Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция, как экономическое явление существует уже длительное время. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать (циклическим кризисам). Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.

Файлы: 1 файл

Кафедра экономической теории.docx

— 83.12 Кб (Скачать)

 Дешевый кредит  

Монетаристская  концепция инфляции

      По  мнению монетаристов, инфляция возникает  в случае, когда темпы роста  количества денег превышают темпы  роста экономики. В начальный  период население не ожидает долговременного  роста цен и рассматривает  каждое повышение цен как временное. Субъекты экономики продолжают хранить  количество наличности, необходимое  для поддержания своих потребностей на привычном для них уровне. Однако, если цены продолжают расти, то население  начинает ожидать дальнейший рост цен. Так как покупательная способность  денег снижается, то они становятся дорогим способом хранения активов, и люди будут стараться уменьшать  сумму хранимой наличности. Это поднимает  цены, заработную плату и номинальные  доходы. В результате реальные денежные остатки продолжают снижаться. На данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег. Если темп роста денежной массы стабилизируется, то и темп роста цен также стабилизируется. При этом рост общего уровня цен может показывать разные соотношения с ростом количества денег. При умеренной инфляции цены и денежная масса возрастают, как правило, одинаковыми темпами. При высокой же инфляции цены растут в несколько раз быстрее денежного обращения, приводя к снижению реальных доходов.

      

     Политика  монетаристов опирается на сокращение совокупного спроса.

     В условиях дефицита нельзя требовать  от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном  с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций.

     Для этой цели они рекомендуют продавать  все, что можно — ресурсы, информацию и т.д., вести решительное наступление  на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Рынки  следует либерализовать, убрать всяческие  барьеры притоку капиталов.

     Факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект по истечении довольно значительного срока. Поэтому процесс  подтягивания предложения относится  к долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию связано с ограничением спроса. Эти  меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого  блока относится к мерам тактического свойства.

     Сократить совокупный спрос можно и денежной реформой конфискационного плана. Ее цель - уменьшить количество денег у  населения. Это сразу значительно  сократит спрос. Такое действие относится  к самым сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные  меры, уменьшающие возможность населения  предъявлять спрос - это замораживание  сбережений, которое снижает уровень  их ликвидности, поощрение покупок  недвижимости и драгоценностей. В  этом случае сбережения не должны усиливать  давление спроса на потребительском  рынке.

     Т.о, задействовано два антиинфляционных блока: стимулирование совокупного  предложения и сокращение совокупного  спроса.

     Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он становится недоступным  и такое производство разоряется. На рынок выходят самые сильные  производители, которых правительство  поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают падать.

     Итак, монетарные программы осуществляются в три этапа :

     1. на первом проводится конфискационнан денежная реформа;

     2. на втором сокращается бюджетный дефицит и удорожается кредит;

     3. на третьем снижаются налоговые ставки.

     На  первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем — рычаги, стимулирующие  рост товарной массы.

«Монетарная» антиинфляционная политика

Сокращение  спроса

      

  I этап Денежная реформа

                     ↓

  II этап Сокращение бюджетного дефицита Удорожание кредита

 

Следствия:

Уменьшение  потребительского и  инвестиционного  спроса

Банкротство неэффективного производства: рост спада производства

                                                                 ↓

Формирование  рыночных ниш от разорившихся производителей Сохранение на рынке сильных  производителей

 

III этап Сокращение ставок налогов

Следствия:  

Рост  инвестицийРост товарного предложения Снижение цен

 

 

 

 

    Особенности антиинфляционной политики в России

 

     Особенности инфляции в России во многом обусловлены  процессом трансформации экономического механизма — от централизованной государственной к рыночной экономике.

     Отдельные исследователи отмечают, что отечественная  экономика была безынфляционной  лишь в течение девяти послевоенных лет (1947 – 1955гг).

     Уход  государства из экономики привел к разрушению центра координации, к возникновению ситуации, когда переход от плана к рынку обернулся отсутствием того и другого, что еше больше сокращало производство, формируя отсроченную инфляцию.

     В России инфляционное давление было спровоцировано ограниченным характером первоочередной либерализации цен. Цены были в основном отпущены на конечную продукцию.

     К моменту либерализации цен в  1992 г. в России господствовала подавленная инфляция со всеми присущими ей элементами. Она могла характеризоваться преимущественно как инфляция спроса.

         К факторам, определяющим ее, можно отнести:

  • эмиссионное финансирование бюджетного дефицита;

широкое использование внешних займов, массовую выдачу дешевых и беспроцентных  кредитов;

  • огромный удельный вес расходов на содержание военнопромышленного комплекса и армии;
  • искаженные структурные пропорции в экономике, чрезмерную развитость добывающих и тяжелых отраслей в ущерб 
    отраслям, производящим потребительские товары и услуги 
    (к 1990 г. доля отраслей группы А составила почти 75%);
  • отсутствие ценовых рыночных сигналов (вследствие чего до 
    2/3 продукции не находило потребителей) при наличии огромного товарного дефицита по другим видам продукции;
  • наличие супер монополий в лице министерств и ведомств, 
    преобладание крупных и средних предприятий;
  • искаженные ценовые пропорции, прежде всего, явно заниженные цены на сырьевые ресурсы;

     • высокие дефицитные ожидания населения. 
Неблагоприятные внешнеэкономические факторы усиливали инфляционные процессы: цены на мировом рынке на топливные ресурсы и цветные металлы, составлявшие основные статьи экспорта России, снижались, а цены на ввозимые в значительном количестве зерновые — росли.

     Дефицит государственного бюджета приобрел хронический характер, несмотря на усилия правительства по сокращению государственных расходов. Дефицит постоянно провоцировался падением доходов от производства, а значит, и от налоговых поступлений. Сокращение государственных расходов сжимало совокупный спрос и уменьшало емкость рынка. В результате сокращение производства закономерно приобретало лавинообразный характер на основе мультипликативных процессов. Оно опережало темпы сокращения совокупного спроса, что и вело к отсроченной инфляции.

       Ортодоксальный вариант макростабилизации  в развитых рыночных структурах проводил селекцию предпринимателей. Разоряя слабых, он убирал неэффективных конкурентов и расширял поле деятельности для сильных рыночных субъектов. В переходной экономике такая направленность монетарных реформ неосуществима, поскольку конкурентный рынок еще не сформирован. Сжатие денежной массы не дает подняться рождающимся, а потому еще слабым рыночным структурам. Именно поэтому монетарные реформы бессильны создать сами по себе в трансформирующейся экономике эффективную рыночную среду.

     Подавленная инфляция перешла в открытые формы  при реализации ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации, включавшей:

     • либерализацию цен;

  • быструю приватизацию почти 3/4 прежде государственной 
    собственности;
  • либерализацию внешнеэкономической деятельности с использованием «плавающего» валютного курса;

     • жесткую борьбу с бюджетным дефицитом.

     Либерализация цен в 1992 году перевела подавленную  инфляцию в открытую форму. Реальные доходы населения и совокупный спрос резко сократились. Однако со временем не менее резко начали действовать факторы инфляции издержек в результате роста цен на энергоносители, топливно-сырьевые ресурсы и транспортных тарифов. Рост цен существенно опередил расчеты реформаторов, ориентировавшихся на повышение их за год на 300-400%.

          Процессы гиперинфляции проявились  в росте, например, потребительских  цен, в 1992 г. — в 17,15 раза; в 1993 — более чем в 10 раз; в 1994 — в 4,5 раза; в 1995 — почти в 3 раза. По сути до 1995 г. имела место гиперинфляция, хотя и с тенденцией к снижению.

     В значительной мере результатом гиперинфляции  стал кризис наличности — дефицит денег в обращении. Несмотря на то, что денежная эмиссия возросла с 28 млрд руб. в 1990 г. до 45 576 млрд руб. в 1995 г., рост денежной массы отставал от рыночных потребностей в силу опережающего роста цен. Результатом явился «кризис платежей», в том числе и рост задолженности по заработной плате и социальным трансфертам.

     Острая  нехватка платежных средств и  снижение совокупного спроса стали  факторами колоссального спада  производства и инвестиций — в  1996 г. реальный ВНП составил менее половины от уровня 1990 г., на 80% сократились инвестиции — темпы снижения их объема превысил темпы спада производства. Так, по оценке рабочей группы Всемирного банка и Госкомстата России, снижение капиталовложений опережало снижение ВВП в 2,5 — 3 раза.

     Приближение внутренних цен к мировым стало  основой для насыщения рынка  импортными товарами, что вело к  спаду отечественного производства. Вместе с тем приближение внутренних цен на сырье и энергоресурсы к мировым в 1994—95 гг. сделало последние «потолком» для роста внутренних пен в средне- и долгосрочной перспективах.

       Наряду с этим нехватка платежных  средств вызвала широкое использование  бартерных сделок. Специалисты отмечали, что в период высокой инфляции  в России законными платежными  средствами обслуживались лишь 20—30% сделок.

     Спад  производства обусловил снижение налоговых  поступлений в государственный бюджет. Однако в условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры и конкурентной среды он не стал фактором оздоровления экономики, формирования ее эффективной структуры.

     Вместе  с тем монетаристские меры не были и строго последовательными. Уже в 1992 г. Центральным банком осуществлялись кредитные вливания для ослабления кризиса платежей. Однако, поскольку кредиты поддерживали наименее эффективных производителей, их следствием стал не рост предложения, а дальнейший рост цен. Для прекращения этой так называемой кредитной инфляции со стороны ЦБ России начала проводиться в жизнь политика снижения дотаций и субсидий из госбюджета.

     Можно сказать, что спад производства стал расплатой за обуздание гиперинфляции  и превращение ее в галопирующую(1996 г. — рост потребительских цен в 1,44 раза; 1997 — в 1,14), а затем и в умеренную (1998 г. — рост иен в 1,085 раза). Такое утверждение будет не совсем точным, если не рассмотреть, каковы были источники покрытия бюджетного дефицита.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства