Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего
осуществляется неправильное размещение ресурсов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…4
1 Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики……………………………………………………..6
2 Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения…..…..9
3 Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы…11
4 Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта……………………………..……………...16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 70.11 Кб (Скачать)

     1. Становление в нерыночной экономике,  находящейся в кризисном состоянии;

     2. Формальное заимствование основных  подходов американского и западно-европейского законодательств. Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов.

     3.Охват  практически всех хозяйствующих  субъектов, занимающих монопольное  или доминирующее положение на  рынке (при этом данные понятия  не различаются, а рассматриваются  как тождественные);

     4. Выполнение роли инструмента  макро- и микроэкономической политики;

     5. Осуществление в условиях ломки  АКС и плановых структур в  производстве и управлении при  сверхвысоком удельном весе государственной  собственности, при практическом  отсутствии конкуренции и значительных  размеров частного капитала;

     6. Нацеленность на уменьшение государственного  сектора экономики входе приватизации, тогда как в США, например, - на национализацию собственности монополий;

     7. Направленность на становление  конкурентных отношений, в то  время как на Западе - на устранение  барьеров, препятствующих развитию  конкуренции. Эта особенность  объясняется тем, что в трансформационной  экономике происходит движение  от монополии к конкуренции,  а в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к  монополии. [9, c. 54-59]

     Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих  субъектов, злоупотребляющих своим  доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с  рыночной экономикой монополистическую  деятельность правомерно связывать  с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как  конкурентные отношения здесь находятся  в стадии формирования.

     Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с  учетом:

     1) неблагоприятного состояния экономики,  включая спад производства и  хронический дефицит оборотных  средств; 

     2) ограниченной собственной материально-сырьевой  и энергетической базы;

     3) высокой зависимости экономики  республики от процессов в  сопредельных государствах (особенно  в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

     Организационными  мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных  структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких  вертикальных к многообразным и  гибким горизонтальным связям, между  предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).

     Специализированным  органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее - Министерство).

     Основными направлениями антимонопольной  деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

     В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.

     Аналогичная ситуация складывается с торговыми  предприятиями и предприятиями  сферы услуг, антимонопольное регулирование  которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже  определено около 30 позиций услуг  и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных  товарных рынках и применять ту или  иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической  деятельности и устранения доминирующего  положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные Министерству. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

     С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных  структур, а также новых процессов  и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

     1) устранение монополизма на всех  уровнях экономической системы  и, прежде всего в сфере управления;

     2) контроль за реорганизацией хозяйствующих субъектов и органов управления, в том числе и в ходе приватизации, а также за движением ценных бумаг, недопущение создания новых монопольных образований;

     3) предупреждение, ограничение и пресечение  антиконкурентных действий "искусственных" монополий;

     4) снижение отрицательных последствий  естественного монополизма,

     сохраняющегося  по технологическим и экономическим  причинам, а также вследствие обеспечения  государственных интересов. Перестройка деятельности органов государственного и хозяйственного управления предполагает качественно новую роль государства и его органов; гарантированность свободы предпринимательской деятельности и реализации прав собственности различных субъектов хозяйствования; четкое разграничение сфер деятельности и функций, республиканских и территориальных исполнительно - распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие деятельности органов государственного и хозяйственного управления законодательству республики.

     Эффективность антимонопольного регулирований в  Беларуси снижают слабая законодательная  дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующи субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Из общего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные общества, 22 - выкуплено арендными предприятиями, 20 — продано на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.

     В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства  и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О  противодействии монополистической  деятельности иразвитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики внастоящее время являются

     а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход  кэкономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

     б) устранение монопольного положения  крупных структур (региональных, межотраслевых  ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов  и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением  сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

     в) обеспечение притока конкурирующих  товаров на белорусские рынки;

     г) правовое и организационное обеспечение  антимонопольного регулирования и  реализации законодательства о защите прав потребителей.

     Антимонопольная политика в области ценообразования  была направлена в основном на сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию  и услуги предприятии на базе дифференцированного  подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а  также на постепенный переход  от ценового регулирования к системе  контроля цен. [9, c. 55-56]

     Государственное антимонопольное регулирование  нуждается в детальном анализе  ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняетсянеудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

     Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что  в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и  принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует  направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих  коренную перестройку отношений  собственности, производства, обмена и  управления.

     В отечественной экономике до настоящего времени остается прежней природа  формирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в  условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования  препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изучив  данную тему, следует отметить, что  основной отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается  в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности  конкуренции и перевести ее в неценовую.

     Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в  малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства  по недопущению злоупотребления  своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом.

     Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень  молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще  предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с  усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной  антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную  практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

     К актуальным перспективным мерам  правительственной политики в области  антимонопольного регулирования относятся:

Информация о работе Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта