Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:16, курсовая работа
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего
осуществляется неправильное размещение ресурсов.
Введение………………………………………………………………………..…4
1 Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики……………………………………………………..6
2 Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения…..…..9
3 Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы…11
4 Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта……………………………..……………...16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25
1.
Становление в нерыночной
2.
Формальное заимствование
3.Охват
практически всех
4.
Выполнение роли инструмента
макро- и микроэкономической
5.
Осуществление в условиях
6.
Нацеленность на уменьшение
7.
Направленность на становление
конкурентных отношений, в то
время как на Западе - на устранение
барьеров, препятствующих развитию
конкуренции. Эта особенность
объясняется тем, что в
Монополистическую
деятельность применительно к национальной
экономической системе
Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:
1)
неблагоприятного состояния
2)
ограниченной собственной
3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.
Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).
Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее - Министерство).
Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.
В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.
Аналогичная
ситуация складывается с торговыми
предприятиями и предприятиями
сферы услуг, антимонопольное регулирование
которых осуществляется территориальными
органами. В настоящее время уже
определено около 30 позиций услуг
и 100 товарных групп, по которым необходимо
вести постоянное наблюдение на областных
товарных рынках и применять ту или
иную форму государственного регулирования.
Для ограничения
С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:
1)
устранение монополизма на
2) контроль за реорганизацией хозяйствующих субъектов и органов управления, в том числе и в ходе приватизации, а также за движением ценных бумаг, недопущение создания новых монопольных образований;
3) предупреждение, ограничение и пресечение антиконкурентных действий "искусственных" монополий;
4)
снижение отрицательных
сохраняющегося
по технологическим и
Эффективность антимонопольного регулирований в Беларуси снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующи субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Из общего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные общества, 22 - выкуплено арендными предприятиями, 20 — продано на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.
В
целях устранения факторов, сдерживающих
реализацию антимонопольной политики,
совершенствования правовой базы, регулирующей
деятельность предприятий-монополистов.
Министерство предпринимательства
и инвестиций подготовило проект
закона «О внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Беларусь "О
противодействии
а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход кэкономическим методам государственного регулирования на макроуровне;
б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;
в)
обеспечение притока
г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.
Антимонопольная политика в области ценообразования была направлена в основном на сужение сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию и услуги предприятии на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен. [9, c. 55-56]
Государственное
антимонопольное регулирование
нуждается в детальном анализе
ситуации на товарных рынках республики.
Однако эта работа осложняетсянеудовлетворительны
Обобщая
сказанное, следует подчеркнуть, что
в условиях перехода к рынку речь
должна идти не столько о борьбе
с монополизмом, о разработке и
принятии пакета антимонопольных законов,
сколько о формировании конкурентных
отношений, на защиту которых и следует
направить антимонопольное
В отечественной экономике до настоящего времени остается прежней природа формирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Бесспорно,
в некоторых случаях (но лишь в
малом количестве от их общего количества)
существование монополии
Антимонопольная
служба Республики Беларуси еще очень
молода, но уже сделаны ее первые
шаги к нормализации ситуации по данным
проблемам. Намного больше ей еще
предстоит сделать, и эти действия
должны осуществляться одновременно с
усовершенствованием
К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся: