Анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Предмет исследования - прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения прибыли.

Объектом исследования является ООО «Домино». Для достижения поставленной цели необходимо:

изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ООО «Домино»;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ООО «Домино».

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы прибыли и рентабельности 5
1.1 Прибыль и её экономическая сущность 5
1.2 Источники получения прибыли
1.3 Рентабельность и её сущность

1.4 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
7
8

10


2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Домино» за 2009 – 2010 годы 16
2.1 Краткая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ прибыли от реализации товарной продукции 17
2.3. Анализ балансовой прибыли предприятия
2.4 Анализ рентабельности предприятия
20
21


3 Мероприятия, направленные на увеличения прибыли предприятия 24

4. Пути увлечения прибыли 26

Заключение 29

Список использованных источников и литератур 31

Приложение

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     Показатели  рентабельности измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

     Основные  показатели можно объединить в следующие  группы:

    • показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
    • показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
    • показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

     Первая  группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемых в отчетности предприятия.

     Данные  показатели характеризуют прибыльность продукции. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

     Рентабельность  отдельных видов продукции зависит  от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

     В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

     Вторая  группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

     Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств. Данные показатели весьма практичны, т.к. отвечают интересам всех участников.

     Третья  группа показателей формируется  аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

     Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья” предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии.

     Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. 

     1.4 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности

     Так как прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании. Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

     На  величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

     К экстенсивным факторам относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

     К интенсивным факторам относятся  факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

     Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

     Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в  структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

     Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно - стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.

     Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

     К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:

    • показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);
    • показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда).

     Рентабельность  продукции определяется за счет изменения  цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

     Пусть К0 и К1 - рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно. Тогда по определению 

     K0= (N0-S0) : N0                                                (1)

     K1= (N1-S1) : N1                                                (2)

     K=K1-K0 ,                                                     (3)                 

где P1,P0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

        N1,N0 - реализация продукции (работ, услуг) соответственно;

        S1, S0 - себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;

        К – изменение рентабельности за анализируемый период.

     Влияние фактора изменения цены на продукцию  определяется расчетом (по методу цепных подстановок) 

     KN=(N1-S0) : N1 - (N0-S0) : N0                                        (4)                                

     Соответственно  влияние изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период 

     KS=(N1-S1) : N1 - (N1-S0) : N1                                        (5) 

     Сумма факторных отклонений даст общее  изменение рентабельности за период 

     K=KN-KS                                                            (6) 

     Таким образом, рентабельность продукции  напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.

     Рентабельность  производственных активов также  легко моделируется по факторным зависимостям 

     K П.К. =P: (F+E) = (P/TR)*(TR/ (F+E)),                               (7) 

где K П.К. - рентабельность производственных активов;

      P - чистая прибыль;

      F - стоимость основных производственных фондов;

      E - средняя сумма оборотных средств;

      TR - выручка от реализации.

     Эта формула раскрывает связь между  рентабельностью фондов KП.К , производственных активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации (P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

     Необходимо  рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности 

     P/PK= (P/TR)*(TR/TK)*(TK/PK),                                   (8) 

Где PK - собственный капитал;

      TK - совокупный капитал.

     Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала.

 

     2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Домино» за 2009-2010 годы

     2.1 Краткая характеристика  предприятия

     ООО «Домино» организовано в 2003 году и специализируется на выпуске корпусной и мягкой мебели для дома и офиса.

     Предприятие расположено в городе Кыштым по улице Республики, 107 и занимает площадь 0,5 га, где находятся:

     - здание управления;

     - материальный склад и склад  готовой продукции;

     - производственное здание с рабочим  и силовым оборудованием;

     - магазин;

     - гараж.

     Автотранспортный участок занимается внешними и внутренними перевозками грузов, а именно:

  • доставкой сырья и материалов на материальный склад предприятия и внутризаводским перемещением грузов со склада к производственным участкам;
  • доставкой готовой продукции из цеха на склад и от склада до потребителя.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики