Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:49, курсовая работа

Краткое описание

В процессе развития цивилизации и общества усиливается разделение труда, и, как следствие, усложняются конкурентные отношения. Они приобретают новые формы, такие как конкуренция между рынками, отраслями, регионами, странами, транснациональными компаниями. Однако эти процессы ведут к увеличению числа факторов, влияющих на степень несовершенства конкуренции. Например, усложняются барьеры для входа в отрасль, инструменты ведения конкурентной борьбы; увеличивается потребность в получении более сложной, многогранной информации, необходимой для выживания в постоянно меняющихся условиях.

Оглавление

Введение
1. Конкуренция как экономическая категория
1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции
1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии
2. Монополия как экономическая категория
2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов
2.2 Виды монополии и их место в современной экономике
2.3 Рынок несовершенной конкуренции
3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики
3.1 Возникновение антимонопольного законодательства
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации
3.3 Проблемы антимонопольного законодательства в Краснодарском крае
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

конкуренция и монополия.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1. Конкуренция  как экономическая категория

1.1 Определение  конкуренции с позиции различных  методологических подходов

1.2 Принцип естественного  отбора и конкуренция: общее  и различия. Формирование рынка  совершенной конкуренции

1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии

2. Монополия  как экономическая категория

2.1 Определение  монополии с позиции различных  методологических подходов

2.2 Виды монополии  и их место в современной  экономике

2.3 Рынок несовершенной  конкуренции

3. Антимонопольное  законодательство как способ  формирования эффективной рыночной  экономики

3.1 Возникновение  антимонопольного законодательства

3.2 Антимонопольное  законодательство в Российской  Федерации 

3.3 Проблемы антимонопольного  законодательства в Краснодарском крае

Заключение

Список литературы 

 

Введение 

     На  сегодняшний день изучение проблемы монополии и конкуренции является наиболее актуальным. Как показывает теория и практика, наиболее эффективной  на современном этапе развития общества является рыночная экономика. Ее неотъемлемый элемент - конкуренция, которая, в свою очередь, является катализатором эффективности общественного производства. В процессе развития цивилизации и общества усиливается разделение труда, и, как следствие, усложняются конкурентные отношения. Они приобретают новые формы, такие как конкуренция между рынками, отраслями, регионами, странами, транснациональными компаниями. Однако эти процессы ведут к увеличению числа факторов, влияющих на степень несовершенства конкуренции. Например, усложняются барьеры для входа в отрасль, инструменты ведения конкурентной борьбы; увеличивается потребность в получении более сложной, многогранной информации, необходимой для выживания в постоянно меняющихся условиях. Несовершенство конкуренции негативно сказывается на эффективности всей экономики.

     Таким образом, становится очевидным, что  конкуренция является закономерностью, присущей рыночной экономике; она пронизывает  всю экономическую систему, и, в  частности, находит свое отражение  внутри хозяйствующих субъектов, что делает её изучение необходимым. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Конкуренция и монополия.

1.1 Определение конкуренции  с позиции различных  методологических  подходов 

     Конкуренция является одной из важнейших категорий  экономической теории. Без этого  понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, подвергается, и подвергалась раньше, в течение, по меньшей мере, трех последних веков, самому детальному рассмотрению. Начиная с меркантилистов и заканчивая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с рыночной экономикой осознают необходимость регулирования рынка, обеспечения конкурентной среды.

     Начальным хронологическим периодом исследования конкуренции обычно считается меркантилизм. Но в данном случае приходится отступать от традиции, потому что западные историки экономических учений отрицают их вклад в экономическую теорию, считая пионерами физиократов, за которыми утвердилась эта роль, рассматривающих конкуренцию как естественную форму рыночных отношений. Физиократы выступали как сторонники невмешательства государства в экономическую жизнь страны, противники всякого рода монополий, защитники свободы предпринимательской деятельности в условиях капиталистической конкуренции.

     В отличие от политики физиократов, политика меркантилизма была направлена на ограничение  ввоза иностранных товаров и  обеспечения льгот на те или иные формы торговли, то есть, направлена на ограничение конкуренции. Таким образом, вклад меркантилистов в развитие теории конкуренции огромен. Об этом говорит и тот факт, что их политика существует и поныне. Один из крупнейших представителей этой школы Т.       Мен главной заботой государства считал обеспечение правила «Продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них»1. Только с помощью активной внешней торговли, по его мнению, можно привлечь в страну те «единственные деньги, которые у нас остаются и которыми мы обогащаемся».

     Различные представления конкуренции сложились  не сразу, они формировались на протяжении нескольких столетий.

     Основоположником  классической концепции конкуренции  считается А.Смит. Свободный рынок  по Смиту - это путь, ведущий к  благосостоянию нации. Конкуренция рассматривается им как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда «индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно»2. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

     Конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок через механизм взаимодействия спроса и предложения к некоей точке равновесия. Сама же точка  равновесия определяется как «совокупность выгод и невыгод различных применений труда и капитала».

     В этой трактовке конкуренции необходимо заметить, что А. Смит отмечал, что  конкуренция касается не только производителей (продавцов) но и покупателей стремящихся  сделать более выгодные покупки. Хотя понимание этого зачастую отсутствует в определениях других исследователей.

       Исследование теории конкуренции  Д. Рикардо послужило развитию  идеи ценового регулирования  рынка с помощью конкуренции.  Он построил теоретическую модель совершенной конкуренции при функционировании рыночной системы в долгосрочной перспективе. Для условий, рассмотренных Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», который является постулатом тенденции равновесного состояния при полной занятости. Таким образом, Риккардо являясь последователем Смита, значительно дополнил и углубил существующую на тот момент модель совершенной конкуренции. Однако его работа касалась только совершенной конкуренции, которая является лишь частью конкурентных отношений.

     Интерес представляет и идея совершенной  конкуренции Дж.С.Милля. «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования»3. Им был сделан существенный вклад в теорию конкуренции: разработано уравнение международного спроса, выделены так называемые не конкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативных издержек. Обратим внимание на широту понимания конкуренции Дж.С.Милля, «конкуренция сама по себе является законом» то есть он подчеркивает значение конкуренции, заложенной в самой природе экономических отношений.

     С несколько иной точки зрения рассматривает  модель совершенной конкуренции К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли. «Равенство прибыли во всех отраслях промышленности и народного хозяйства предполагает полную свободу конкуренции, свободу перелива капитала из одной отрасли в другую. А частная собственность на землю создает монополию, помеху этому свободному переливу. В силу этой монополии, например, продукты сельского хозяйства, отличающегося более низким строением капитала и более высокой нормой прибыли, не идут в вполне свободный процесс выравнивания нормы прибыли; собственник земли, как монополист, получает возможность удержать цену выше средней, а эта монопольная цена рождает абсолютную ренту»4. Заслугой К.Маркса является то, что он впервые рассмотрел конкуренцию с позиций теории стоимости, а так же понимание того, что конкуренция затрагивает не только определенные сегменты рынка, но и целые отрасли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1.2. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.

 Конкуренция неразрывна со своей противоположностью — монополией, которая выступает  дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность. Этот фактор, не сумевший набрать силу на начальной ступени капиталистического товарного хозяйства, стал в XX в. играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.

 Монополия (греч. «монос» — один, «полео» — продаю) — исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия — сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная же монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.

 Может показаться, что монополия и конкуренция  совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке.

 Между тем  монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи  с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество — стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии: если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция — монополию.

 В современных  условиях крупные капиталистические  объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вмести с ней, что обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция — монополия* напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. -

 Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения  и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии  встречают в числе конкурентов  иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства какого-либо товара в руках единственной фирмы.

 Однако с  другой стороны можно сказать, что: конкуренции противоречит монополия. Понятие «монополия» означает исключительное право. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1.3. Сущность и виды монополии.

 Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий  близких заменителей.

 Монополия - это рыночная структура, в которой  одна, фирма

 является  поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких

 субститутов.

 В условиях монополии  производитель способен полностью  контролировать объем предложения  товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.

 Стремление  монополиста к максимизации прибыли  путем установления контроля над  ценой и объемом продаж есть нарушение  свободной конкуренции и утверждения особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влияет на цену.

 Существует  три вида монополии:

 1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.

 2. Естественная  монополия - отрасль, в которой  долгосрочные средние издержки  достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытие издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

 3. Открытая  монополия. В этом случае фирма  на некоторое время становится  единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой  специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Информация о работе Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики