя не согласиться. Сегодня животноводство занимает одну из первых строк в «аграрном бюджете» РФ. Тем не менее оно остается едва ли не лидером по убыточности.
Право на преференции должны иметь хозяйства с реальными перспективами развития. Такой адресный подход реализуется в регионах, тем более что денег на всех в любом случае не хватает. Условия получения дотации - сохранение поголовья и увеличение производства молока.
Должна существовать эффективная государственная политика регулирования цен. Пока основные прибыли оседают в сфере переработки и дистрибьюции. А ведь можно законодательно гарантировать минимум закупочных цен на молоко и мясо.
Стабильным хозяйствам нужны не столько прямые дотации, сколько нужна последовательная ценовая политика и доступные, долгосрочные кредиты, чтобы развивать и модернизировать производство.
К этому можно добавить, что молочным фермам кроме кредитов и господдержки нужны еще и настоящие хозяева. В противном случае животноводство - отрасль потенциально прибыльная и высокорентабельная - еще надолго останется убыточной и, по-прежнему будет стоять перед бюджетами всех уровней с протянутой рукой..
Более 98% говядины в России получают от убоя выбракованных коров и сверхремонтного молодняка из молочных стад. В перспективе этот источник производства говядины также будет играть ведущую роль.
19 октября 2005 г. состоялось расширенное заседание коллегии Минсельхоза России, на котором были рассмотрены конкретные меры по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Утверждены разработанные специалистами Министерства по поручению Председателя Правительства Российской Федерации план и сетевой график, где определены мероприятия, объемы их финансирования, контрольные показатели, сроки исполнения и ответственные исполнители.
С 2008 г. по настоящий момент в РФ проходит реализация Государственной программы развития сельского хозяйства. Эта программа должна позволить осуществить Доктрину продовольственной безопасности и поднять сельское хозяйство на новый уровень.
Анализ реализации основных целевых индикаторов Государственной программы показал, что 2010 г. стал для российской сельскохозяйственной отрасли одним из самых трудных за последние десятилетия. Основным фактором, определившим динамику ее развития стала аномальная засуха в 43 регионах России.
По итогам 2010 г. было принято решение внести корректировки, которые помогут достичь АПК запланированного уровня к 2012 г.
Помимо действующих разделов, в Госпрограмме будут представлены новые приоритетные направления:
- развитие перерабатывающих отраслей АПК по направлениям: производство продуктов мукомольно-крупяной и хлебопекарной промышленности, первичная переработка мяса, производство молочной продукции, производство продукции плодоовощной консервной промышленности, виноградарство, свеклосахарный подкомплекс;
- Развитие мелиорации земель России на период до 2020 года,
- Развитие малых форм хозяйствования на селе,
- Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающей расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции;
- Стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК,
- Стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Реализация новой Государственной программы позволит не только выполнить все основные задачи, сформулированные в Доктрине продовольственной безопасности, но и качественно повысить уровень жизни на селе.
По мнению экспертов государственная поддержка АПК должна быть поставлена в прямую зависимость от внедрения и соблюдения передовых технологий, от степени модернизации производства. Именно это позволит начать в отрасли реальную, а не мифическую модернизацию, добиться технологического прорыва.
Информация о работе АПК и его развитие в условиях рыночной экономики