Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:40, реферат
В процессе проработки темы курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) Определение сущности кризиса, его причин и влияния на экономику государства.
2) Изучение антикризисной политики государства по этапам и направлениям.
Объектом курсовой работы является деятельность государства.
Введение
ГЛАВА 1. Кризис: причины и влияние на экономику государства
ГЛАВА 2. Антикризисная политика государства: этапы и направления
2.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода
2.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода
2.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода
ГЛАВА 3. Антикризисная политика в Украине
3.1 Особенности экономического кризиса в Украине
3.2 Пути для преодоления кризисных явлений в Украине
Выводы
Список использованной литературы
· теорию солнечных пятен – погоды, урожая (У. С. Джевонс).
Как средство наиболее безболезненного выхода из кризиса Дж. М. Кейнс предложил обеспечить обязательное государственное регулирование экономики.
В настоящее время мировой экономический кризис находится на ранней стадии, проявившись преимущественно в финансовой сфере (дестабилизация фондовых рынков, убытки банков, рост инфляции, удорожание капиталов), в наибольшей степени от кризиса пострадало национальное хозяйство США, где подготовляется открытие торгового кризиса и падение промышленного производства.
Влияние кризиса на мировую экономику проявляется следующим образом:
· Вслед за падением спроса на американском рынке кризис перекинулся на "новые индустриальные страны", где началась остановка производства;
· Сокращение объемов продаж и мирового промышленного производства приводит к новым обвалам на фондовых рынках планеты и переходу инфляции в стагфляцию, происходит падение цен на нефть, возрастает число безработных, происходит масштабное падение потребления;
· Кризис затрагивает все страны, включенные в мироэкономику, и влечет за собой продолжительную депрессию и разрушительные последствия глобальной хозяйственной дестабилизации;
· Правительства стран мира не располагают стратегиями преодоления кризиса, вероятность их выработки (в силу недооценки кризиса и незаинтересованности в необходимых преобразованиях) до перехода кризиса в пиковую фазу крайне невелика;
· Начавшийся мировой экономический кризис является системным, обусловленным противоречиями неолиберальной модели капитализма (мировое хозяйство не может дальше развиваться по-старому), исчерпаны ресурсы экономической политики, построенной на соединении систематического снижения реальной заработной платы со стимулированием потребления;
· Падение потребления в "старых индустриальных странах" привело к потере эффективности экономической модели, основанной на эксплуатации дешевой рабочей силы в "третьем мире" (дальнейшее снижение товарных цен за счет сверхэксплуатации рабочей силы невозможно, ее ресурсы также почти исчерпаны);
· Инфляция является одним из проявлений глобального кризиса и порождена изменением баланса между товарной и денежной массой в экономике (обесцениванием значительной части ценных бумаг, жилой недвижимости, а также проявившимся в ходе американского ипотечного кризиса падением покупательной способности населения);
· Кризис знаменует собой смену понижательной волны в развитии мироэкономики повышательной (как кризис смены волн, он окажется тяжелым и продолжительным);
· По итогам глобального кризиса энергопотребление в мире возрастет, возникнут новые способы получения энергии, значение углеводородов упадет;
· Кризис приводит к разрушению изолированных рынков труда и поспособствует образованию единого мирового рынка рабочей силы;
· Кризис поспособствует укрупнению глобальных монополий и усилению их роли в мировом хозяйстве (значение среднего и мелкого бизнеса еще более упадет);
ГЛАВА 2. Антикризисная политика государства: этапы и направления
Есть только один способ заставить
человека любить свою работу.
И имя этому способу...КРИЗИС
Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.
Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.
Необходимость проведения антикризисной политики государства определяется целями развития.
Все проблемы антикризисной политики государства можно распределить по четырем группам.
Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.
Вторая группа проблем связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.
Проблематику антикризисной политики государства можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.
В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека.
Антикризисноя политика государства имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.
Сущность антикризисной политики государства определяют следующие характеристики:
· кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
· кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
· к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;
· управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
· кризисами можно управлять;
· управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.
Но система антикризисной политики государства должна соответствовать следующим характеристикам:
· гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;
· склонность к усилению неформального управления;
· диверсификация управления;
· децентрализация управления;
· повышение интеграции.
Особенности процессов и технологий антикризисной политики государства можно выразить в следующем:
· мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
· использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;
· ускорение процесса реализации антикризисных мер;
· повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.
Приоритетными средствами антикризисной политики государства должны являться:
· мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;
· поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;
· интеграции по ценностям профессионализма;
· развитие инициативы в решении проблем развития;
· корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.
Стиль антикризисной политики государства управления характеризоваться:
· профессиональным доверием,
· целеустремленностью,
· антибюрократичностью,
· исследовательским подходом,
· самоорганизацией, принятием ответственности.
Важным элементом системы антикризисной политики государства являются его функции.
1. Функции антикризисной политики государства– это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисной политики и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса.
Можно выделить шесть функций:
· предкризисное управление;
· управление в условиях кризиса,
· управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),
· минимизация потерь и упущенных возможностей,
· своевременное принятие решений.
2. Важнейшей чертой антикризисной политики государства является интеграция неформального и формального управления.
3. Для антикризисной политики государства особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
Существуют разные стратегии антикризисной политики государства. Наиболее важными являются следующие:
· предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
· ожидание зрелости кризиса для его преодоления;
· противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;
· стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
· рассчитанный риск;
· последовательный вывод из кризиса;
· предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
Главной целью антикризисной политика государства является преодоление системного кризиса и дальнейшее его предотвращения.
Для достижения цели в программе предусматриваются следующие основные задачи.
В краткосрочном периоде:
1. восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;
2. поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;
3. стабилизация валютного курса гривны;
4. сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;
5. сбалансирование государственного- бюджета;
6. стимулирование занятости населения.
В среднесрочном периоде:
1. проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;
2. проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;
3. поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;
4. государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.
В долгосрочном периоде:
1. повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;
2. разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;
3. сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;
4. приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций.
5. сохранение и развитие трудового потенциала.
2.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода
Война - это грабёж того,
что не разворовали в период
экономического кризиса.
Любое преодоления системного кризиса предусматривает такие этапы:
1. стабилизационный (краткосрочный), который предусматривает восстановление ликвидности банковских учреждений и предприятий реального сектора экономики, предотвращение их массового банкротства, стабилизацию государственной финансовой системы и внешнеэкономических отношений с другими странами мира;
2. восстановительный -(среднесрочный), который предусматривает рост товаров отечественного производства, в первую очередь народного потребления, энергосбережения во всех отраслях экономики;
3. качественного роста (долгосрочный), который предусматривает повышение качества государственного управления и построение его целостной системы, развитие высокотехнологичного сектора экономики на основе ускорения внедрения инноваций.
Стабилизационный и восстановительный этапы направлены на преодоление системного кризиса в стране, а качественного роста - дальнейшего ее предотвращения.
В свою очередь каждый из этапов предусматривает целый комплекс направлений.
К основным направлениям стабилизационного (краткосрочного) этапа относятся следующие:
1. Восстановление ликвидности банковского сектора экономики и предотвращения банкротства системных банков.
2. Поддержка ликвидности предприятий реального сектора экономики и предотвращения их массового банкротства.
3. Стабилизация валютного курса денежной единицы страны.
4. Сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса.
5. Сбалансирование государственного бюджета.
6. Стимулирование занятости населения.
Первый этап (Восстановление ликвидности банковского сектора экономики и предотвращения банкротства системных банков) предполагает такие действия по преодолению кризисных явлений:
1. Проведение аудита коммерческих банков с целью определения их финансового состояния и средств, необходимых для восстановления ликвидности и платежеспособности. Выявления коммерческих банков, у которых есть возможность восстановления ликвидности и платежеспособности, а в каких нет.