Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:49, курсовая работа

Краткое описание

В процессе развития цивилизации и общества усиливается разделение труда, и, как следствие, усложняются конкурентные отношения. Они приобретают новые формы, такие как конкуренция между рынками, отраслями, регионами, странами, транснациональными компаниями. Однако эти процессы ведут к увеличению числа факторов, влияющих на степень несовершенства конкуренции. Например, усложняются барьеры для входа в отрасль, инструменты ведения конкурентной борьбы; увеличивается потребность в получении более сложной, многогранной информации, необходимой для выживания в постоянно меняющихся условиях.

Оглавление

Введение
1. Конкуренция как экономическая категория
1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции
1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии
2. Монополия как экономическая категория
2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов
2.2 Виды монополии и их место в современной экономике
2.3 Рынок несовершенной конкуренции
3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики
3.1 Возникновение антимонопольного законодательства
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации
3.3 Проблемы антимонопольного законодательства в Краснодарском крае
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

конкуренция и монополия.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

 Такая классификация  монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи,, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия моет быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из - за ограниченности срока действия патента, но также из - за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.

 Фактически  все монополии могут считаться открытыми.

 Модель монополии, предлагает действие одного дополнительного  ограничения: монополист должен продавать  свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой  соблюдается это условие, называется простой монополией

 Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных или иностранных производителей товара. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.

 Монополия, возникающая  со стороны спроса, когда на рынке  имеется только один покупатель при  множестве продавцов, называется монопсонией.

 Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя.

 Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем  монополия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Монополистические объединения.

 Противоречия  между естественным стремлением  к экономическому доминированию, как  способу сохранения и приумножения преимуществ, и препятствующими этому требованиями оптимальности решается путем объединения предприятий. Представляя собой как бы ассоциацию оптимальных предприятий, концентрация такого рода регулируется уже иными критериями оптимальности - уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов.

 Объединения предприятий возникает в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.

 Горизонтальные  слияния представляют собой способ концентрации производства путем объединения  родственных предприятий и по сути ведут лишь к перераспределению  производственных мощностей. Главной их целью является снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства».

 Вертикальное  слияние нацелены на объединение  звеньев технологической цепочки  от добычи сырья до сбыта готовой  продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальное влияние способствует монопольным проявлением и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.

 Конгломератные  слияния представляют собой объединения  предприятий различной отраслевой принадлежности совершенно не связанных  между собой технологически. По сути это способ диверсификации производства, цель которого - смягчит влияние колебаний рыночной конъюнктуры и облегчить проникновение на новые рынки. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим. В результате в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений.

 Трест - форма  объединения предприятий одной  или несколько отраслей., при которой входящие в объединение предприятия утрачивают хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление ими осуществляется централизованно.

 Концерн - многоотраслевой  комплекс предприятий, в котором  структурные единицы сохраняют  свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля через систему участий.

 Конгломерат - полиотраслевая, многопрофильная  структура, основанная на объединении  автономных в оперативном отношении  предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности.

 Кроме того, существует ряд объединений временного типа, создаваемых для решения  определенных задач.

 Консорциум - форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.

 Хозяйственная ассоциация - создаваемая на добровольной основе по территориальному, отраслевому  или иному признаку объединение юридических лиц с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различного рода органах.

 Высокая степень  концентрация производства и возникающая в связи с этим экономическое доминирование ведет к затруднению конкуренции и возникновению монопольных проявлений в форме ценового диктата. Усиливается вероятность сговора между немногими производителями. Это требует установление особого контроля за деятельностью объединений предприятий.

 В советской  экономике объединения предприятий  существовали в виде производственных и научно - производственных объединений. Поскольку в основе их образования  лежали не общность экономических и  финансовых интересов участников, а потребности централизованного управления экономикой, с переходом к рыночной экономике они требуют серьезной трансформации. Однако, учитывая характерные для них кооперационные связи, было бы ошибкой ликвидировать их под флагом борьбы с монополизмом. При выборе способов реформирования этих объединений следует руководствоваться прежде всего такими критериями, как изменение трансакционных издержек и влияние на уровень конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.Виды  рыночных структур. 
 

Совершенная конкуренция.

  Теория  совершенно конкурентного рынка  может без всяких изменений применяться для отдельных реально действующих отраслей либо служить основой для выявления закономерностей, имманентных другим рыночным структурам. При рассмотрении поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции мы должны исходить из двух основополагающих предположений:

  1) объемы  производства отдельной фирмы  столь незначительны в сравнении  с выпуском всей отрасли и  изменяются к таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара;

  2) отрасль,  где функционирует рассматриваемая  нами фирма, является свободной для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

  Из первого  предположения вытекает, что кривая спроса отдельной фирмы горизонтальна, т. е. спрос на продукцию отдельной  фирмы абсолютно эластичен. Такой вид кривой спроса вовсе нс означает, что фирма может продавать любое количество товара при данной цене. Абсолютную эластичность спроса надо принимать в том смысле, что в рамках возможного расширения производства фирма не окажет влияния на цену товара.

  Как и  в случае издержек, введем понятия  суммарного и среднего дохода (определение  предельного дохода мы дали ранее):

  — суммарный доход (TR) — общая сумма поступлений от продажи всех единиц товара. Если продано (q /единиц товара по цене p руб. за единицу, то TR = q*p ;

  — средний доход (AR) — доход, получаемый за единицу проданной продукции. Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции средний доход равняется цене продаваемого товара.

  Поскольку предельный доход (MR) определяется как сумма, полученная от реализации одной дополнительной единицы товара, то можно сделать вывод, что в условиях абсолютно конкурентного рынка MR также равняется цене товара.

Из вышесказанного следует: если поведение отдельной  фирмы не оказывает воздействия  на цену реализуемого ею товара, то для  этой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают. Они представляют собой  одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне, соответствующем цене продаваемого товара. Если в условиях совершенной конкуренции цена равняется предельному доходу, то для максимизирующей свою прибыль фирмы (на основании универсального правила 2) цена должна равняться предельным издержкам.

Монополистическая конкуренция

 
 

Теория монополистической  конкуренции разработана в трудах английского экономиста Дж. Робинсон и американского ученого Э. Чемберлина. Остановимся лишь на некоторых основополагающих принципах этой рыночной структуры.

Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание  двух моделей — совершенной конкуренции  и чистой монополии. Как и при  совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако (и это черта, присущая монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продаст товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Казалось бы, что все фирмы готового платья выпускают один и тот же товар — мужские костюмы. Но это не так — отдельная фирма производит свой товар (мужской костюм), который отличастсяы от товара других фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью, фурнитурой и т. п. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем привая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т. п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.

  Суммируя  вышесказанное, можно отметить, что  теория монополистической конкуренции основывается на трех принципиальных положениях:

  1. Кривая  спроса отдельной фирмы имеет  падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме

возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.

2. Имеется свобода  входа в отрасль и выхода  из нее. Данное обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. Это будет ясно, если рассмотреть графики на рис. 1-10. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль (на рис. 1-10,а это заштрихованный прямоугольник), то в отрасль начинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на bc{ большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместиться влево (кривая D2). Наконец, наступит такой момент, изображенный на рис. 1-10,6, когда экономическая прибыль фирмы стане! равной нулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмь отрасли в долгосрочном периоде наступает тогда, когда цена продава емого товара (т. с. величина среднего дохода) сравняется с величине! средних суммарных издержек (точка В, где кривая D2 касается криво) Л ТО.

  3. В отрасль  входит достаточное количество  конкурирующих друг с другом  фирм, так что каждая отдельная  фирма проводит собственную ценовую  политику, не взирая на реакцию  конкурентов.

И еще одно интересное замечание: если рассмотреть рис. 1-10,6, то можно видеть, что, добившись равновесия в точке В (в долгосрочном периоде), фирма, действуй она в условиях совершенной конкуренции, обязательно увеличила бы выпуск продукции до уровня q с , поскольку в точке С она имеет минимальные средние суммарные издержки (т. е. в точке С она бы получила максимальную прибыль). Значит, в условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции.

  Как показывает практика, третье условие монополистической  конкуренции часто не выполняется. Во многих отраслях США, например, имеется небольшое число (от 3 до 12) доминирующих фирм, которые определяют политику цен. Но вместе с тем в отрасли присутствует все же достаточное количество конкурентов, поэтому кривая суммарного спроса доминирующих фирм не может расцениваться как кривая спроса отрасли. Такая рыночная структура носит название «олигополии», и мы ее рссмотрим ниже.

Информация о работе Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики