Антиинфляционная политика. Особенности антиинфляционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:53, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования в данной работе является система экономических отношений, связанных с деятельностью государства и его ролью в проведении эффективной антиинфляционной политики на современном этапе.
Объект исследования – инфляция, меры, проводимые государством в целях недопущения высокого уровня инфляции..
Целью данной работы является: исследование сущности теневой экономики, причин формирования, определить оказываемое влияние на общество и государство, проанализировать методы определения масштабов, исследовать возможные пути преодоления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1 Инфляция как многофакторное явление……………………………….….5
Понятие и сущность инфляции……………………..…………………..5
Виды инфляции…………………………………………………………..9
Причины возникновения инфляции. Последствия инфляции…………12
Развитие инфляционных процессов в РБ…………………………..…..16
Антиинфляционная политика. Особенности антиинфляционной
политики………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………….30

Файлы: 1 файл

антиинфляционная политика (курсач).docx

— 70.37 Кб (Скачать)

     Каждое  очередное повышение минимальной  заработной платы, проводимое правительством с целью индексации падающих денежных доходов населения, вело к новому росту цен и снижению обменного курса белорусского рубля.

     Завершение  XX столетия характеризуется дальнейшим нарастанием инфляционных процессов. В 1999 г. индекс потребительских цен превысил 350 %, что является наивысшим показателем за вторую половину 90-х гг. Свидетельством безудержного роста инфляции явилось появление в обращении денежных билетов номиналом в 1 и 5 млн. руб. Доходная и расходная  части консолидированного бюджета страны 1999 г. перешагнули за квадрильон рублей.

     Административное  сдерживание роста цен привело  к падению рентабельности, лишению производителей экономических стимулов и, в конечном счете, к необходимости их финансирования денежными эмиссиями.

     К концу 90:х гг. становится очевидным, что практически все резервы искусственного сдерживания цен оказались исчерпанными. Правительство республики вынуждено было признать, что «устойчивый экономический рост немыслим без надежного денежного хозяйства».

     В сентябре 1999 г. утверждается Концепция валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которая определила предпосылки для стабилизации инфляционной ситуации: сокращение эмиссии, положительные процентные ставки, финансирование народного хозяйства за счет неинфляционных источников и др.

     19 октября 1999 г. в целях укрепления национальной валюты, совершенствования денежного обращения было решено провести с 1 января 2000г. деноминацию денежной единицы и провести замену обращающихся денежных знаков на новые в соотношении 1000 руб. в деньгах старого образца на  1 руб.  новых денежных знаков. В обращение выпускаются новые денежные  билеты номиналом 1,5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб. Расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь образца 1992-1999 гг. в течение всего 2000 г. остаются в обращении параллельно с билетами нового образца. [18, с. 40-42]

     Начиная с 2000 года, в республике предпринимаются  решительные шаги по снижению уровня инфляции. Принятые меры обеспечили ежегодное  замедление роста цен. В результате в 2004 году сложился самый низкий с 1991 года прирост индекса потребительских  цен, который составил 1,1 процента в  среднем за месяц против 3,2, 2,5 и 1,9 процента соответственно в 2001, 2002 и 2003 годах.          

     Ограничению инфляционных процессов в 2004 году способствовало уменьшение темпов девальвации обменного  курса белорусского рубля по отношению  к иностранным валютам и, прежде всего, к доллару США. 
Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране оказало прекращение использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета, в том числе за счет покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке.

В 2005-2006 годах наблюдалась тенденция  к дальнейшему снижению уровня инфляции.  В 2005 году инфляция была зафиксирована  на уровне 8 %, в 2006- на уровне 6,6%. В течение  девяти месяцев прошлого года инфляция находилась в запланированных пределах. В четвертом квартале ситуация резко  изменилась. В итоге инфляция в  Беларуси в 2007 году составила 12,1%. Рост цен был обусловлен  существенным удорожанием энергоносителей,  скачком  мировых цен на продовольственные  товары, повышением административно  регулируемых цен и тарифов, в  том числе на мясомолочную продукцию, подсолнечное масло, услуги ЖКХ. В январе 2008 года инфляция находилась на уровне 2,5%. За 11 месяце она поднялась 12% и  к концу года составила 14,7%. Высокое  значение инфляции сложилось в результате как объективных, так и субъективных факторов. В частности, рост цен произошел из-за девальвации национальной валюты, подорожания услуг ЖКХ и импортируемых энергоносителей. Вместе с тем отдельные предприятия преднамеренно "взвинчивали цены" на свою продукцию. [16, c. 30-37]

     В начале 2010 года ситуация с инфляцией  в Беларуси остается напряженной, ставится задача удержать ее на уровне не выше 9-11%. Выход на прогнозный показатель инфляции в 2010 году предусматривается обеспечить путем реализации мер монетарной и ценовой политики, снижения издержек производства, увеличения объемов потребительских товаров и услуг и насыщения потребительского рынка. [20]

Вывод: Инфляция не болезнь, она симптом. Попытки лечить экономический организм только от инфляции безрезультатны. Ограничение денежного предложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно провоцирует инфляционные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если главное направление в борьбе с ней сместится в сторону создания благоприятной экономической, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в борьбе с инфляцией в 90-е годы, экономисты не сравнивали ее показатели с показателями экономического роста. Следовательно, бессмысленно рапортовать о снижении инфляции, если одновременно падают темпы экономического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Антиинфляционная  политика. Особенности  антиинфляционной  политики в РБ 

     В рыночной экономике, как свидетельствует  зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать  умеренной и управляемой. Для  борьбы с инфляцией государство  проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти  ответ на такой важный вопрос - ликвидировать  инфляцию путем радикальных мер  или адаптироваться к ней.

     Многообразные негативные социальные и экономические  последствия инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается  в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия  в области политики доходов, а  также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных  денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.[10, c.88]

     Косвенные методы.

  • Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
  • Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
  • Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

   Прямые  методы. 

Прямые  методы регулирования покупательной  способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  • Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  • Государственное регулирование цен;
  • Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса. [14, c. 38]
 

Антиинфляционная  политика, проводимая в Республике Беларусь 

     Белорусская экономика длительное время развивалась  на базе приоритетности отраслей производственного  назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась  высоким уровнем монополизации  и скрытой безработицы, что создало  предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

     С целью предотвращения инфляции или  смягчения ее последствий государство  проводит на разных стадиях инфляционного  процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен  на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста  потребительских цен, обеспечение  выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные  выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать  антиинфляционной, так как она  касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины. [8, c. 113]

     Во  всем мире на практике разработан и  апробирован комплекс мер антиинфляционного  регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии  необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и  твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания  инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как  правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке  ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая  ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы  неинфляционную линию поведения, а  осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние  денежного обращения.

     Долгосрочное  антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи -- уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти  механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться  методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет  получен, если, во-первых, увеличить  объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить  текущий спрос без уменьшения предложения.

Для наращивания  объема предложения применяется  такой метод, как льготное налогообложение  предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в  тех ее секторах, где формируются  рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными  отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут  быть импорт потребительских товаров  и реализация части государственных  резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

     Цель  краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов  по срочным вкладам, временного замораживания  вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы  собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые  правительством, должны сочетаться с  долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков. [11, c. 53-55]

     Какие же существенные изменения произошли  в Беларуси за 2009 год

     Так в среднем за 2009 год ставка по новым срочным депозитам населения  составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2009 года рублевые вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 1,17 триллиона Br, и на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности - процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном - перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

Информация о работе Антиинфляционная политика. Особенности антиинфляционной политики