Антиинфляционное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные денежные знаки , с которыми инфляция неразрывно связана. В докапиталистических формациях инфляция проявлялась главным образом в форме обесценения монет .Рабовладельческие и феодальные государства уменьшали металлическое содержание монет ( вместо золота и серебра вводили в них , например , медь ) и выпускали в обращение заки стоимости , а точнее – фальшивые деньги . В этих условиях имела место так называемая монетно-денежная инфляция .

Оглавление

Введение 3
² Инфляция в мировой экономике
1. сущность , причины и виды инфляции 4
2. социально-экономические последствия инфляции 10
3. антиинфляционная политика и политика регулирования 11 доходов
²² Специфика инфляции в Республике Казахстане
1.Особенности развития инфляции в Республике Казахстан 15
2.Социально-экономические последствия инфляции в РК 17
3.Пути преодоления инфляции 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

Казахский Государственный Национальный Университет им.docx

— 49.69 Кб (Скачать)

Развитию инфляции в Казахстане способствовало поспешное  проведение таких финансовых и социальных мероприятий , как введение новых  налогов , вызывающих инфляционный эффект – налога на добавленную стоимость  с первоначальной ставкой в 28 % , акцизов ,экспортных и таможенных пошлин , отчислений средств , включаемых в себестоимость  продукции , в Фонд преобразования экономики , Государственный фонд содействия занятости населения , резкое увеличение отчислений на социальное страхование .

Налог на добавленную  стоимость в странах с развитой рыночной экономикой служит инструментом сдерживания излишнего инвестиционного  спроса , переключение его на потребительский.Это  необходимо , чтобы не допустить  кризиса перепроизводства .В Казахстане сейчас , при резком падении инвестиционного  спроса , дополнительное его сокращение под влиянием действия НДС еще  больше усугубляет проблему накоплений и является фактором снижения инвестиций в народное хозяйство .

Рассмотрим тенденцию  развития инфляции в Республике Казахстан  с 1994 года .Как видно из графика  в 1994 месячный уровень инфляции был  очень высок – 45 %, уровень близкий  к гиперинфляции . (гиперинфляция 50% и больше) .В 1994-1995 г изменение  месячного уровня инфляции было скачкообразным , что характеризует экономическую  нестабильность . С октября 1995 года наблядается тенденция к снижению уровня инфляции и постепенно уровень  инфляции стабилизируется .

 
 

2.Социально-экономические  последствия инфляции  в РК

Существенной  особенностью инфляции является ее отражение  в деформированном состоянии  рынка в Казахстане .Неготовность большинства структур единого народнохозяйственного комплекса к восприятию форм и методов рыночного самоуправления привела к результатам , обратным ожидаемым

Либерализация цен , имевшая целью достижение упорядочения их структуры и соотношения в  общей структуре обернулась обвальным  их ростом в сотни и тысячи раз  и еще большими диспропорциями в  соотношениях цен на отдельные виды товара , услуг .

Разрешение коммерческой деятельности гражданам , организациям и предприятиям для достижения оперативности  движения товаров , улучшения снабжения , удовлетворения спроса рыночными  методами вызвало разгул спекуляции , привело к неуправляемым процессам  перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный , неуправляемый характер , чему способствует ослабление контроля со стороны государственных органов , игнорирование законодательства коммерческими  структурами и т.д.

Политические  и психологические факторы инфляции связываются с поведением населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки , складывающейся в государстве . Политическая нестабильность , недоверие  населения к правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем  нарушают естественное функционирование денежного обращения , приводит к  «бегству» от денег , что усиливает  спрос на необесценивающиеся активы ,, иностранную валюту , золото . Психологическое  состояние «ожидаемой» инфляции вызывает ажиотажный спрос , закупку  товаров впрок , что порождает  дефицит и соответствующее повышение  цен.  

3. Пути преодоления  инфляции .

Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую  дефляционную политику, а также механизм реализации , т.е. методы , способы , приемы противодействия инфляции , комплексно и целенаправленно действовать  на очаги ее возникновения .

Необходимо отметить следующие условия преодоления  инфляции :

1) чем выше  уровень инфляции, тем труднее  с ней бороться ;

2) все пути  снижения инфляции являются антисоциальными,  т.е. болезненны для подавляющего  большинства населения ;

Комплекс мероприятий  по преодолению инфляции включает воздействие  на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной  сфер функционирования общества , хотя решающей из них является базовая , производственно-экономическая .

Рассмотрим методы преодоления инфляции .

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования  денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная  политика включает различные методы ограничения денежного предложения :

1)уменьшение  объема денежной массы в обращении  через сокращение налично-денежной  эмиссии Национальным банком;

2)увеличение  учетных ставок за централизованные  кредиты в целях удорожания  кредитных ресурсов и снижение  их доступности 

3)увеличение  резервных требований центрального  банка к коммерческим банкам  для ограничения кредитной экспансии  коммерческих банков;

4)прямое сокращение  кредитов центрального банка  в тех же целях.

Теоретически  можно преодолеть инфляцию путем  прекращения кредитной эмиссии , но в наших условиях только ценой  остановки производства ; сокращение эмиссии , приводящее к спаду производства при достижении критических величин  в жизненно важных отраслях хозяйства  или под давлением определенных социальных групп вынуждает правительство  возобновить эмиссию , после чего происходит очередное повышение  цен .Этот процесс последовательно  повторяется :отсутствие рыночной конкуренции  на микроуровне и неразвитость рыночной среды приводит к возникновению  инфляционных волн . При сохранении подобной экономической политики в  расчете только на включение автоматических рыночных механизмов ситуация воспроизводится  бесконечно долго и приводит к  разрушению экономического потенциала страны .

Антиинфляционная  фискальная политика проводится путем  увеличения налогов , сокращения государственных  расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета .

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения .Косвенные налоги имеют инфляционный характер , поскольку  увеличивают цены ,сокращают спрос. Другим вариантом действия высоких  налогов является их давление на производство , что ограничивает предложение .И  третье ,значительное налоговое бремя ,как правило ,связывается с действием  множества налогов ,усложняющих  налоговую систему , что приводит к уклонению от налогов. Поэтому  при инфляции , предпочтительнее простая  и надежная налоговая система .Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную , так и на сферу  материального производства в отношении  государственных предприятий и  организаций .В последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции издержек , или производителей .

Для преодоление  инфляции, связанной с издержками производства, требуется преодоление  спада производства . Это требует  усиления мотивационных стимулов производительного  труда, заинтересованности в его  эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается  на основе развития частного производственного  сектора, где связь между трудовымми усилиями и результатом непосредственная. Государство поошряет этот сектор путем  обеспечения благоприятного правового  и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе  стимулирование эффективности труда  обеспечивается на основе совершенствования  тарифной системы оплаты труда и  разнообразных систем поошрения  за достижение необходимых показателей  и критериев эффективности производства.

Необходимый элемент  в системе мер по преодолению  инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической  ответственности предприятий, организаций  всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных  механизмов сводится к схеме: «снижение  издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».

Создание механизма  конкуренции связано с проведением  антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным  обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.

Механизм банкротства  требует последовательнык организационных, экономических и финансовых мер  по преобразованию убыточных производств, вклчючающик в себя восполнение  объема и номенклатуры выпускаемой  продукции, трудоустройство или  переобучение работников, реконструкцию  предприятий, финансирование мероприяитий.

Наиболее радикальным  средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен  и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.

Выбор масштабов  регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется  в широких пределах в зависимости  от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.

Принципиально важным является одновременное ограничение  обоих факторов – заработной платы  и цен. Раздельное ограничение не может привести к успеху по следующим  соображениям.

Регулирование только цен при снятии ограничений  на оплату труда, равно как и отставание в темпах роста, приводит к появлению  разнообразных дефицитов и, как  показывает опыт, к подавленной инфляции.

Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной платы с целью  сокращения спроса, а также влияния  на уменьшение инфляции производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.

Во-первых, предполагаемое накопление средств предприятий, организаций  за счет ценового фактора не может  быть реализовано в воспроизводственном  процессе при подавлении основного  его фактора - трудового, при капитализации  упомянутых средств из-за ослабления (даже отсутствия) стимулирующик мотивов  трудовой активности участников процесса.

Во-вторык, получают развитие нелегальные способы получения  доходов, в обиход официально регистрируемых для возможной реализации номинального ценового объема появившегося на рынке  продукта; при попыткак проведения ограничений в национальной денежной наличности для обмена начнет привлекаться иностранная валюта, усилятся бартерные  операции; ужесточение контроля источников незаконных доходов приведет к дополнительным затратам государства на содержание соответствующих органов.

В-третьих, затруднения  с реализацией произведенного продукта в назначенных рыночных ценах  внутри страны повлекут за собой дополнительный вывоз его за пределы республики, что в условиях внутреннего недопотребления  нежелательно; ввиду посредственного  качества отечественных товаров  и насыщенности внешних рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже мировых, что приведет к потерям для национальной экономики.

Перечисленные сценарии развития событий в том  или ином сочетании способны усугубить  ситуацию с кризисом, привести экономику  республики к дальнейшей дестабилизации.

Представляется  более целесообразным совместное последовательное регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование  может осуществляться в виде ограничения  рентабельности. В первую очередь  это относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро- и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается  в основание всей пирамиды цен  продукции последующих технологических  переделов.

Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа  со стороны государственных органов  ценообразования.

Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой  зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку  приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру  неинфляционными.

В целом процесс  регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем  тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях  ставок заработной платы и цен  на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий  и правительства. Компромиссные  соглашения по уровням оплаты труда  и цен должны выдерживаться в  течение определенного соглашением  краткосрочного периода.

В этик условиях инфляция будет иметь управляемый  характер и возможно постепенное  снижение ее темпов. 

Заключение 

Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как  и номинальные денежные знаки , с  которыми инфляция неразрывно связана . Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения.

Информация о работе Антиинфляционное регулирование