Антикризисная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:40, реферат

Краткое описание

В процессе проработки темы курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) Определение сущности кризиса, его причин и влияния на экономику государства.
2) Изучение антикризисной политики государства по этапам и направлениям.
Объектом курсовой работы является деятельность государства.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Кризис: причины и влияние на экономику государства
ГЛАВА 2. Антикризисная политика государства: этапы и направления
2.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода
2.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода
2.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода
ГЛАВА 3. Антикризисная политика в Украине
3.1 Особенности экономического кризиса в Украине
3.2 Пути для преодоления кризисных явлений в Украине
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

антикризисн прогр.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

·                   теорию солнечных пятен – погоды, урожая (У. С. Джевонс).

Как средство наиболее безболезненного выхода из кризиса Дж. М. Кейнс предложил обеспечить обязательное государственное регулирование экономики.

В настоящее время мировой экономический кризис находится на ранней стадии, проявившись преимущественно в финансовой сфере (дестабилизация фондовых рынков, убытки банков, рост инфляции, удорожание капиталов), в наибольшей степени от кризиса пострадало национальное хозяйство США, где подготовляется открытие торгового кризиса и падение промышленного производства.

Влияние кризиса на мировую экономику проявляется следующим образом:

·                   Вслед за падением спроса на американском рынке кризис перекинулся на "новые индустриальные страны", где началась остановка производства;

·                   Сокращение объемов продаж и мирового промышленного производства приводит к новым обвалам на фондовых рынках планеты и переходу инфляции в стагфляцию, происходит падение цен на нефть, возрастает число безработных, происходит масштабное падение потребления;

·                   Кризис затрагивает все страны, включенные в мироэкономику, и влечет за собой продолжительную депрессию и разрушительные последствия глобальной хозяйственной дестабилизации;

·                   Правительства стран мира не располагают стратегиями преодоления кризиса, вероятность их выработки (в силу недооценки кризиса и незаинтересованности в необходимых преобразованиях) до перехода кризиса в пиковую фазу крайне невелика;

·                   Начавшийся мировой экономический кризис является системным, обусловленным противоречиями неолиберальной модели капитализма (мировое хозяйство не может дальше развиваться по-старому), исчерпаны ресурсы экономической политики, построенной на соединении систематического снижения реальной заработной платы со стимулированием потребления;

·                   Падение потребления в "старых индустриальных странах" привело к потере эффективности экономической модели, основанной на эксплуатации дешевой рабочей силы в "третьем мире" (дальнейшее снижение товарных цен за счет сверхэксплуатации рабочей силы невозможно, ее ресурсы также почти исчерпаны);

·                   Инфляция является одним из проявлений глобального кризиса и порождена изменением баланса между товарной и денежной массой в экономике (обесцениванием значительной части ценных бумаг, жилой недвижимости, а также проявившимся в ходе американского ипотечного кризиса падением покупательной способности населения);

·                   Кризис знаменует собой смену понижательной волны в развитии мироэкономики повышательной (как кризис смены волн, он окажется тяжелым и продолжительным);

·                   По итогам глобального кризиса энергопотребление в мире возрастет, возникнут новые способы получения энергии, значение углеводородов упадет;

·                   Кризис приводит к разрушению изолированных рынков труда и поспособствует образованию единого мирового рынка рабочей силы;

·                   Кризис поспособствует укрупнению глобальных монополий и усилению их роли в мировом хозяйстве (значение среднего и мелкого бизнеса еще более упадет);

 

ГЛАВА 2. Антикризисная политика государства: этапы и направления

 

Есть только один способ заставить

человека любить свою работу.

И имя этому способу...КРИЗИС

 

Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.

Необходимость проведения антикризисной политики государства определяется целями развития.

Все проблемы антикризисной политики государства можно распределить по четырем группам.

Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

Вторая группа проблем связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.

Проблематику антикризисной политики государства можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека.

Антикризисноя политика государства имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

Сущность антикризисной политики государства определяют следующие характеристики:

·                   кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

·                   кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

·                   к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;

·                   управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;

·                   кризисами можно управлять;

·                   управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.

Но система антикризисной политики государства должна соответствовать следующим характеристикам:

·                   гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;

·                   склонность к усилению неформального управления;

·                   диверсификация управления;

·                   децентрализация управления;

·                   повышение интеграции.

Особенности процессов и технологий антикризисной политики государства можно выразить в следующем:

·                   мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

·                   использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;

·                   ускорение процесса реализации антикризисных мер;

·                   повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисной политики государства должны являться:

·                   мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;

·                   поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;

·                   интеграции по ценностям профессионализма;

·                   развитие инициативы в решении проблем развития;

·                   корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисной политики государства управления характеризоваться:

·                   профессиональным доверием,

·                   целеустремленностью,

·                   антибюрократичностью,

·                   исследовательским подходом,

·                   самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом системы антикризисной политики государства являются его функции.

1. Функции антикризисной политики государства– это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисной политики и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса.

Можно выделить шесть функций:

·                   предкризисное управление;

·                   управление в условиях кризиса,

·                   управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),

·                   минимизация потерь и упущенных возможностей,

·                   своевременное принятие решений.

2. Важнейшей чертой антикризисной политики государства является интеграция неформального и формального управления.

3. Для антикризисной политики государства особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисной политики государства. Наиболее важными являются следующие:

·                   предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;

·                   ожидание зрелости кризиса для его преодоления;

·                   противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;

·                   стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

·                   рассчитанный риск;

·                   последовательный вывод из кризиса;

·                   предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Главной целью антикризисной политика государства является преодоление системного кризиса и дальнейшее его предотвращения.

Для достижения цели в программе предусматриваются следующие основные задачи.

В краткосрочном периоде:

1.                восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;

2.                поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;

3.                стабилизация валютного курса гривны;

4.                сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;

5.                сбалансирование государственного- бюджета;

6.                стимулирование занятости населения.

В среднесрочном периоде:

1.                проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;

2.                проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;

3.                поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;

4.                государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.

В долгосрочном периоде:

1.                повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;

2.                разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;

3.                сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;

4.                приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций.

5.                сохранение и развитие трудового потенциала.

 

2.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода

 

Война - это грабёж того,

что не разворовали в период

экономического кризиса.

 Любое преодоления системного кризиса предусматривает такие этапы:

1.                стабилизационный (краткосрочный), который предусматривает восстановление ликвидности банковских учреждений и предприятий реального сектора экономики, предотвращение их массового банкротства, стабилизацию государственной финансовой системы и внешнеэкономических отношений с другими странами мира;

2.                восстановительный -(среднесрочный), который предусматривает рост товаров отечественного производства, в первую очередь народного потребления, энергосбережения во всех отраслях экономики;

3.                качественного роста (долгосрочный), который предусматривает повышение качества государственного управления и построение его целостной системы, развитие высокотехнологичного сектора экономики на основе ускорения внедрения инноваций.

Стабилизационный и восстановительный этапы направлены на преодоление системного кризиса в стране, а качественного роста - дальнейшего ее предотвращения.

В свою очередь каждый из этапов предусматривает целый комплекс направлений.

К основным направлениям стабилизационного (краткосрочного) этапа относятся следующие:

1. Восстановление ликвидности банковского сектора экономики и предотвращения банкротства системных банков.

2. Поддержка ликвидности предприятий реального сектора экономики и предотвращения их массового банкротства.

3. Стабилизация валютного курса денежной единицы страны.

4. Сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса.

5. Сбалансирование государственного бюджета.

6. Стимулирование занятости населения.

Первый этап (Восстановление ликвидности банковского сектора экономики и предотвращения банкротства системных банков) предполагает такие действия по преодолению кризисных явлений:

1.                Проведение аудита коммерческих банков с целью определения их финансового состояния и средств, необходимых для восстановления ликвидности и платежеспособности. Выявления коммерческих банков, у которых есть возможность восстановления ликвидности и платежеспособности, а в каких нет.

Информация о работе Антикризисная политика государства