Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция, как экономическое явление существует уже длительное время. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать (циклическим кризисам). Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.

Файлы: 1 файл

Кафедра экономической теории.docx

— 83.12 Кб (Скачать)

     Начиная с 1993 г. в этих целях стали использоваться считавшиеся неинфляционными меры покрытия дефицита госбюджета за счет выпуска и размещения краткосрочных высокодоходных государственных казначейских обязательств (ГКО). Такого рода заимствования в кейнсианской концепции являются инструментом краткосрочной антиинфляционной политики, однако в российской практике они использовались почти пять лет — до кризиса 1998 г. Сложилась своего рода финансовая пирамида, когда новые ГКО размешались для покрытия обязательств но предыдущим выпускам.

     Помимо  задолженности по ГКО, факторами, по сути занижающими уровень инфляции, являлись неоплаченные государством госзаказы, невыплаченные своевременно заработные платы и пенсии, огромный внешний долг.

     Практика  антиинфляционного регулирования  в России включала и использование так называемого монетарного якоря, т.е. выбора и контроля определенного стоимостного параметра, позволяющего ограничить рост цен. Чаше всего таким параметром являлся валютный курс. Задача Центрального банка России состояла в том, чтобы падение курса рубля не опережало падение его покупательной способности. Для этого накапливались валютные резервы, и с середины 1995 г. был введен «валютный коридор» — удержание курса рубля в определенных рамках с помощью скупки или продажи Центральным Банком иностранной валюты.

     Лишь  в 1997 г. начали осуществляться меры по регулированию цен естественных монополий — тарифов на железнодорожные перевозки, оптовых цен на электроэнергию, газ, прочие энергоносители.

     К середине 1998 г. расходы по обслуживанию ГКО превысили объем налоговых поступлений в наличных деньгах, что явилось одной из причин финансового кризиса 1998 г., возврата к плавающему валютному курсу и девальвации рубля. «Сжатый» ГКО потенциал инфляции прорвался наружу — в целом за 1998 г. потребительские цены возросли более чем в 1,8 раза.

     Противоречивое  использование монетаристских и  кейнсианских рецептов усугублялось существенным влиянием институциональных факторов, таких, как:

         •  отсутствие практики банкротств;

         • субсидирование неэффективных, неконкурентоспособных  

           производителей;

  • мощное лоббирование финансово-промышленными  группами получения различных льгот и форм бюджетной поддержки;
  • отсутствие механизма привлечения сбережений населения

         в инвестиции;

         • непомерное налоговое бремя, препятствующее росту предложения.

     Кризис  1998 г. выполнил ряд важных функций. Прежде всего, стало очевидно значение сокращения дефицита бюджета, утверждения его с первичным профицитом. Падение завышенного курса рубля сделало его динамику предсказуемой и оживило экспорт. Появились признаки экономического роста: увеличение инвестиций в основной капитал (в 2000 г. — на 15%), снижение темпов инфляции (в 2000 г. до 18—20% за год).

     Благоприятные внешнеэкономические условия — рост цен на нефть на мировом рынке, стабильно высокие золотовалютные резервы Банка России обеспечивают возможность обслуживания государственного долга без дополнительных заимствований, создают условия для проведения более активной структурной политики, реформы социальной сферы.

     Правительству президента В. Путина удалось добиться значительных успехов в контроле за инфляцией. В 2003 г. Банк России достаточно последовательно проводил политику, направленную на снижение инфляции до 12—14% за год, что соответствует приросту объема ВВП примерно на 4—5%.

     В 2004 г. он составил 14-15%.

     Потребительские цены на товары и услуги в 2009 году показали самый небольшой рост за всю новейшую историю России с момента распада  СССР. По опубликованным 12 января данным Росстата, за декабрь 2009 года цены выросли на 0,4%. Таким образом, с начала 2009 года инфляция составила 8,8%.

     Эксперты  объясняют это рекордное достижение не успехом антиинфляционной политики правительства, а падением уровня доходов  россиян в период кризиса и, как  следствие, резким снижением потребительской  активности граждан. Действие этих факторов в большинстве развитых стран  мира привели к снижению инфляции до самых минимальных уровней, кое-где  даже до отрицательных величин. В  России же потребительские цены лишь с трудом побили предыдущий рекорд, как теперь принято говорить, "тучного" 2006 года: тогда годовую инфляцию единственный раз удалось удержать в рамках однозначных величин -- она  составила 9%.

     В том, что тарифы на услуги растут у  нас опережающими темпами, нет ничего удивительного: в 2009 году они увеличились  на 11,6%. Интересно другое: впервые  с 2000 года цены на продовольственные  товары выросли меньше, чем на промышленные. Особенно выделяется минимальный набор  продуктов питания, рост стоимости  которого традиционно заметно опережал общий уровень инфляции. В 2009 году в среднем по России товары продуктового минимума подорожали всего на 0,7%. В  целом за прошлый год цены на все  продукты увеличились на 6,1%, тогда  как на промышленные товары - на 9,7%. Очевидно, что основной вклад в  динамику цен на непродовольственные  товары внес резко подорожавший из-за девальвации рубля в начале года импорт.

     Из  продовольствия больше всего цены выросли  на сахар-песок (на 42,7%). Выше среднего подорожали рыба и морепродукты (на 10,6%), алкоголь (на 8,9%) и сливочное масло (на 7,9%). По итогам года снизились цены на плодоовощную продукцию (на 1,7%), крупу (на 2,5%), яйца (на 14,5%) и подсолнечное масло (на 19,8%). Из непродовольственных товаров меньше всего подорожали стройматериалы - на 2,1% и телерадиотовары - на 5,4%, а больше всего - табачные изделия (на 18,7%) и медикаменты (на 17,6%). Основной вклад в рост тарифов на услуги внес жилищно-коммунальный комплекс: свою работу он стал ценить на 19,6% дороже, чем в 2008 году.

     Инфляция  в России по итогам октября 2010 окажется не выше 8%. Такую оценку привел 6 октябра 2010г. в беседе с журналистами заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач.

     "Я  думаю, в октябре инфляция будет  не выше, чем в сентябре, а может  оказаться даже чуть ниже", - отметил он. При этом, по оценке  А.Клепача, в ноябре-декабре уровень  инфляции может несколько повыситься  по сравнению с двумя предыдущими  месяцами.

     Как подчеркнул замглавы ведомства, ожидается  снижение цен на некоторые продовольственные  товары, в частности на гречневую  крупу. Он отметил, что министерство не намерено пересматривать прогноз  по инфляции по итогам года, запланированный  на уровне 8%.

     Говоря  о перспективах роста цен на следующий  год, А.Клепач подчеркнул, что, по мнению министерства, продовольственная составляющая инфляции ослабнет к концу 2011г. "Думаю, что мы уложимся в наши прогнозы", - заключил он.

     Между тем, по данным Росстата, за первые 10 месяцев  года потребительские цены в стране выросли на 6,2%. Если взять за основу прогнозы А.Клепача по инфляции на ближайшие  три месяца, годового показателя на уровне 8% никак не получается. Большинство  экспертов сходятся во мнении, что  в конечном итоге рост потребительских  цен в России по итогам 2010г. окажется на уровне прошлого года – около 8,8%.

     Согласно  официальным прогнозам властей, по итогам текущего года инфляция в  стране составит не более 8%, в следующем  году этот показатель опустится до 6,5%, в 2012г. – до 6%, а по итогам 2013г. потребительские цены в России вырастут всего на 5,5%.

 

 

      Заключение

 

      Инфляционные  процессы являются неизбежным результатом  глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарушения  экономического равновесия.

      Управление  инфляцией представляет собой важнейшую  проблему денежно-кредитной и экономической  политики. Одна из важнейших задач  антиинфляционной стратегии состоит  в гашении инфляционных ожиданий. Другим неотъемлемым компонентом антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика. Её отличительная особенность  – введение жёстких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

      Ещё одна стратегическая задача антиинфляционного  регулирования -сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К её решению можно  двигаться двумя путями - увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.

      Необходимым остается перенесение акцентов в  хозяйственной политике на стимулирование инвестиционной активности (при сохранении рестриктивного в целом монетарного  курса).

      При всей значимости сокращения государственных  расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой  системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий  за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию  цен и доходов.

      Преодолеть  инфляцию можно только перестроив хозяйственный  механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой проблемы предполагает достижение политической стабильности. Нормализация денежного обращения  и противодействие инфляции требуют  выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в  жизнь.

 
 
 

      Практикум

      Как Центральный Банк страны должен изменить  предложение денег в экономике  в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях  борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального  дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась  всего на 2% в год при стабильной скорости обращении денег?

                                            

      Решение

      Изменение денежной массы происходит  на величину роста ВВП(по условию задачи он возрос на 10%) и роста инфляции (2%) при  неизменной скорости обращения денег, т.е. рост денежной массы возрастет  на 12%.

 

 

      Литература

    1. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой.  - М.: ЮНИТИ, 2000

    2. Макроэкономика: Учебник/ Под ред. К.А. Хубиева. -  М.: ТЕИС, 2004

    3. Теория переходной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой.  -  М.: ЮНИТИ, 2001

    4. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное   пособие/ Под ред. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004.

    5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.  – М.: ПРОСПЕКТ, 2006.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства