Антикризисная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:40, реферат

Краткое описание

В процессе проработки темы курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) Определение сущности кризиса, его причин и влияния на экономику государства.
2) Изучение антикризисной политики государства по этапам и направлениям.
Объектом курсовой работы является деятельность государства.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Кризис: причины и влияние на экономику государства
ГЛАВА 2. Антикризисная политика государства: этапы и направления
2.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода
2.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода
2.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода
ГЛАВА 3. Антикризисная политика в Украине
3.1 Особенности экономического кризиса в Украине
3.2 Пути для преодоления кризисных явлений в Украине
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

антикризисн прогр.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

·                   Введение действенных стимулов реализации инвестиционных проектов инновационной направленности и ускорения создания инновационной продукции инновационных предприятий и организациями.  

Далее необходимо отметить критерии оценки эффективности антикризисной политики государства.

Критериями оценки эффективности выполнения программы по преодолению системного кризиса и дальнейшего ее предотвращения выступают пороговые значения показателей, характеризующих экономическую безопасность страны, по соответствующим направлениям экономической политики. При их достижении и соблюдении есть большая вероятность преодолеть системный кризис в стране и в дальнейшем ее предотвращать.

Для обеспечения выполнения программы целесообразно создание антикризисного комитета.

Главными функциями антикризисного комитета являются:   - Разработка комплексных мер по преодолению и предотвращению кризиса;

- Подготовка нормативных документов по преодолению и предотвращению кризиса;

- Мониторинг положения в стране по преодолению и предотвращению кризиса и выполнению антикризисной программы;

- Координация работы ветвей власти в стране по преодолению и предотвращению кризиса.

Для выполнения функции, которые возложены на Антикризисный комитет, при нем организуются комиссии по различным направлениям:

·                   денежно-кредитном,

·                   банковском,

·                   социальном,

·                   бюджетном и др.

В общем смысле эффективность антикризисной политики государства характеризуется соотношением эффекта, т. е. степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса, и затраченных ресурсов.

На эффективность антикризисной политики государства влияют следующие факторы.

1. Профессионализм антикризисной политики государства и специальная подготовка. Профессионализм формируется в ходе специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства антикризисной политики государства.

В стране необходимо создание системы обучения антикризисных управляющих, которые способны находить выход из кризиса с наименьшими потерями. Антикризисная политика государства должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.

2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисной политики государства. Поэтому для антикризисной политики государства крайне важен психологический анализ в отборе специалистов, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.

3. Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно осуществлять мониторинг приближающегося кризиса.

5. Важным фактором эффективности антикризисной политики государства является также корпоративность, т. е. понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех сотрудников, развитие внутреннего патриотизма и энтузиазма.

6. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, авторитетом власти, уверенностью, укрепившимся доверием к менеджеру.

7. Оперативность и гибкость управления заключаются в изменении управления в соответствии с ситуациями, адаптации управления к условиям кризиса.

8. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития.

9. Отдельным пунктом следует выделить человеческий фактор. Здесь подразумевается обязательное наличие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием.

10. Система мониторинга кризисных ситуаций является крайне важным фактором эффективности антикризисного управления. Это организованные действия по непрерывному постоянному определению вероятности и реальности наступления кризиса для его своевременного обнаружения и распознавания.

 

ГЛАВА 3. Антикризисная политика в Украине

3.1 Особенности экономического кризиса в Украине

 

Глобальный финансовый кризис сильно поразил Украину. В конце сентября 2008 года глобальная ликвидность заморозилась, а Украина была полностью исключена из мировой финансовой системы.

Ряд отраслей промышленности — строительство, металлургия, добывающая промышленность и машиностроение — испытали мгновенное падение производства почти наполовину. Только сельскому хозяйству удалось избежать кризиса. Украина очутилась среди стран мира, наиболее остро пораженных кризисом. Влияние кризиса и антикризисной политики еще несколько лет будут налагать ограничения на экономическую политику государства.

Украина пострадала столь сильно из-за ряда специфических причин. Основной проблемой была политика Украины относительно обменного курса.

Страна годами поддерживала фиксированный обменный курс американского доллара. Поэтому приток валюты приводил к избыточному росту денежной массы, следствием чего была инфляция. Украина имела инфляцию на уровне свыше 10 процентов с 2004 года, а в мае 2008 г. инфляция достигла пика в 31 процент за год. В итоге Украина потеряла рынки — импорт рос быстрее, чем экспорт, а дефицит текущего счета вырос до 7 процентов ВВП в 2008 году.

Кризис был углублен структурными диспропорциями.

В структуре экспорта сталь составляла не меньше 42% в первой половине 2008 года, но с июля 2008 года цены на сталь и ее экспорт резко упали. Внешний мир был не удовлетворен украинской политической средой, которая пребывала в ступоре, и неблагоприятной предпринимательской средой. Не имея членства в Европейском Союзе или в другом международном объединении, Украине могла обратиться к МВФ и другим международным финансовым институциям (Мировому банку, ЕБРР и ЕИБ).

Украина спешно заключила свою стабилизационную программу с МВФ в октябре 2008 года и это было очень правильно, потому что кризис был ужасным.

Сначала МВФ выдвинул свое стандартное требование относительно сбалансированности государственного бюджета, но через некоторое время ослабил это требование и согласился на дефицит консолидированного государственного бюджета на уровне 6% ВВП в 2009 году.

Вторым требованием МВФ было наличие реалистичного обменного курса, что означало, что обменный курс будет плавать и гривня таким образом обесценится. Фактически Национальный банк Украины (НБУ) так и сделал в ноябре.

Третьим ключевым условием была реструктуризация банковской системы и рекапитализация банков. В свою очередь МВФ обещал предоставить очень большую сумму финансирования в 16.4 млрд. долларов США на протяжении двух лет под очень низкий процент, при этом большинство средств должно быть предоставлено в начале финансирования.

Украина смогла получить три транша на общую сумму около 11 млрд. долларов до конца 2009 года. В отличие от стандартных процедур МВФ, Украина смогла использовать большую часть этого финансирования на расходы своего бюджета, а не только на пополнение валютных резервов. Кроме того, в сентябре 2009 года МВФ выдал новые специальные права заимствования, то есть напечатал деньги и распределил их среди стран-членов в соответствии с их квотами в МВФ. Украина получила 2,1 млрд. долларов США, которые были использованы для дополнительного финансирования бюджета.

Таким образом Украина смогла удержаться на плаву в 2009 году, невзирая на кризис, в результате которого выросли потребности в расходах государственного бюджета и сократились доходы бюджета. Поскольку государственный долг составлял в 2007 году только 12% ВВП, государственный долг Украины остается относительно небольшим. На конец 2008 года Украина накопила внешний долг в сумме около 103 млрд. долларов США или около 57% ВВП, что означало определенную уязвимость, но около 80% необходимых выплат по обслуживанию долга было рефинансировано. До конца 2009 года международные резервы Украины оставались на уровне 27 млрд. долларов или четверть ВВП. Большую обеспокоенность, однако, вызывало то, что ВВП в 2009 году упал более, чем на 14%.

Говоря об экономической ситуации в 2009 году, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский отметил, что хотя антикризисная политика в Украине осуществлялась в контексте мировых тенденций, была усложнена рядом внутренних факторов. В частности, Украина вошла в экономический кризис на фоне глубокого политического кризиса и с искривленной экономикой, когда на фоне роста ВВП затраты из бюджета превышали на 5%. Правительство на кризисные явления реагировало "точечно", потому не была воплощена эффективная антикризисная стратегия.

 

3.2            Пути для преодоления кризисных явлений в Украине

 

Антикризисная политика вывела Украину на специфический путь и строго ограничила ее возможности на следующие несколько лет. Украина просто имеет меньше возможностей выбора, чем это было до кризиса. Ради достижения успеха ее политические лидеры должны учитывать эти ограничения.

Политика обменного курса. Украина не должна снова привязывать свой обменный курс. Единственным разумным режимом обменного курса для Украины представляется инфляционное таргетирование, то есть обменный курс должен плавать, а монетарная политика быть направленной на удержание низкого и стабильного уровня инфляции.

Возможно, НБУ может осуществлять ограниченные валютные интервенции, чтобы смягчить колебания, но он не должен нацеливаться на конкретный обменный курс. Предпосылкой для политики инфляционного таргетирования является реальная независимость НБУ от ежедневных политических прихотей.

Государственные расходы. В несколько ближайших лет государственные финансы Украины будут находиться под огромным давлением, и государственные расходы будут строго ограничены. Еще много лет рост государственных расходов будет невозможным. Напротив, это время для того, чтобы рационализировать государственные расходы, но при этом следует избегать ситуативных, внезапных сокращений после завершения острой фазы кризиса.

Правительство должно установить согласованные показатели общих государственных расходов, рассчитанных как доля ВВП, а также соотношения к ВВП основных составляющих государственных расходов на среднесрочную перспективу. Чтобы предложить гражданам как можно больше за имеющиеся государственные средства, государственные расходы как таковые и их основные статьи должны испытать фундаментальное реформирование.

Государственные доходы. Так же, как будут ограничены и рационализированы государственные расходы, должны быть сужены и рационализированы поступления от налогов. Большие лазейки в налоговой системе нужно закрыть, а процесс сбора налогов сделать более целенаправленным.

Налогообложение и особенно администрирование налогов должны быть упрощены и выравнены для всех субъектов. Хотя основная структура налоговой системы является адекватной, администрирование налогов является излишне обременительным и неэффективным, что наносит вред как государству, так и налогоплательщикам.

Международное финансирование. В следующие несколько лет Украина будет иметь очень ограниченный доступ к международным финансовым рынкам. Наиболее значимым доступным финансированием будет финансирование со стороны правительств (международные финансовые организации и правительства иностранных государств), а также прямые иностранные инвестиции.

Это благоприятное время для улучшения предпринимательской среды с целью стимулирования как национального предпринимательства, так и прямых иностранных инвестиций. Международные финансовые организации могут стать важным "якорем" экономических реформ в Украине.

Реструктуризация и национализация банков. Финансовый кризис заставил Украину осуществить глубокую реструктуризацию банков. Власть не должна останавливаться на полдороге, она должна воспользоваться возможностью очистить банковскую систему от негодной практики и банков, которые не отвечают стандартам.

Правительство было вынуждено национализировать семь банков. Хотя это и было необходимо для достижения финансовой стабильности и рекапитализации за государственные средства, правительство должно спланировать их приватизацию, как только для этого появятся коммерческие предпосылки.

Регуляция и государственная помощь. Кризис требует ситуативных мероприятий. Определенные отрасли промышленности получили дискреционную государственную поддержку, например, более низкие цены на газ для заводов по производству минеральных удобрений или прямые субсидии. Было усилено валютное регулирование. Эти временные чрезвычайные меры должны быть прекращены при первой возможности.

Украинская нация понесла огромные потери от глобального финансового кризиса. Важно, чтобы эти потери не превратились в сплошные растраты, а стали инвестициями в новое лучшее общество и экономику.

 

Выводы

 

Если в 2010-м году люди

кладут зубы на полку,

значит надо производить

полочки для зубов!

 

Природа кризиса такова, что периодические "встряски" обеспечивают человеку качественный рост через саморазвитие, а организациям и странам— через самообновление вследствие реакции на изменение внешней среды. Именно кризис побуждает экономику страны к движению, которое приводит ее к повышению жизнеспособности, укрепляет и обновляет ее. Только преодоление кризиса позволяет экономике учиться повышать свой КПД, взвешенно использовать природные и человеческие ресурсы, а компании — не останавливаться на достигнутом, эффективно развиваться и двигать вперед свою индустрию.

Современный кризис существенно отличается от своих предшественников и по оценкам экспертов предполагаемые сроки развития кризиса: 2008 год – рецессия в США и начало промышленного спада в других странах, 2009-2010 годы – пик кризиса (основное падение), 2010-2013 годы – депрессия, перестройка мироэкономики для нового развития.

Информация о работе Антикризисная политика государства