Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:16, курсовая работа
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего
осуществляется неправильное размещение ресурсов.
Введение………………………………………………………………………..…4
1 Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики……………………………………………………..6
2 Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения…..…..9
3 Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы…11
4 Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта……………………………..……………...16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Общественные
издержки монополии и необходимость государственной
антимонопольной политики……………………………………………………..
2 Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения…..…..9
3 Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы…11
4 Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта……………………………..……………...16
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы
монополизации хозяйственной
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего
осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные
соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически
“хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.
Поэтому все страны переходящие к экономике рыночного типа сталкиваются с этой проблемой. Вследствие чего возникает потребность государственного вмешательства, путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики. Важно обратить внимание на проведения антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, так как и в США, и в Западной Европе давно занимаются разработкой этой проблемы и достигли в этом немалых успехов.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по
недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.
1 Общественные
издержки монополии
и необходимость государственной
антимонопольной политики
Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Монополизм находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).
Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.
Существенными признаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.
Главная ограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
-Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
-Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.
-Экономическая
монополия является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено экономическими
причинами, она развивается на основе
закономерностей хозяйственного развития.
Монополизация производства влечет за собой существенные общественные издержки:
Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.
Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:
Рынок
неизбежно стремится к
Недобросовестная конкуренция в национальной экономике проявляется в виде:
На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.
Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в республике Беларусь. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.
По причине низкой эффективности и непоследовательности государственного регулирования деятельности естественных монополий Министерство экономики Республике Беларусь по антимонопольной политике и было вынуждено решать случаи нарушения конкуренции, например РУП «Белтелеком».
Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.
Монополизм в экономике
Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;
1) на уровне общества — отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;
2)
на уровне отрасли —
3)
на уровне предприятия —
4)
на уровне отдельного
Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.