Антинорманнская теория, ее основные представители и их доводы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы охарактеризовать версии происхождения Древнерусского государства, предлагаю рассмотреть ряд вопросов:
Возникновение норманнской теории. Главные представители и их основные идеи и доводы норманнской теории;
Антинорманнская теория, ее основные представители и их доводы;
Основные направления в советское время;
Происхождение и значение онима «Русь»;

Файлы: 1 файл

Норманская new.docx

— 56.47 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные споры, чем вопрос, «откуда есть пошла земля русская», кто такой Рюрик и его «варяги», отождествляемые русскими летописями с «Русью».

Что же собственно это такое: «норманнская теория?»

«Норманнская теория» - это концепция образования Русского государства, основанная на отрывке из «Повести временных лет». Самый общий смысл теории состоит в том, что скандинавы создали русский народ, русское государство (местному населению это было не под силу), русскую культуру.

Обратимся к самой «Повести временных лет»:

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русские. Как другие называются шведы. А иные норманны и англы. А еще иные готландцы,- вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,- на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

После «Повесть временных лет» сообщает о том, что бояре Рюрика Аскольд и Дир "отпросились" у своего князя в поход на Византию. По пути они захватили Киев и самочинно назвались князьями. Но Олег, родственник и воевода Рюрика, в 882 г. убил их и стал княжить в Киеве с малолетним сыном Рюрика Игорем. Таким образом, в 882 году под властью одного князя объединились Киев и Новгород, и было образовано Древнерусское государство Киевская Русь.

Все эти события носят легендарный характер. Более того, аналогичные легенды, связанные с зарождением государственных институтов, есть у многих других народов мира. И все же некоторые ученые буквально восприняли известие о призвании варягов и пришли к довольно своеобразным выводам.

 

 

Для того чтобы охарактеризовать версии происхождения Древнерусского государства, предлагаю рассмотреть ряд вопросов:

  1. Возникновение норманнской теории. Главные представители и их основные идеи и доводы норманнской теории;
  2. Антинорманнская теория, ее основные представители и их доводы;
  3. Основные направления в советское время;
  4. Происхождение и значение онима «Русь»;
  5. Происхождение и расселение славян.
  6. Некоторые итоги развития норманнской и атнинорманнской теорий.
  1. Возникновение норманнской теории. Главные представители и их основные идеи и доводы норманнской теории;

 

Итак, первые ученые - создатели «норманнской теории» являлись Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, два немецких историка, приглашенные Петром I для работы в Санкт-Петербург в 1724г, утверждали, опираясь на ПВЛ, что свое имя Россия - вместе с государственностью - получила от скандинавов.

Труды Байера высоко ценились русскими историками XVIII века. У него заимствовал Татищев норманнскую теорию происхождения варягов-руси, которую он в своей истории излагает по Байеру. Немецкий учёный был знатоком скандинавских языков, но не посчитал необходимым хоть сколько-нибудь ознакомиться с языком страны, историей которой он занялся. Очень точно, как мне кажется, сказал о Байере Н.Надеждин: «Только по необъяснимой странности, живя в России, будучи русским профессором, занимаясь русской историей, он не только не знал ни слова, но даже не хотел учиться по-русски».

Все последователи Байера и Миллера стали называться норманистами. Они считали, что главную роль в становлении Киевской Руси сыграли варяги, под которыми понимали норманнов. И в восемнадцатом веке, и в последующие два с половиной столетия гипотеза Байера нашла поддержку эрудитов как из числа германоязычных ученых (Г.Ф Миллер, А.Л. Шлецер, И.Э. Тунман, Х.Ф. Хольманн, К.Х. Рафн, А.А. Куник, В. Томсен, Ф.А. Браун, Т.Я. Арне, Р. Экблом, М.Р. Фасмер, А. Стендер-Петерсен) в России и за рубежом, так и среди русскоязычных (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, М.Н. Погодин, А.Л. Погодин, А.А. Шахматов, В.А. Брим, А.А. Васильев, Н.Г. Беляев, В.А. Мошин, В. Кипарский).

 

Рассматривая работы первых российских академиков, можно увидеть, что основными источниками, на которые они опирались, были Начальная летопись и «Повесть временных лет».

Эта дошедшая до нас летопись (ПВЛ) излагает события русской истории до XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича. На этом работа летописцев в XX веке над текстом "Повести" не закончилась. Согласно вероятному предположению ряда ученых (М.Х.Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранила нам Ипатьевская летопись.

С помощью источников, на которые опирались Байер, Шлецер, Миллер, можно назвать имена князей и дружинников, которые были указаны в договорах Олега и Игоря с Византией.

Достаточно много лет норманнская теория считалась совершенно точной и непогрешимой теорией. Я представлю четыре основных пути из норманнской теории:

 1). Путь завоевания:

Древнерусское государство было создано норманнами, завоевавшими восточнославянские земли и установившими свое господство над местным населением. Это самая старая и наиболее выгодная для норманистов точка зрения, так как именно она доказывает "второсортность" русской нации.

2). Т. Арне выдвинул свою теорию норманнской колонизации. Именно он доказывал существование в Древней Руси скандинавских колоний. Норманисты утверждают, что варяжские колонии были реальной основой для установления господства норманнов над восточными славянами.

3). Связь Шведского королевства с Русским государством. Эта теория принадлежит также Т.Арне.

4). И, наконец, теория, признававшая классовую структуру Древней Руси IX-XI вв. и господствующий класс как созданные варягами.

Согласно ей, высший класс на Руси был создан варягами и состоял из них. Создание норманнами господствующего класса большинством авторов рассматривается, как прямой результат норманнского завоевания Руси. Сторонником этой идеи был А.Стендер - Петерсен. Он утверждал, что появление норманнов на Руси дало толчок к развитию государственности. Норманны - необходимый внешний "импульс", без которого государство на Руси никогда бы не возникло.

 

  1. Антинорманнская теория, ее основные представители и их доводы;

 

Основателем «антинорманнской теории» стал Михаил Ломоносов. Его «Древняя Российская история» была первым трудом антинорманиста, трудом борца за честь русского народа, за честь его культуры, языка, истории, трудом, направленным против теории немцев. Он знал прошлое Руси, верил в силы русского народа, в его светлое будущее.

Вывод, сделанный норманистами о том, что варяги, то есть норманны, принесли государственность на славянские земли и породил столь ожесточенное контрвыступление М.В. Ломоносова. В подобной постановке вопроса не было ничего необычного. Хорошо было известно, что многие европейские государства были основаны иностранными правителями, причем в ходе завоевания, а здесь речь идет о мирном призвании. Надо полагать, что эта реакция была вызвана естественным чувством ущемленного достоинства. М.В. Ломоносов увидел в истории с призванием князей указание на изначальную неполноценность славян, не способных к самостоятельному государственному творчеству.

С этого времени не прекращаются споры. Антинорманнская теория, представленная Ломоносовым, базировалась на том, что варяги и норманны - это народы разные, а скандинавы были балто-славянами. Ломоносов при создании теории опирался на внутренние факторы. Стоит признать, что в его гипотезе было много недоказанных фактов. Он аргументировал свои позиции так:

1. Пруссия и пруссы - это порусы (живущие рядом с русами).

2. Название реки Рось дало название русам.

3. Норманны называли земли славян "Градорика", это означало "страна городов", в то время как у них самих городов еще было мало. Следовательно, они не могли научить русов “государственности”.

4. У новгородского старейшины была дочь, которую он выдал замуж за князя. У них появилось три сына: Рюрик, Синеус и Трувор.

М. В. Ломоносов на основе собственного анализа пришел к выводам:

- Рюрик - славянин;

- слово Русь происходит  от названия реки Рось и названия славянского племени Росичей, живших на берегах этой реки.

М.В. Ломоносов подверг уничтожающей критике все основные положения «антинаучной концепции генезиса Древней Руси». Древнерусское государство, по мнению Ломоносова, существовало задолго до призвания варягов-россов в форме разобщенных племенных союзов и отдельных княжеств. Племенные союзы южных и северных славян, которые «без монархии почитали себя вольными», по его мнению, явно тяготились какой-либо властью.

Отмечая роль славян в развитии всемирной истории и падении Римской империи, Ломоносов еще раз подчеркивает свободолюбие славянских племен и их нетерпимое отношение ко всякому угнетению. Тем самым косвенно Ломоносов указывает, что княжеская власть существовала не всегда, а явилась продуктом исторического развития Древней Руси. Особенно ярко показал он это на примере древнего Новгорода, где « новогородцы варягам отказали в дани и стали сами собою правительствовать». Однако в тот период классовые противоречия, раздиравшие древнерусское феодальное общество, привели к падению народоправства: новгородцы «впали в великие распри и междоусобные войны, восстал один род против другого для получения большинства». Именно в этот момент острых классовых противоречий обратились новгородцы (а точнее, та часть новгородцев, которая одержала победу в этой борьбе) к варягам со следующими словами: "земля наша велика и обильна, а наряда у нас нету; да пойдете к нам княжить и владеть нами".

Еще один антинорманнист был С. М. Соловьев. Он писал: «Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с туземцами, тем более что в своем народном быте не находили препятствий к этому слиянию. Таким образом, при начале русского общества не может быть и речи о господстве норманнов, о норманнском периоде».

Итак, по - мнению Ломоносова, главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. А значит, государство не может организовать один человек, а именно Рюрик, государство – это продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

В итоге, в образовании древнерусского государства никакого внешнего влияния не было, а ведущую роль сыграли внутренние причины и предпосылки.  

 

  1. Основные направления в советское время;

 

 В качестве разоблачения норманнской теории можно взять работы

А. С. Лихачева, Б. Д. Грекова, В.В.Мвродина, А.Н. Насонова, В.Т. Пашуто, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Л,В. Черепнина, И.П. Шескольского, С.В. Юшкова и др.

Именно они доказывали необъективность норманнской теории, а именно норманны никакого отношения не имеют к разложению первобытнообщинного строя и развитию феодальных отношений. Влияние на Русь норманнов ничтожно хотя бы потому, что уровень их общественного и культурного развития не был выше, чем в Древней Руси.

С 30х годов XX столетия произошел всплеск активности антинорманистов. Б.Д. Греков в своих работах («О роли варягов в истории Руси», «Борьба Руси за создание своего государства», «Киевская Русь») утверждает, что государство не могут создать отдельные люди в один год.

Например, В. Т. Пашуто признает объединение Руси под властью князей варяжской династии, но указывает, что уже до этого момента Русь представляла собой конфедерацию 14 княжений, выросших на землях бывших племен… Варяги не принесли на Русь своей княжеской власти, не разделили общество на правящих и управляемых.

В.С. Юшков отдает должное мастерству летописца и отмечает, что его рассказ о призвании князей составлен с большим искусством, так что трудно отделить в нем правду от вымысла.

Б. А. Рыбаков связал возникновение легенды о призвании князей с историей Великого Новгорода: «Стремление новгородцев в XI-XII вв. обособиться от власти киевских князей, широкие торговые связи Новгорода со Скандинавией, использование новгородскими князьями в борьбе с Киевом наемных варяжских отрядов (Владимир и Ярослав в начале их деятельности) - все это в сочетании с тенденцией избирать себе князя и породило в новгородском летописании XI-XII вв. вымыслы о призвании варяжских князей и затем отождествление варягов с русью».

Рыбаков полагает, что к тому моменту, когда на Севере славянского мира появились варяги, в Среднем Поднепровье уже сложилась Киевская Русь. «Варяги-пришельцы не овладевали русскими городами, а ставили свои укрепленные лагеря рядом с ними». Автор признает реальность Рюрика, но сомневается в двух других героях легенды - Синеусе и Труворе.

А вот по - мнению Клейна и его учеников, славяно-варяжские отношения в IX-XI веках были значительно более сложными и охватывали различные стороны жизни восточноевропейских племен: это и торговля с Востоком и Западом, и совместные военные походы, и развитие ремесла, и внутренняя торговля. Отдельные находки обнаруживаются в могильниках Ярославского Поволжья, юго-восточного Приладожья, Верхнего Поднепровья. Ведутся и раскопки в Ладоге, на Рюриковом городище под Новгородом, в Новгороде и в Изборске, Белоозере, Ростове, Полоцке - в основных летописных центрах, связанных с "варяжской" проблемой.

Информация о работе Антинорманнская теория, ее основные представители и их доводы