Анализ развития некоммерческого сектора в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:27, доклад

Краткое описание

Сегодня российский некоммерческий сектор – это более 600 тыс. организаций, которые работают как на местном, так и на федеральном уровне, оказывая самые разнообразные услуги. Доля НКО в общем числе юридических лиц составляет 16,18%.

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

    АНАЛИЗ  РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО  СЕКТОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    Сегодня российский некоммерческий сектор –  это более 600 тыс. организаций, которые  работают как на местном, так и  на федеральном уровне, оказывая самые  разнообразные услуги. Доля НКО в  общем числе юридических лиц составляет 16,18%.

    В структуре сектора основное место  занимают учреждения (36%). На втором месте  по численности - общественные и религиозные  организации (22%), на третьем ― кооперативы (13%). Среди остальных форм НКО  примерно равные доли приходятся на садоводческие и огороднические товарищества(7%), товарищества собственников жилья(7%), далее идут фонды(5%), некоммерческие партнерства (4%), автономные некоммерческие организации(3%), объединения юридических лиц(1%) и прочие некоммерческие организации (2%).

    По  данным Росстата, общая численность  НКО увеличивается, опережающими темпами  растет число ТСЖ, садоводческих  и дачных товариществ, некоммерческих партнерств, потребительских кооперативов.

    Наибольшее  абсолютное сокращение числа наблюдалось среди общественных и религиозных организаций, фондов.

    Согласно  данным всероссийского обследования НКО (Всероссийское обследование НКО, проведенное Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009 г.), в негосударственных некоммерческих организациях по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (полной или неполной рабочей недели) трудится 1,13% экономически активного населения России (люди в возрасте от 15 до 72 лет, по методологии МОТ). Данная категория используется для расчетов вместо доли занятых, чтобы снять зависимость занятых от экономических условий — уровня безработицы и т.п. Следует подчеркнуть, что занятость в некоммерческом секторе России носит, в основном, характер полной занятости — 79% сотрудников НКО работают полный рабочий день, то есть 40 часов в неделю. Частично занятые сотрудники НКО работают в среднем по 16,8 часов в неделю. В пересчете на полный рабочий день (при 40-часовой неделе) доля занятых в российском некоммерческом секторе составляет 0,89% численности экономически активного населения.

    По  данным социологических исследований, восприятие проблемы кадрового обеспечения  «третьего сектора» заметно различается  в зависимости от позиции воспринимающего субъекта. Так, опросы экспертов, в рамках разных проектов на протяжении последних лет, показали, что «внешние» по отношению к третьему сектору агенты обычно заостряют кадровую проблему, считая слабость кадрового состава одним из тормозов развития НКО-сектора страны. В то же время для руководителей НКО эта проблема хотя и ощущается довольно остро, но все же не входит в число самых острых проблем их организации (обычно лидируют финансовые и материальные проблемы). К примеру, в рамках опроса руководителей благотворительных некоммерческих организаций Москвы летом 2008 г.  24% респондентов (т.е. каждый четвертый) указали нехватку квалифицированных специалистов в качестве одной из важных проблем, препятствующих эффективному развитию благотворительного сектора столицы (нехватку финансовых средств отметили 50% участников опроса).

    Значимость  кадровой проблемы для НКО-сектора  подтверждается и анализом ответов  на прямой вопрос о соответствии квалификации сотрудников благотворительной  организации современным требованиям. Половина участников опроса считают, что их сотрудникам для работы в благотворительных организациях необходимо приобрести дополнительные профессиональные навыки. Доля тех, кто достаточно высоко оценивает кадровый потенциал своих организаций, ниже (39%). По мнению участников опроса, кадровую проблему необходимо решать за счет привлечения в благотворительный сектор квалифицированных специалистов, уровень профессионализма которых соответствует современным требованиям. Большинство респондентов (65%) считают, что в первую очередь квалифицированных специалистов может привлечь к работе в благотворительных организациях возможность реализовать в полной мере свой творческий потенциал. Т.е. мотивы самореализации кажутся представителям благотворительного сектора наиболее адекватными их сфере деятельности. Более «приземленные» материальные стимулы (например, высокий уровень заработной платы) оказались, в представлениях руководителей благотворительных организаций, лишь вторыми по значимости привлекающими факторами (47%). Более трети участников опроса (39%) считают, что занятость в благотворительных организациях может быть привлекательна в силу того, что обеспечит сотрудникам НКО высокий общественный статус.

    Роль, которую российские НКО в целом  играют в сфере занятости, на сегодняшний день может быть оценена как довольно скромная. При этом в последние несколько лет наблюдается тенденция к снижению доли занятых в некоммерческом секторе (с 0,8% в 1999г. и начале 2000-х до 0,6% последние три года). С определенной долей уверенности можно предположить, что уменьшение доли занятых в НКО-секторе за последние годы  связано с укреплением двух других секторов – государственного и бизнес-сектора, которые в эти годы активно развивались. Судя по всему, имеются основания говорить о существовании своего рода «конкуренции за кадры» между тремя секторами, в которой третий сектор, очевидно, проигрывал.

    Исходя  из данной гипотезы можно предположить, что в ситуации нынешнего финансового  кризиса может произойти некоторое  перераспределение трудовых ресурсов в пользу НКО-сектора, как это было в период кризиса 1998 г. В известной степени третий сектор может являться направлением миграции избыточных трудовых ресурсов и таким образом участвовать в решении проблем безработицы.

    Труд  добровольцев в той или иной мере используют более 75% российских НКО. Общий уровень вовлеченности в добровольческую деятельность в некоммерческом секторе в 2008 году составлял 3,02% от численности экономически активного населения (3,2% от числа занятых в экономике). В среднем трудовые ресурсы добровольцев равны 0,43% численности экономически активного населения или 0,46% от числа занятых в экономике. Таким образом, объем ресурсов добровольческого труда, задействованного в российских некоммерческих организациях, сопоставим с объемом трудовых ресурсов оплачиваемых сотрудников НКО.

    В ходе исследования общественных организаций  ПФО были получены небезынтересные  данные о социально-демографическом портрете руководителей некоммерческих организаций. Так, среди руководителей некоммерческих организаций ПФО в равной степени присутствуют мужчины и женщины (49% и 51% - соответственно). По возрастному составу среди руководителей преобладают люди среднего и пожилого возрастов – 91%, в т.ч. от 30 до 60 лет – 71%, старше 60 лет – 20%. 84% руководителей НКО округа имеют образование не ниже высшего. В половине регионов ПФО более 90% лидеров НКО имеют высшее образование.

    ПФО лидирует по объемам производства промышленной продукции (24,3% против 20,9% в Центральном  федеральном округе) и уступает последнему лишь доли процента в производстве сельскохозяйственной продукции (24,2% и 24,3%, соответственно). Основными социальными проблемами региона остаются общероссийские: низкая социальная активность, низкий уровень жизни, наркомания, социальное сиротство.

    Развитие  округа происходит достаточно динамично, что подтверждается и подчеркнутым вниманием к общественному сектору (пожалуй, единственный случай на фоне остальных округов; подобная активность в иных формах существует в Сибирском  федеральном округе). Тем не менее, эффект этой поддержки был разным для разных регионов. К примеру, в Перми взаимодействие и до реформ шло достаточно активно, в отличие от Татарстана, где общественный сектор развивается скорее «вопреки», нежели благодаря политической системе.

    В ПФР в Мордовии наименее развит третий сектор. Это связано с тем, что это еще достаточно молодое направление для республики.  Этот сектор является недоходным, существует на частные взносы, пожертвования предприятий, фирм, организаций, на гранты, средства участников. Образующиеся средства используются исключительно в уставных целях – для помощи гражданам и содействия социальным реформам. Характерной особенностью всех НКО РМ является многонаправленность их деятельности.

    Законодательство  о некоммерческих организациях в  Мордовии начало складываться как система  в конце 1990-х годов, т.к. специфика  некоммерческого сектора обуславливает  необходимость особого подхода  к его регулированию. Во-первых, Конституцией Республики Мордовия гарантирована свобода деятельности общественных объединений и право граждан на объединение. Во-вторых, приняты отдельные нормативные правовые акты в сфере деятельности НКО, обеспечения прав и свобод граждан, развития демократии и гражданского общества в Республики Мордовия. Так, в последние годы были приняты следующие правовые акты: основополагающими в этой сфере являются федеральные законы от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных организациях» и от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Законодательство РФ предусматривает более 20-ти различных организационно-правовых форм НКО. В отличие от коммерческих организаций организационно-правовые формы некоммерческих организаций не ограничены Гражданским Кодексом РФ.

    Активно идет развитие законодательства, регулирующего взаимодействия некоммерческих организаций и государственных органов.

    В некоммерческом секторе республики наиболее широко представлены ветеранские, молодежные, женские организации  и организации инвалидов. Данные организации имеют первичные звенья в районах республики. Большинство из них получают поддержку от органов государственной власти и местного самоуправления, а также финансируются благодаря спонсорской помощи.

      Одной из крупных активно действующих  организаций Республики Мордовия является ветеранская организация. В каждом районе, городе республики действуют организации во главе с советами ветеранов, в которых более 1 тыс. первичных ветеранских организаций. Благодаря их взаимодействию с органами государственной  власти решаются экономические и социальные вопросы поддержки данной категории населения. Гражданская, патриотическая позиция ветеранов Мордовии, их жизненная мудрость являются важными факторами обеспечения стабильности и согласия в республике, ее поступательного развития. Ветераны участвуют в обсуждении важнейших вопросов, отрешения которых зависит сегодняшний день и будущее России и Мордовии, активно способствуют созидательным процессам.

    Особенно  большая работа проводится ветеранским  активом на местах. Здесь находят  конкретное воплощение приоритетные социальные проекты, в которых активно участвуют ветераны. Словом и делом ветераны вносят свой вклад в защиту социальных прав и интересов старшего поколения, инвалидов, малообеспеченных людей, в сохранение преемственности славных трудовых и ратных традиций, в духовно-нравственное, патриотическое воспитание молодежи.

    Работа  с молодежью – одна из главных  задач ветеранских организаций  Мордовии. К сожалению, тот пробел, который получился за последние 10-15 лет, и сегодня сказываются, он будет и завтра сказываться еще острее, при решении общим проблем в стране.

    Тесное  взаимодействие органов власти республики с ветеранской организацией делает их совместную работу более предметной, хорошо скоординированной, позволяет находить правильные, сбалансированные решения.

    Наиболее  активными являются следующие ветеранские  организации Мордовии: Мордовская республиканская  общественная организация ветеранов  и Мордовская организация ветеранов  войны и военный службы. Главными целями их деятельности, согласно уставов, являются: защита гражданских, социально-экономических и личных прав пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов; оказание им помощи в медицинском, бытовом и культурном обслуживании, улучшении их материального благосостояния, патриотическое воспитание молодежи и населения в целом.

    Мордовский  республиканский Союз ветеранов  Афганистана был образован в  феврале 1990 года. Это добровольная общественная организация людей, участвовавших в боевых действиях либо выполнявших иной воинский долг на территории Афганистана, а также в других странах в разные периоды нашей истории. Основная цель Союза — сплочение ветеранов, помощь самим себе и друг другу, социальная адаптация и реабилитация участников войны в Афганистане, патриотическое воспитание молодежи.

    Женские организации РМ реализуют программы  по защите репродуктивного здоровья и материнства, уделяют много  внимания  вопросам  социального  обеспечения нуждающихся женщин, ищут возможности переквалификации женщин, потерявших работу, поддерживают семьи и популяризируют семейные ценности и традиции. Союз женщин Мордовии, например, оказывает содействие повышению роли женщин в политической, экономической, культурной и социальной жизни общества, защите их прав и интересов. Целью деятельности Ассоциации мокшанских женщин «Юрхтава» является консолидация мокшанского народа путем сохранения и развития мокшанского языка и культуры, а также повышения их роли в духовной, религиозной, общественной и экономической жизни РМ. В общественную организацию «Союз эрзянских женщин» входят участники фольклорных ансамблей «Ламзурь» и «Норов-ава». Организация проводит большую работу по пропаганде песенного творчества мордовского народа, возрождению эрзянской национальной культуры, народных традиций, организует выезды в эрзянские районы республики и за ее пределы, в места компактного проживания мордовского населения, проводит выставки, дни эрзянского языка.

    Союз  женщин Мордовии, оказывают содействие повышению роли женщин в политической, экономической, культурной и социальной жизни общества, защите их прав и интересов. Периодически проводятся совместные заседания социальных комитетов Госсобрания РМ и активисток Союза.

Информация о работе Анализ развития некоммерческого сектора в Российской Федерации