Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование сущности инфляции и антиинфляционной политики.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность и виды инфляции;
выявить социально-экономические последствия инфляции;
рассмотреть современные тенденции антиинфляционной политики государства;
выявить цели и инструменты антиинфляционной политики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствий…………………5
1.1 Понятие, виды инфляции и причины инфляции……………………………5
1.2 Социально-экономические последствия воздействия инфляции………...10
Глава 2. Механизмы регулирования инфляции………………………………..14
2.1 Фискальная политика государства………………………………………….14
2.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов…...17
Глава 3 Антиинфляционная политика в Российской Федерации…………….20
3.1 Понятие цели и задачи антиинфляционной политики. Антиинфляционная политика в России……………………….....20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика государства.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

 

1.2 Социально-экономические последствия  инфляции

 

Социально-экономические последствия инфляции сложны и многообразны.  Ее темпы роста содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь фактором временного оживления экономической конъюнктуры. Таким образом инфляция препятствует воспроизводству, обостряя экономическую и социальную напряженность в обществе. [3]

Главной проблемой является то, что от инфляции страдают потребители, уровень жизни которых неминуемо падает. Рост цен ведет к снижению текущих реальных доходов населения. Особенно опасна непрогнозируемая инфляция, которая порождает перераспределение доходов между различными слоями населения. Лица со стабильным доходом понесут потери от инфляции при снижении их реальной стоимости. Люди, живущие на нефиксированные доходы, наоборот, могут выиграть от инфляции, так как номинальные доходы таких групп могут обогнать уровень цен, в результате чего их реальные доходы увеличатся.

 Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки.

В условиях инфляции также обесцениваются сбережения населения. Каждый новый виток инфляции уменьшает массу товаров, которую мог бы приобрести потребитель на имеющиеся у него сбережения. Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер. В более недвижимости, произведений искусства, предметов антиквариата.

В отношениях между кредиторами и заемщиками в условиях непрогнозируемой инфляции страдают кредиторы, а заемщики остаются с прибылью, так как взятые ими займы обесцениваются. Кредиторы же теряют ровно столько богатства, на сколько произошло непредвиденное увеличение цен. [1]

Также от высокой инфляции сильно страдает производство,так как по мере ее нарастания у предпринимателей и работников пропадают стимулы к труду. Производители не получают выгоду от перемещения капиталов. Поэтому экономическое равновесие между отраслями не может осуществляться с помощью рынка. В этих условиях перераспределение инвестиций становится задачей государства. Экономика перестает быть рыночной. На смену ей приходит командная экономика. Цены формируются не рынком, а директивами, указаниями какой размер прибыли должен иметь предприниматель. Подавленная инфляция приводит к натуральному и уравнительному распределению, а, следовательно, пропадает экономический интерес.

Замороженные цены делают невыгодным приложение капитала в тех областях, где высокие издержки производства. Поэтому из них устремляется остаток капитала, что оголяет отрасль и приводит к дефициту товаров, который становится хроническим. У населения образуются вынужденные сбережения, которые не выражают рост благосостояния, а по существу представляют собой отложенный спрос. Дефицит товаров и вынужденные сбережения становятся питательной средой для очередей и возникновения черного рынка, который обогащает криминальные структуры, становится неизбежным спутником подавленной инфляции. Замедляется и рост благосостояния общества. Ведь если нет роста предложения, то и государственная казна лишается ожидаемого накопления налоговых поступлений. Если предложение не увеличивается, нет основы и для роста доходов, заработной платы. Спекулятивные же сделки на черном рынке обогащают только мафию. Последняя становится единственной реальной фигурой, которая получает выгоды от подавленной инфляции. [6]

Высокая инфляция активно противостоит экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40% наблюдается спад экономической активности. И наоборот, чем ниже в стране темпы инфляции, тем выше темпы экономического роста. Этот факт подтверждается исследованиями динамики экономического развития за последние 30 лет в большинстве стран современного мира.

Инфляция подрывает также стимулы экономического роста на базе инновационных технологий, так как внедрение продуктов НТП обходится предприятиям все дороже. Гораздо выгоднее в этих условиях продолжать использовать устаревшее оборудование и прежнюю трудоемкую технологию. Это объясняется тем, что издержки, связанные с заработной платой растут медленнее затрат на приобретение средств производства.[3]

Имеет место общий спад экономической активности. Предприниматели в условиях макроэкономической нестабильности не спешат вкладывать средства в долгосрочные проекты с длительным сроком окупаемости. Происходит перемещение капитала из сферы производства в сферу обращения.

Высокие темпы роста общего уровня цен отрицательно действуют и на фискальную систему – обесцениваются поступления от налогообложения. Например, если налоги начислены в текущем квартале, а выплачиваются в следующем, то при гиперинфляции падает реальное значение налоговых поступлений.

Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.

 

Глава 2. Механизмы регулирования инфляции

 

2.1 Фискальная политика государства

 

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос как избежать инфляции путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Этот вопрос в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В первом подходе рассматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. Его разрабатывают представители современного кейнсианства.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, ориентированный на денежно-кредитное регулирование.

Этот вид регулирования Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику страны. Иными словами, представители неоклассического направления считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией, которая включает в себя: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание 1) и 2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.

Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.[4]

В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.

Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и чистый национальный продукт, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти - так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся. Если все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

Проблемы фискальной политики: прежде чем происходит сознание факта инфляции проходит некоторый промежуток времени; к тому же правительство реагирует не сразу, и происходит административная задержка; также имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен; политические проблемы; эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке; эффект чистого экспорта. [14]

 

 

2.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов

 

Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

1) Операции на открытом рынке ценных бумаг, где банк покупая последние, увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Этот инструмент денежно-кредитной политики широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг;

2) Учетно-процентная или дисконтная  политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента. Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. Если Центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате чего произойдет сокращение денежной массы в стране, так как операции коммерческих банков по предоставлению кредитов уменьшатся. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

3) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

4) Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного  курса (фиксированные или фиксированные  с возможностью корректировок (скользящая  привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства