Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего
осуществляется неправильное размещение ресурсов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…4
1 Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики……………………………………………………..6
2 Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения…..…..9
3 Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы…11
4 Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта……………………………..……………...16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 70.11 Кб (Скачать)

 

 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..…4

1 Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики……………………………………………………..6

2 Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения…..…..9

3 Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы…11

4 Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного  опыта……………………………..……………...16

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  использованных источников…………………………………………...25

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование  монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

     Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

     Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего

осуществляется  неправильное размещение ресурсов. Кроме  того, монопольные

соглашения  типа картельных могут содействовать сохранению экономически

“хилых” предприятий, выделяя им соответствующие  льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

     Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

     Поэтому все страны переходящие к экономике  рыночного типа сталкиваются с этой проблемой. Вследствие чего возникает потребность государственного вмешательства, путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики. Важно обратить внимание на проведения антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, так как  и в США, и в Западной Европе давно занимаются разработкой этой проблемы и достигли в этом немалых успехов.

     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Республикой  Беларусь: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

     В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по

недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.

 

     1 Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики 

     Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

     Монополизм  находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

     Монополистом  может быть государство, регионы, центральные  экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

     Существенными признаками монополии являются обладание  субъектом собственностью и монопольной  властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.

     Главная ограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать  либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

     -Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

     -Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

     -Экономическая  монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.  

     Монополизация производства влечет за собой существенные общественные издержки:

  • по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;
  • монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;
  • монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам (min LRAC), как при совершенной конкуренции;
  • монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

     Конкуренция является действенным механизмом повышения  качества, количества товаров и услуг  при соизмеримом уменьшении его  стоимости.

     Государственная политика в области конкуренции  обычно направлена на:

  • интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;
  • поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;
  • создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.

     Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.

     Недобросовестная  конкуренция в национальной экономике  проявляется в виде:

  • подкупа;
  • шантажа;
  • предоставления заведомо ложной информации потребителю;
  • сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;
  • заведомого сокрытия дефектов для потребителя;
  • промышленного шпионажа;
  • подделки продукции конкурентов.

     На  создание условий добросовестной конкуренции  и предотвращения монополизации  рынка направлена государственная  антимонопольная политика. Она выполняет  важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как  создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

     Проблематичность  практической реализации антимонопольной  политики связана с тем, что она  использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в республике Беларусь. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

     По  причине низкой эффективности и  непоследовательности государственного регулирования деятельности естественных монополий Министерство экономики  Республике Беларусь по антимонопольной  политике и было вынуждено решать случаи нарушения конкуренции, например РУП «Белтелеком».

     Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории  в политическую область, что свидетельствует  о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего  общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых  отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.

       Монополизм в экономике государства  базируется на универсальной  государственной собственности  и отсутствии цивилизованного  рынка, т.е. тотальном огосударствлении  экономики. [8, c. 63-69]

     Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;

     1) на уровне общества — отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;

     2) на уровне отрасли — возникновение  узковедомственных интересов;

     3) на уровне предприятия — негибкость, неэффективность производства;

     4) на уровне отдельного работника  — отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.

     Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.

Информация о работе Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта