Антимонопольное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий; особенностей современной монополизации экономики; действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

I. Понятие и виды монополии………………………………………………….5

1.1. Сущность монополии…………………………………………………5

1.2. Виды монополии……………………………………………………..11

II. Антимонопольное законодательство……………………………………….16

2.1. Сущность антимонопольного законодательства……………………16

2.2. Особенности развития антимонопольного законодательства

в России……………………………………………………………….18

2.3. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом…..29

Заключение………………………………………………………………………35

Список использованных источников и литературы…………………………..36

Файлы: 1 файл

Никифорова Kursovik_ves.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

1.2 Виды монополий

Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов – монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.

По масштабам охвата рынка монополия может установиться в отраслевом масштабе – чистая монополия или монопсония, или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например,  внешней торговли государства. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной конкуренции.

В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:

- естественные монополии (возникающие в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее;

- легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);

- искусственные монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.).

Так же монополии разделяются на: закрытые,  и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом[1].

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией[2].

Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

Учёными выделяются несколько последствий монополизации:

I.  недопроизводство товаров

II.    завышение цен

III.  предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.

IV. х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно,  а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны  в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному двум заводам.

Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт, вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.

Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма (какие-то функции возложены на сердце, какие-то – на печень, какие-то – на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированны: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме.

Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%!!!)  было подвержено сильной монополизации.

Таким образом, если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации,  до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей – х-неэффективность – сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.


II. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

2.1 Сущность антимонопольного законодательства

 

Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

К числу вопросов, регулируемых антимонопольным законодательством, относятся:

1. Промышленное регулирование – это выборочное регулирование цен (тарифов) внутри отраслей коммунального обслуживания;

2. Социальное регулирование – это государственное регулирование условий производства товаров, их физических характеристик и влияния производства этих товаров на общество;

3. Промышленная политика – политика государства, направленная на приоритетное развитие отдельных отраслей, товаров или технологий.

Необходимость применения антимонопольного законодательства легко понять сравнивая удобные для покупателя условия на рынке, и ситуацию, которая возникает на рынке вследствие появления на нем монополиста :

              1) Необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке товара присутствует монополист, то вполне вероятна такая, ситуация когда покупатель будет лишен возможности выбора – монополист будет производить только один вид товара или услуги, так как нужда в данном товаре и отсутствие выбора заставит покупателя приобрести его.

              2) Покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора – есть только один вид товара по данной цене - либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та цена, которая была бы в условиях конкурентного рынка. Это будет сделано с целью получения максимальной прибыли от продажи товара или слуги.

              3) Покупатель заинтересован в высоком качестве покупаемых товаров и услуг. В принципе монополист понимает, что если он будет выпускать некачественные товары и услуги спрос на них может упасть, но существует такие товары и услуги, без которых не может прожить не один человек(или хотя бы какая-то категория людей), и производя такую продукцию монополист может снизить (хотя бы ненамного) качество выпускаемой продукции, с целью получения большей прибыли.

              4) Покупатель заинтересован в постоянном улучшении покупаемой продукции (связь с общим техническим прогрессом). В конкурентном рынке почти каждый день выходит усовершенствованный вид товара или услуги. Но на монополистическом рынке не будет наблюдаться такого прогресса, т.к. товар и так будет покупаем, то зачем монополисту вкладывать деньги в постоянные исследования – их просто можно проводить намного реже. Все исследования на монополистическом рынке, скорее всего, связанны с уменьшением себестоимости выпускаемого товара.

              5) Присутствие монополистов на рынке в конце концов вызывает сосредоточение большого капитала в руках одного человека или же группы людей, что создает социальный барьер между богатыми и бедными. Как всем известно это вызывает бурные недовольства, забастовки акции протеста и накаляет обстановку в стране. Сюда же модно отнести и ту проблему, что монополист не дает развиваться мелкому и среднему бизнесу на своем рынке так как в его руках сосредоточенна основная власть. Тем самым он лишает возможности заработать какую то часть людей.

              6) Монополист понимает, что если он просто повысит цену на товар, то спрос на этот товар упадет, а следовательно упадет и выручка монополиста. Но свой доход он может поднять другим способом: Он может снизить количество выпускаемой продукции. Вследствие этого спрос на продукцию возрастет и монополист сможет повысить цену без ущерба для своего дохода.

              Итак, присутствие монополии на рынке товара или услуги оказывает неблагоприятное влияние на экономическое положение в стране. В итоге при такой ситуации выгоду получает лишь сам монополист. Следовательно можно говорить о необходимости применения антимонопольного законодательства, в любом государстве, не только убирая монополии с рынка, но и предупреждая их появление.

 

2.2 Особенности развития антимонопольного законодательства в РФ

 

В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий, Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.

В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: ¾ всех занятых работали на предприятиях с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию.(Приложение 3)

«Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований».

Сегодня в России создано свое антимонопольное законодательство. Однако реализовать его на практике чрезвычайно трудно, поскольку речь приходится вести о ее воссоздании конкуренции. Тем не менее, государство не только старается создать условия для развития различных структур производства, но и поддерживает конкуренцию, эффективно применяя антимонопольное законодательство.

Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили настоятельную потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.

Такое законодательство начало создаваться с принятием в 1991 г. Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот Закон много раз подвергался изменениям, что отражало изменения рыночной среды. Наиболее существенные изменения были внесены в 1995 г. В этом же году были приняты законы «О естественных монополиях» и «О рекламе». Наконец, в 1999 г. принят Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Все эти законы взаимосвязаны по сфере регулируемых отношений. Они приводятся в исполнение, как правило, одними и теми же государственными органами — федеральным органом исполнительной власти, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальными органами. Многие понятия, используемые в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» как законе основополагающем, применяются и в иных законах, так или иначе регулирующих конкурентные отношения. Все законы имеют общую цель — регулирование государством поведения на рынке его участников, обеспечение конкурентной политики и контроля соблюдения законодательства, осуществление контроля концентрации капитала. Совокупность упомянутых законов и развивающих их правовых нормативных актов разного уровня обычно именуют законодательством о конкуренции или конкурентным законодательством Во всех странах с рыночной экономикой существуют не только законодательство о конкуренции, но и системы органов государства, задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической деятельности, зашита конкуренции, применение мер принуждения и ответственности за антиконкурентное поведение, сформировалось также и самостоятельное антимонопольное или конкурентное право.

Информация о работе Антимонопольное законодательство