Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 12:38, курсовая работа
Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Предмет исследования - прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения прибыли.
Объектом исследования является ООО «Домино». Для достижения поставленной цели необходимо:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ООО «Домино»;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ООО «Домино».
Введение 3
1 Теоретические основы прибыли и рентабельности 5
1.1 Прибыль и её экономическая сущность 5
1.2 Источники получения прибыли
1.3 Рентабельность и её сущность
1.4 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
7
8
10
2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Домино» за 2009 – 2010 годы 16
2.1 Краткая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ прибыли от реализации товарной продукции 17
2.3. Анализ балансовой прибыли предприятия
2.4 Анализ рентабельности предприятия
20
21
3 Мероприятия, направленные на увеличения прибыли предприятия 24
4. Пути увлечения прибыли 26
Заключение 29
Список использованных источников и литератур 31
Приложение
Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели можно объединить в следующие группы:
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемых в отчетности предприятия.
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
Рентабельность
отдельных видов продукции
В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств. Данные показатели весьма практичны, т.к. отвечают интересам всех участников.
Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
Данные
показатели дают представление о
степени возможности
Многообразие
показателей рентабельности определяет
альтернативность поиска путей ее повышения.
Каждый из исходных показателей раскладывается
в факторную систему с различной степенью
детализации, что задает границы выявления
и оценки производственных резервов.
1.4 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
Так
как прибыль – важнейший
На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивным факторам относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивным факторам относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
Перечисленные
факторы влияют на прибыль не прямо,
а через объем реализуемой
продукции и себестоимость, поэтому
для выявления конечного
Прибыль
от реализации продукции, работ, услуг
занимает наибольший удельный вес в
структуре валовой прибыли
Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно - стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.
Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
К
показателям снижения себестоимости
относятся следующие
Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).
Пусть
К0 и К1 - рентабельность продукции
базисного и отчетного периода соответственно.
Тогда по определению
K0=
(N0-S0) : N0
K1=
(N1-S1) : N1
K=K1-K0
,
где P1,P0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;
N1,N0 - реализация продукции (работ, услуг) соответственно;
S1, S0 - себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;
К – изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние
фактора изменения цены на продукцию
определяется расчетом (по методу цепных
подстановок)
KN=(N1-S0)
: N1 - (N0-S0) : N0
Соответственно
влияние изменения себестоимости даст
общее изменение рентабельности за период
KS=(N1-S1)
: N1 - (N1-S0) : N1
Сумма
факторных отклонений даст общее
изменение рентабельности за период
K=KN-KS
Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.
Рентабельность
производственных активов также
легко моделируется по факторным зависимостям
K
П.К. =P: (F+E) = (P/TR)*(TR/ (F+E)),
где K П.К. - рентабельность производственных активов;
P - чистая прибыль;
F - стоимость основных производственных фондов;
E - средняя сумма оборотных средств;
TR - выручка от реализации.
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов KП.К , производственных активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации (P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.
Необходимо
рассмотреть еще одну факторную
модель рентабельности
P/PK=
(P/TR)*(TR/TK)*(TK/PK),
Где PK - собственный капитал;
TK - совокупный капитал.
Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала.
2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Домино» за 2009-2010 годы
2.1 Краткая характеристика предприятия
ООО «Домино» организовано в 2003 году и специализируется на выпуске корпусной и мягкой мебели для дома и офиса.
Предприятие расположено в городе Кыштым по улице Республики, 107 и занимает площадь 0,5 га, где находятся:
- здание управления;
- материальный склад и склад готовой продукции;
-
производственное здание с
- магазин;
- гараж.
Автотранспортный участок занимается внешними и внутренними перевозками грузов, а именно:
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики