Антинорманнская теория, ее основные представители и их доводы
Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:37, контрольная работа
Краткое описание
Для того чтобы охарактеризовать версии происхождения Древнерусского государства, предлагаю рассмотреть ряд вопросов: Возникновение норманнской теории. Главные представители и их основные идеи и доводы норманнской теории; Антинорманнская теория, ее основные представители и их доводы; Основные направления в советское время; Происхождение и значение онима «Русь»;
Произошли коренные сдвиги
в русской историографии, и первым с прямой
критикой «норманской теории» выступил
В.А. Пархоменко.
В 40-х годах В.В. Мавродин рассмотрел
вопрос об участии норманнов в формировании
государства на Руси. Он показал ограниченный
характер этого участия, хотя есть моменты
в его работах, где роль норманнов преувеличена.
В послевоенные годы получило
развитие антинорманистское течение.
Это и статьи Б.Д.Грекова, и работы С.В.
Юшкова.
С 20х годов XX столетия стало
публиковаться много работ по истории
России. Стоит отметить работу А. Шахматова,
посвященную проблеме происхождения Русского
государства. Отношение Шахматова к «норманской
проблеме» очень сложное, его труды сыграли
важную роль в критике норманизма, но,
с другой стороны, сам ученый стоял на
норманистких позициях.
Варяжское присутствие на древнерусской
территории делается все более очевидным.
Но при этом становится очевидной и несостоятельность
концепции колонизации Верхней Руси скандинавами
и уже тем более ее норманнского завоевания.
На протяжении столетий русско-скандинавские
отношения раннего средневековья рассматривались
лишь как воздействие скандинавов на социально-политическое
и культурное развитие народов Европы.
Но между странами, расположенными по
берегам Балтийского моря, существовали
тесные экономические, социальные, политические,
культурные связи. В них, конечно же, были
вовлечены и славяне, и скандинавы, и балты,
и финны...
Новосельцев считает, что картина
скандинавского присутствия в Восточной
Европе имеет мозаичный, хотя и очень детальный
характер. Пока можно сказать лишь одно
- назвать варягов создателями Древней
Руси нельзя. Но роль внешнего фактора,
внешнего импульса, привнесенного скандинавами,
исследователям предстоит еще определить.
Таким образом, в советской
историографии существуют три подхода
к известиям летописи о призвании варягов.
Одни исследователи считают
их в основе своей исторически достоверными.
Другие - полностью отрицают
возможность видеть в этих известиях отражение
реальных фактов, полагая, что летописный
рассказ есть легенда, сочиненная много
позже описываемых в ней событий в пылу
идеологических и политических страстей,
волновавших древнерусское общество конца
XI - начала XII века.
Третьи, наконец, улавливают
в «предании о Рюрике» отголоски действительных
происшествий, но отнюдь не тех, что поведаны
летописцем.
Кроме того, они говорят и об
использовании этого предания в идейно-политической
борьбе на грани XI и XII столетий. Последняя
точка зрения представляется более конструктивной,
чем остальные. Фроянов И.Я. Исторические
реалии в летописном сказании… С. 12.
Итак, подведем итоги,
1. Рюрик - это реальная
историческая личность и он
выходец из варягов (норманнов).
2. Древнерусское государство
с самого начала формировалось
в тесном взаимодействии с
другими народами и государствами,
что позволило говорить о наличии
внешнего влияния. Так русские
княжества по разным причинам
и в разное время приглашали
дружины не только варягов, но
своих степных соседей - печенегов,
каракалпаков, торков.
3. Главную роль в формировании
любого государства играют внутренние
причины и предпосылки - это:
- распад родового строя;
- переход к соседской
общине;
- замена родового деления
территориальным;
- раннее возникновение
городов;
- образование племенных
союзов, княжеской власти и дружины.
4. Нет прямой взаимосвязи
между происхождением названия
государства и генезисом самой
государственности.
Происхождение и значение онима «Русь»;
Бесконечная полемика норманистов
и антинорманистов о том, следует ли отождествлять
варягов с Русью, и, следовательно, считать
термин «Русь» словом скандинавского
происхождения, исходила из нескольких
мест ПВЛ и, в частности, из следующих двух:
географического введения, где «Русь»
- один из северно-германских народов,
наряду со шведами и норвежцами; и легенды
о призвании варягов, где мы находим то
же самое утверждение, и где указывается,
что от призванных варяжских князей, приведших
с собой «всю Русь», пошло название – «Русская
земля». Сюда же относится замечание такого
же содержания, но только по другому поводу,
помещённое в ПВЛ под 898 годом.
Норманисты уверяли, что термином
«Русь» обозначались именно скандинавы.
Чтобы полностью разобраться в данном
вопросе, давайте обратимся к мнениям
различных российских историков по поводу
происхождения термина «Русь».
В «Истории государства Российского»
Карамзин пишет: «…славяне, утомленные
внутренними раздорами, в 862 году снова
призвали к себе трех братьев Варяжских,
от племени Русского, которые сделались
первыми властителями в нашем древнем
отечестве и по которым оно стало именоваться
Русью. - Сие происшествие важное, служащее
основанием истории и величия России,
требует от нас особенного внимания и
рассмотрения всех обстоятельств». Карамзин
считает варягов скандинавами, или «жителями
трёх королевств»: Дании, Норвегии и Швеции.
Кроме этого, он уточняет: «…не было на
Севере другого народа, кроме скандинавов,
столь отважного и сильного, чтобы завоевать
всю обширную землю от Балтийского моря
до Ростова (жилища мери)». Налицо мнение
подлинного норманиста.
С.М. Соловьёв считает, что «под
именем варягов разумелись дружины, составленные
из людей, волею или неволею покинувших
свое отечество и принужденных искать
счастия на морях или в странах чуждых;
это название, как видно, образовалось
на западе, у племен германских, на востоке
- у племен славянских, финских, греков
и арабов таким же общим названием для
подобных дружин было русь (рос), означая,
как видно, людей-мореплавателей, приходящих
на кораблях, морем, входящих по рекам
внутрь стран, живущих по берегам морским».
Историк В. О. Ключевский высказал
своё мнение по поводу онима «Русь»: «Княжеская
дружина, служа орудием администрации
в руках киевского князя, торгуя вместе
с купечеством больших городов, носила
вместе с ним специальное название руси».
Изучив русские летописи и зарубежные
источники, Ключевский восстанавливает
значение термина «русь» в разные времена.
Историк приходит к выводу, что первоначальное
значение его было племенное: так называлось
то варяжское племя, из которого вышли
первые наши князья. Потом это слово получило
сословное значение: русью в Х в., по Константину
Багрянородному и арабским писателям,
назывался высший класс русского общества,
преимущественно княжеская дружина, состоявшая
в большинстве из тех же варягов. Позднее
Русь, или Русская земляполучило географическое
значение: так называлась преимущественно
Киевская область, где гуще осаживались
пришлые варяги. Наконец, в XI - XII вв., когда
Русь как племя слилась с туземными славянами,
оба эти термина Русь и Русская земля,
не теряя географического значения, являются
со значением политическим: так стала
называться вся территория, подвластная
русским князьям, со всем христианским
славяно-русским ее населением.
С.Ф. Платонов уверен в одном:
русь - это народ. Платонов пишет: «По одним
известиям, русь - те же скандинавы, по
другим - русь живет у Черного, а не у Балтийского
моря, в соседстве с хазарами и печенегами».
Сам историк считает, что «правильнее
будет представлять дело так, что русью
звали в древности не отдельное варяжское
племя, ибо такого не было, а варяжские
дружины вообще. Как славянское название
сумь означало тех финнов, которые сами
себя звали suomi, так у славян название русь
означало прежде всего тех заморских варягов
- скандинавов, которых финны звали ruotsi».
Мнение А. А. Шахматова заключается
в том, что "Русь - это те же норманны,
те же скандинавы; русь - это древнейший
слой варягов, первые выходцы из Скандинавии,
осевшие на юге России раньше, чем потомки
их стали оседать на менее привлекательном
лесистом и болотистом славянском севере".
Вернемся к антинорманнистам,
о которых я говорила выше.
Мнение Мавродина, который в
своей работе «Борьба с норманизмом в
русской исторической науке» писал: «Термин
«Русь» не скандинавский термин. Времена
викингов его не знают. В рунических надписях
и древнесеверной литературе наша страна
называется Гардар или Гардарики. «Russia»
- термин сравнительно редкий, взятый не
из живой речи, а книжный, и вошедший в
обиход в скандинавских языках лишь в
XIII-XIV вв.». По мнению этого историка «русь»
- это древний этнический термин, связанный
с поднепровскими славянами, ставший обозначением
политического образования с центром
в Киеве.
Очень интересно мнение другого
антинорманиста М.Н. Тихомирова, который
выводит термин «русь» из гидронима Рось
(Ръсь) - названия правого притока Днепра:
«В области полян, по которой протекала
река Рось, находим в IX-XIII вв. Русь, как
об этом согласно свидетельствуют летописи.
Не варяги назвали страну полян Русью,
а осевшие в Киеве «словени и варязи и
прочии прозвашася Русью» (цитата по Данилевскому).
Происхождение имени Русь и
сегодня вызывает массу споров, как и двести
лет назад. Каждый историк имеет свое собственное
мнение о происхождении и значении онима
«Русь». Но одно остаётся неизменным: антинорманисты
ратуют за славянское происхождение этого
термина, норманисты же, напротив, выводят
его разными способами из скандинавской
среды.
Более пятидесяти ученых на
протяжении двух веков занимались проблемой
скандинавских заимствований в русском
языке. Норманисты хотели показать, что
многие предметы и понятий в русском языке
имеют скандинавское происхождение.
Предметы скандинавского происхождения
найдены на всех торгово-ремесленных поселениях,
например, Ладога, Гнездово и т.д., в городах:
Новгород, Псков, Киев, Чернигов. Более
1200 скандинавских предметов вооружения,
украшений, амулетов и предметов быта,
а также орудий труда и инструментов VIII-XI
вв. происходит примерно из 70 археологических
памятников Древней Руси. Известно так
же около 100 находок граффити в виде отдельных
рунических знаков и надписей.
5. Происхождение и расселение
славян.
Вопрос про¬ис¬хождения и расселения
славян также неодназначен. Первым, описавшим
появление славян, был летописец Нестор
- автор «Повести временных лет». Он определил
территорию славян по нижнему течению
Дуная. С Дуная начался процесс расселения
славян. Дунайскую «прародину» славян
признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский
и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне
переселились с Дуная в Прикарпатье. По
мнению историка, здесь образовался обширный
военный союз во главе с дулебо-волынянами.
Отсюда восточные славяне расселились
на восток и северо-восток до Ильмень-озера
в VII—VIII вв.
Также существует и другая версия
- автохтонная - местное происхождение
славян. Согласно Днепровско-Одерской
концепции происхождения славян, славянство
образовалось на обширной территории,
в состав которой вошла не только территория
современной Польши, но также значительная
часть современной Украины и Белоруссии.
Автохтонная теория отмечает
сложность процесса образования славян.
Первоначально складывались мелкие отдельные
разрозненные древнейшие народы на определенной
обширной территории, которые затем образовались
в более крупные и, наконец, в исторически
известные народы. Выделяются протославянский,
праславянский и собственно славянский
периоды. Предки протославян в результате
своего культурного сближения дали славянство.
Праславянский период начинается
с конца I тысячелетия до н.э. и длится до
VI-VII вв.
В VIII—IX вв. наступает период
собственно славянской истории, формирование
союзов, образование государств. Происходит
складывание современных славянских народов.
Также интересен вопрос стоит
об «исторической родине» Рюрика и его
братьев, с которых принято начинать историю
Древней Руси. В летописи они приходят
«из заморья», да и имена их мало походят
на славянские.
Снова обратимся к мнению российских
историков.
С.М. Соловьёв, пишет, что славяне
искали «посредника в спорах беспристрастного,
а таким мог быть только князь из чужого
рода». Этот историк, как и многие другие
норманисты, называет первых князей «морскими
королями, предводителями европейских
дружин, вышедшими с берегов Скандинавии».
Н.М. Карамзин придерживается
норманистской точки зрения: «Имена трех
князей варяжских - Рюрика, Синеуса, Трувора
- призванных славянами и чудью, суть неоспоримо
норманнские: так, в летописях Франкских
около 850 года - что достойно замечания
- упоминается о трех Рориках: один назван
Вождем Датчан, другой Королем (Rex) Норманнским,
третий просто Норманом».
О том, что Рюрик родом из Финляндии,
так как только оттуда варяги могли так
часто приходить на Русь - говорил В.Н.
Татищев.
Платонов и Ключевский полностью
соглашаются со своими коллегами.
Преверженцы норманистской
теореии абсолютно единодушны в своих
высказываниях.
Антинорманисты выступили против
этого единодушия, прежде всего, путём
«русификации» Рюрика и его братьев. М.В.
Ломоносов попытался обосновать прусское
происхождение Рюрика и «всей руси», с
которой тот явился по призыву жителей
Новгорода. Эта точка зрения получила
поддержку со стороны Г. Ловмяньского
и А.Г. Кузьмина.
Большинству исследователей
в конце концов пришлось признать, что
первые упомянутые в летописи новгородские
князья вряд ли могли быть «автохтонами»,
славянами. Даже безусловный антинорманист
Б.А. Рыбаков допускает возможность отождествления
летописного Рюрика с предводителем викингов
Рюриком Ютландским. Имена братьев Рюрика
возводятся им к оборотам «sine use» и «tru
war», т.е. «своими родичами» и «верной дружиной»,
с которыми и пришёл на Русь первый легендарный
правитель Новгорода.
Сведения о происхождении первых
русских князей столь же легендарны, как
и о Рюрике, Труворе и Синеусе. Принято
считать, что основатели Киева - поляне,
то есть восточные славяне, населявшие
Киевское Поднепровье. Иногда их просто
называют первыми русскими князьями, среди
которых выделяется легендарный Кий. Рыбаков
полагает, что имя Кий хорошо осмысливается
по-русски: «кий» означает «палка», «палица»,
«молот».
Карамзин и Соловьёв вообще
сомневаются в существовании Кия и его
братьев и рассматривают данную информацию
как красивую легенду.
Летописи оставили в древнерусской
транскрипции список имён варягов-руси
(до 944 года), большинство отчётливой древнегерманской
или скандинавской этимологии. В летописи
упоминаются следующие князья и послы
в Византию в 912 году: Рюрик (Rorik), Аскольд,
Дир, Олег (Helgi), Игорь (Ingwar), Карлы, Инегелд,
Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн,
Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост,
Стемид. Имена князя Игоря и его жены Ольги
в греческой транскрипции по синхронным
византийским источникам (сочинениям
Константина Багрянородного) фонетически
близко стоят к скандинавскому звучанию
(Ингор, Хелга).