Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование сущности инфляции и антиинфляционной политики.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность и виды инфляции;
выявить социально-экономические последствия инфляции;
рассмотреть современные тенденции антиинфляционной политики государства;
выявить цели и инструменты антиинфляционной политики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствий…………………5
1.1 Понятие, виды инфляции и причины инфляции……………………………5
1.2 Социально-экономические последствия воздействия инфляции………...10
Глава 2. Механизмы регулирования инфляции………………………………..14
2.1 Фискальная политика государства………………………………………….14
2.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов…...17
Глава 3 Антиинфляционная политика в Российской Федерации…………….20
3.1 Понятие цели и задачи антиинфляционной политики. Антиинфляционная политика в России……………………….....20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика государства.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

5) Таргетирование инфляции - установление  целевых показателей. Получило в  последние 5-6 лет большое распространение  как метод регулирования национального  финансового рынка. Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции - главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но и провоцирует их рост. [13]

 

Глава 3 Антиинфляционная политика государства

 

1.3 Понятие, цели и задачи антиинфляционной  политики. Антиинфляционная политика в России

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов.

Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику(антиинфляционную). Антиинфляционная политика государства – это комплекс мер, направленный на борьбу с повышением цен, обесцениванием денег, а также уменьшением качества товаров и услуг. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Целями антиинфляционной политики в первую очередь должны являться:

    1. сокращение инфляционного потенциала;
    2. предсказуемость динамики инфляции;
    3. снижение темпов роста инфляции;
    4. стабилизация цен.[15]

Бороться с инфляцией — это значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить ее полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, можно лишь сделать ее управляемой, а ее уровень -  умеренным.[10]

Стратегической целью антиинфляционной политики это приведение темпов роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для достижения этих целей государство должно осуществлять ряд мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода.

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими подходом применяется таргетирование – это регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Политика регулирования цен и доходов, целью которой является увязка роста заработков с ростом цен. В политике регулирования цен и доходов инструментом служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.[8]

Если же инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к увеличению налоговых ставок.

В мировой практике сократить инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает в себя набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Основными задачами стабилизационной программы являются:

- сокращение правительственных  расходов, в том числе сокращение  субсидий;

- повышение налогов;

- снижение объемов кредитования коммерческих банков;

- увеличение выпуска казначейских  облигаций и объемов зарубежных  займов;

- повышение социальных расходов  на нужды малообеспеченных слоев  населения;

- фиксация обменного курса национальной  валюты.

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов является опасным шагом любого государства и проведение этой меры не находит поддержку у населения, поэтому политика повышения налогов должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять является трудной задачей для начала работы. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов внести изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам.

Как свидетельствует опыт решения проблем инфляции, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.[13]

Антиинфляционная политика России в 2012 году использует следующие инструменты:

  1. Рост тарифов естественных монополий предполагается ограничением уровнем инфляции, за исключением цен на газ;
  2. Введение "тарифных каникул": повышение тарифов естественных монополий предусматривается в двух вариантах: а) поэтапно в течение года: с 1 января 2012 года на 5%, с 1 июля 2012 года на 9.5%. При этом среднегодовой рост тарифов в 2012 г. составит 10,2%. б) тарифы планируется индексировать с 1 июля 2012 года на 15%;
  3. Снижение ставки страховых взносов с 34% до 30%;
  4. Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);
  5. Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек).
  6. Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  7. Ввод экспортных пошлин на зерно с 1 апреля 2012 года. За январь 2012 года экспорт зерна составил 20 млн.т. при общем потенциале 33 млн.т. (Минэкономразвития может ввести пошлины, если объем экспорта превысит 24-25 млн.т.).
  8. Цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются со скидкой 30% от оптовой цены. [14]

Заключение

 

     Государство в рыночной  экономике не может полностью  искоренить инфляцию. Умеренная  инфляция предполагается самим  рыночным механизмом, так как  для динамичной экономики характерен  рост цен. Поэтому целью государственной  антиинфляционной политики является не ликвидация, а управление инфляцией, чтобы ее уровень оставался достаточно умеренным.

     Существует два основных направления  антиинфляционной политики: кейнсианство  и монетаризм. Но, как подтверждает  практика, ни одно их них не  идеально. Для эффективной борьбы с инфляцией необходимо разумное сочетание двух этих методов.

     Основу антиинфляционной  политики в России составляют  следующие элементы экономической  политики:

  • соблюдение жестких денежных ограничений;
  • меры по стабилизации валютного курса;
  • отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами Банка России и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных бумаг;
  • принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

     Однако, следует отметить, что за последний год снижение  темпов инфляции связано не  только с проведением антиинфляционных  мероприятий. Большую роль сыграла  еще и рецессия, начавшаяся в стране с конца прошлого года.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Журов Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. // - М.: Юнити, 2009г.
  2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. // — М.: Высшее образование, 2006. — 654 с.
  3. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов // М.: Норма, 2007. – 672 с.
  4. Сошникова Л.А., Гнездовский Ю.Ю. Моделирование и анализ инфляции в Российской Федерации // Вопросы статистики. -2005. -№ 4. -C.31-33.
  5. Барышников Ю.Д. Курс экономической теории. // М: КНОРУС,  2007 г.
  6. Абрамов М.Д. Налоговое регулирование – эффективное средство роста производства и борьбы с инфляцией // Эко. 2009. №3.
  7. Греков И.Е. Об оптимальном уровне инфляции // Эко. 2009. №8.
  8. Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. -2005. -№ 4. -C.95-105.
  9. Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила // Вопросы экономики. 2008. №11
  10. Курьянов А. М. Антиинфляционные аспекты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики // Финансы. - 2009. - № 4. - С. 47-50.

Интернет-русурсы:

  1. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/mikroekonomika/- Макроэкономика- Электронный учебник
  2. http://referatwork.ru/books/econom_teoria_bedrina_book.html - Макроэкономика - Электронный учебник
  3. Экономика / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 832 с. [Электронный ресурс]// http://polbu.ru/bulatov_economy
  4. Макроэкономика. Экспресс-курс. Марыганова Е.А., Шапиро С.А. 2010 год http://referatwork.ru/books/macroeconomy-shapiro.html
  5. http://referatwork.ru/books/econom_teoria_bedrina_book.html-Макроэкономика - Электронный учебник

 

 


Информация о работе Антиинфляционная политика государства