Анализ расходов на конкретном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

Расходы организации определяются как уменьшение ее экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников) имущества. Расход есть отток экономических выгод именно данной организации. Поэтому суммы, взимаемые организацией от имени третьих лиц и перечисляемые в их адрес (например, косвенные налоги – НДС, акцизы, налог с продаж и т.п.), не являются расходами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Характеристика расходов предприятия и их роль в его финансовой деятельности
1.1 Понятие и сущность расходов предприятия
1.2 Классификация расходов по различным признакам
Глава 2. Анализ расходов на конкретном предприятии
2.1 Краткая характеристика ООО Владикавказского завода пластмассовых спортивных изделий «Динамо»
2.2 Основные показатели деятельности, затраты на производство продукции ООО завод «Динамо»
Глава 3. Оптимизация расходов на предприятии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Расходы предприятия 33.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Затраты на производство продукции представлены в таблице 2

 

Таблица 2

Затраты на производство продукции 2009 год

Статьи

затрат

Сумма тыс. руб.

Структура затрат, %

план

факт

(+;-)

план

факт

(+;-)

Материальные затраты:

 

Заработная плата:

Основная и дополнительная

 

 

Амортизация основных средств

 

Прочие расходы

16512

 

 

17936

 

 

8633

 

2478

17179

 

 

18075

 

 

9052

 

1487

667

 

 

139

 

 

419

 

-991

35,5

 

 

38,6

 

 

18,6

 

5,3

36,7

 

 

38,7

 

 

19,4

 

3,2

0,8

 

 

0,1

 

 

0,8

 

-2,1

Итого

46490

46747

257

100,00

100,00

0,00


 

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, руководствуясь заключенными договорами с поставщиками и покупателями продукции. Предприятие с учетом конъюнктуры спроса и предложения устанавливает цены на производимую продукцию.

Как видно из таблицы фактические затраты предприятия выше плановых на 1336 тыс. руб. или на 12,5 % (12064/10728 *100). Перерасход произошел по всем видам затрат, особенно по материальным, за исключением, прочих расходов, по которым сумма экономии составила 852 тыс. руб.

Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизации основных средств в связи с ростом цен на сырье, материалы и энергоресурсы, а доля заработной платы и единого социального налога уменьшилась.

Общая сумма затрат изменилась из-за увеличения объема и структуры выпуска продукции. Это свидетельствует о том, что в общем выпуске продукции увеличилась доля затратоёмкой продукции.

Важным показателем, характеризующим  работу предприятия, является себестоимость  продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного производства. Анализ себестоимости продукции имеет большое значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

-полная себестоимость  товарной продукции в целом и по элементам затрат;

-затраты на рубль  товарной продукции; 

-себестоимость отдельных  изделий; 

-отдельные статьи  затрат.

Основные статьи затрат:

Сырье, материалы и  полуфабрикаты возвратные отходы (вычитаются)

Вспомогательные материалы 

Покупные изделия и полуфабрикаты

Топливо технологическое 

Энергия технологическая

Заработная плата основная

Заработная плата дополнительная

Общепроизводственные  расходы 

Общехозяйственные расходы 

Производственная себестоимость

Коммерческие расходы

Полная себестоимость

Планирование прибыли

План по прибыли и  рентабельности производства составляется: в ценах и условиях плана; в  ценах и условиях, сопоставимых с  предыдущим годом; в действующих  ценах и условиях. Для полного  и всестороннего (как у поставщиков, так и у потребителей) учета влияния изменения цен, использования отчетных данных предыдущего года и обеспечения соответствия между перспективными и текущими планами расчеты себестоимости, прибыли и рентабельности первоначально выполняются в ценах и условиях предыдущего года, а для сопоставления с перспективным (пятилетним) планом необходим расчет и в ценах, принятых в пятилетнем плане. Одновременно определяется влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на издержки производства, прибыль и рентабельность. С учетом результатов этих расчетов определяются себестоимость, прибыль и рентабельность производства в ценах и условиях планового года. Размер общей (балансовой) прибыли находится как сумма прибыли (убытков) от реализации товарной продукции по прейскурантным или другим ценам, определенным условиями и договорами поставок и реализации, расчетами за готовую продукцию и услуги. Общая прибыль производственных объединений определяется путем суммирования прибыли всех входящих в его состав самостоятельных предприятий и производственных единиц.

Рентабельность производства определяется в процентах(%):

а) общая – путем  деления суммы балансовой прибыли  на среднегодовую стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборонных средств (в пределах норматива) и умножения на 100.

б) расчетная – путем  деления планируемой суммы балансовой прибыли, уменьшенной на сумму платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных платежей в бюджет и платежей по процентам за банковский кредит на среднегодовую стоимость основных производственных фондов (исходя из которых исчисляется плата за фонды) и нормируемых оборотных средств в пределах норматива и умножения на 100.

В 2009г. себестоимость продукции составила 58341 тыс.руб. Уровень себестоимости составил .

Анализ себестоимости  в динамике проводится в сопоставимых ценах (таблица 3).

 

Таблица 3

Динамика себестоимости продукции ООО «Динамо» в 2007-2009 гг.

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонения (+/-)

Темп изменения(%)

2008г. / 2007г.

2009:г. /2008г.

2008г. / 2007г.

2009г. 2008г,

Себестоимость: - сумма, тыс. руб.

52336

53129

58341

+793

+5212

101,5

109,8

- доля, %

418,6

287,7

323,3

-130,9

+35,6

68,7

112,4


 

Себестоимость продукции  в 2009 г. сократились по сравнению с 2008 г. на 5212(58341-53129) тыс.руб. или на . В предшествующем периоде абсолютный перерасход затрат составил 733(53129-52336) тыс.руб., относительный прирост . Динамика показателя имеет тенденцию, рост себестоимости в отчетном году оценивается отрицательно. Уровень себестоимости в динамике имеет определенную тенденцию. Так в 2007-2008гг. ее уровень возрастает с до , т.е. на 130,9(218,6-287,7)%. А в 2009г. компания на каждые 100 руб. выручки расходовала руб., что больше, чем в 2008г. на 35,6(323,3-287,7) и оценивается отрицательно. Относительная экономия в 2008-2009гг. составила тыс.руб. Динамика состава и структуры себестоимости продукции представлена в таблице 4.

Таблица 4

Динамика состава и  структуры себестоимости продукции  ООО «Динамо» 2007-2009гг.

Показатели

2007г

2008г.

2009г.

Отклонения (+/-)

Теми изменения(%)

2008 г./ 2007г.

2009 г./ 2008г.

2008г./ 2007 г.

2009 г./ 2008 г.

Себестоимость, тыс. руб. в том числе:

52336

70962

58341

+18626

-12621

135,6

82,2

-материальные затраты, тыс. руб.

17179

23570

14960

+6391

-8610

137,2

60,9

- доля, %

32,8

33,2

25,6

+0,4

-7,6

101,2

77,1

-затраты на оплату труда,  тыс. руб.

18075

27662

24840

+9587

-2822

153,0

89,8

- доля, %

34,5

39,0

42,6

+4,5

+3,6

113,0

109,2

-отчисления на соц. нужды,  тыс. руб.

6543

7358

6627

+815

-731

112,5

90,1

-доля, %

36,2

26,6

26,67

-1,9

+0,8

84,8

107,6

-амортизация, тыс. руб.

9052

10936

8761

+1884

-2175

120,8

80,1

- доля, %

17,3

15,4

15,0

+1,9

-0,4

89,0

97,4

-прочие затраты, тыс. руб.

1487

1436

3153

+51

+1717

96,6

219,6

- доля, %

2,8

2,0

5,4

-0,8

+3,4

71,4

270,0


 

В состав затрат предприятия  входят материальные затраты, затраты  на оплату труда, отчисления на социальные нужды, прочие расходы.

Наибольший удельный вес в структуре себестоимости продукции занимают затраты на оплату труда более 34,5% - в 2007 г. Более того их доля возросла за анализируемый период до 42,6%, т.е. на 8,1(42,6-34,5)%. Материальные затраты в 2009 г. занимают в общей сумме себестоимости продукции 32,8%.

В динамике показатель устойчиво  снижается. Так за анализируемый период доля материальных затрат снизилась на 7,2(32,8-25,6)%. Что оценивается положительно.

Доля социальных отчислений за анализируемый период колеблется, это закономерно с учетом темпа  роста затрат на оплату труда. В целом  за анализируемый период она снизилась с 12,5% до 11,4%, т.е. на 1,1(12,5-11,4)%.

Доля амортизационных  отчислений устойчиво снижается  в динамике. Она за анализируемый  период снизилась с 17,3% до 15,0%.

Доля прочих затрат имеет  обратно направленную тенденцию, она повысилась за анализируемый период с 2,8% до 5,4%.

 

Таблица 5

Расчет влияния изменения  выручки от реализации продукции  на себестоимость продукции ООО «Динамо» 2008-2009гг.

 

2008г.

Показатели 2008 г., пересчитанные на выручку 2009г.

Влияние изменения выручки на себестоимость продукции

сумма, тыс. руб.

Уровень, %

сумма, тыс. руб.

уровень,

%

сумма, тыс.

руб.

уровень,

%

Условно-переменные затраты

23807,9

129,0

23276,8

129,0

-531,1

-

Условно-постоянные затраты

13067

71,0

13067

73,0

-

+2

Себестоимость

70962

200

363438

200

-

+2

Выручка

18464

 

18044

 

-420

 

 

Анализ состава себестоимости  продукции ООО «Динамо» позволяет  выявить следующее:

- сокращение материальных  затрат за 2007-2009гг. с 17179 до 14960 тыс.руб., т.е. на 2219(17179-14960) тыс.руб. или на .

- сокращение затрат  на оплату труда с 18075 до 24840 тыс.руб., т.е. на 6765(18075-24840) тыс.руб.  или на  .

- увеличение отчислений  на социальные нужды с 6543 тыс.  руб. до 6627 тыс. руб.

- уменьшение амортизационных  отчислений с 9052 тыс. руб. до 8761 тыс. руб., т.е. на 291(9052-8761) тыс. руб. или на %.

- увеличение прочих  затрат с 1487 тыс.руб. до 3153 тыс.  руб., т.е. на 1666(3153-1487) тыс.руб. или  на  . (таблица 5).

 

 

Глава 3. Оптимизация расходов на предприятии

 

В связи с ухудшением финансово-экономического положения на предприятиях, обострившегося в связи с проявлением воздействий негативных тенденций мирового финансового кризиса, перешедшего уже в разряд экономического кризиса, многие компании начинают панически снижать свои расходы. В снижении расходов руководство компаний видит один из главных рецептов выживания в период кризиса. Поэтому в погоне за экономией начали «срезаться» без разбора даже целые статьи затрат. Решения, конечно, нужно, в таких ситуациях принимать очень быстро, практически, мгновенно. А решения, касающиеся затрат и расходов — это одни из самых легких решений, которые руководству предстоит принять, так как они касаются того, чем предприятие в реальности владеет, денежными средствами, в отличие от принятия, например, стратегических, маркетинговых, инновационных решений, принятие которых, из-за роста неопределенности, стало еще более сложными. Поэтому понятно, что проще всего «затягивать потуже пояса» и «зажимать гайки». Однако необдуманное уменьшение расходов, «затягивание ремней» может привести к негативным стратегическим последствиям и тактическим потерям. При принятии скороспешных решений по уменьшению объема затрат часто также упускаются из виду категории «хороших» или высокопродуктивных расходов, приносящих компании огромный мультипликационный экономический эффект.

Бороться нужно за снижение не всех, а только непродуктивных, неэффективных, нерациональных затрат. Нужно ставить перед собой следующие вопросы:

- Как можно интенсифицировать, увеличить отдачу и эффективность издержек, которые предприятие собирается снизить.

- Как снижение той или иной статьи расходов повлияет на предприятие через год, два, три, пять и десять лет?

- Какие риски связаны с теми или иными расходами, как снижение расходов повлияет на вероятность проявления этих рисков?

- Имеет ли объем определенной статьи затрат «критический вес», каковы возложенные на эти расходы задачи и функции?

- Какие имеются альтернативные решения? Чем можно компенсировать сокращение затрат?

Сокращение расходов на содержание запасов.

Сокращение данной статьи расходов увеличивает логистические  и производственные риски, которые в период кризиса увеличиваются и сами по себе. Этот период связан с приостановкой работы и даже закрытием многих производственных компаний. Если такие проблемы окажутся и у поставщиков предприятия, сбои могут происходить и у перевозчиков.

Информация о работе Анализ расходов на конкретном предприятии