Альтернативная модель локального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 00:24, статья

Краткое описание

Реальное социально-экономическое развитие немыслимо без установления разумных и конструктивных отношений государства и бизнеса. Однако следует признать, что пока эти отношения далеки не то чтобы от идеала, который в принципе вряд ли достижим, но от совершенства. В поисках такого совершенства не худо было бы обратиться не только к отечественному историческому опыту, но взять все самое лучшее из мировой практики.
Среди российских чиновников весьма распространена точка зрения, что интересы частного бизнеса и государства противоречат друг другу. Многим из них это служит оправданием уверенности в своем предназначении и правоте административных методов реальной экономикой. Примеров – сколько угодно. Это задания по распределению продукции, запреты по ее экспорту и вывозу из регионов, дискриминационный порядок возврата НДС экспортерам, установление фиксированных цен на целевые поставки, введение неких идентификационных марок качества, проведение тендеров и конкурсов с заранее известными победителями – перечень можно продолжить…

Файлы: 1 файл

Альтернативная модель локального развития.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

 

Опыт Силиконовой долины (Калифорния)

В конце 80-х годов обеспокоенные лидеры бизнеса, обосновавшегося в Силиконовой долине, обратили внимание на неприятные социальные процессы, начавшиеся в городах, примыкающих к заливу Сан-Франциско. Замедлились темпы экономического развития, ухудшилась динамика занятости населения, стали ухудшаться условия жизни (относительно других регионов), наметились явные противоречия между интересами местных органов власти, бизнеса и населения (на фоне успешной реструктуризации и повышения конкурентоспособности отдельных фирм экономическая инфраструктура региона осталась без должного внимания и стала деградировать) - все это стало угрожать конкурентоспособности самих компаний. Центр изучения экономической конкурентоспособности при всемирно известном Стэнфордском исследовательском институте подготовил доклад «Экономика в опасности» в котором на основе кластерного подхода серьезно рассматривались возникшие проблемы, строились возможные сценарии будущего развития и предлагались варианты необходимых действий.

Интересно, что подготовка доклада стало первой фазой деятельности уникального объединения, получившего название «Совместное предприятие: Силиконовая долина». Оно объединило десятки корпоративных членов и сотни индивидуальных. В него вошли сенаторы и конгрессмены, лидеры ведущих корпораций (включая знаменитого Гордона Мура – основателя «Интел»), мэры городов и почетные пенсионеры.

Беспрецедентное сотрудничество ведущих социальных сил региона успешно продолжается до сих пор. Миссией этого уникального предприятия стало объединение усилий бизнеса, власти, образования и населения с целью выявления и решения местных проблем, влияющих на жизнеспособность региона и предприятий, качество жизни населения и глобальную конкурентоспособность региона.

За более чем семилетнюю историю отработаны уникальные механизмы сетевого взаимодействия и решения самых актуальных проблем: экономического процветания региона, разрешительных процедур для строительства, подготовки рабочей силы для нового тысячелетия, налогообложения, здравоохранения и здорового образа жизни, образования в XXI веке. Во всех инициативах активнейшее участие принимают не только предприниматели но и население. На сходах граждан и путем заочных опросов обсуждаются перспективы развития бизнеса и новых отраслей.

«Совместное предприятие: Силиконовая долина» является некоммерческой организацией. Его деятельность финансируется корпорациями, местными правительствами, профессиональными ассоциациями, профсоюзами, различными фондами, частными лицами. В сферу его деятельности так или иначе вовлечены более двух миллионов человек.

 

Концепция локальных экономических структур (кластеров).

Концепция  кластеров представляет собой новый способ видения региональной и местной экономики, а также указывает на новую роль компаний, органов власти в деле повышения конкурентоспособности.

Именно кластеры, а не отрасли (или ФПГ) – локомотивы (механизмы развития) современной экономики на локальном уровне.

Кластер – это группа (система) географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере (отрасли) и характеризующейся общностью деятельности и взаимодополняющими друг друга так, что результат оказывается в целом больше простой суммы составных частей.

Кластеры включают в себя, как правило, компании готового продукта, сервисные компании, поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, финансовые институты, компании сопутствующих отраслей, производителей и потребителей побочных продуктов, провайдеров инфраструктуры, правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление и обработку информации, проведение исследований, а также агентства, устанавливающие стандарты. Самые важные и устойчивые конкурентные преимущества в современной глобальной экономике часто произрастают из особенностей и местоположения кластера, поэтому понимание состояния кластеров в соответствующем регионе обеспечивает видение потенциала социально-экономического развития региона.

Экономику, особенно региональную, следует рассматривать через призму кластеров, а не через более традиционное группирование компаний, отраслей или секторов хозяйства в производстве или обслуживании. Кластеры лучше, чем отрасли, охватывают важные связи, взаимодействие и взаимодополняемость между отраслями, распространение технологии, навыков, информации, маркетинг и осознание требований заказчиков по фирмам и отраслям. Такие связи оказываются основополагающими в конкурентной борьбе, определяющими конкурентные преимущества, направления и места организации нового бизнеса и внедрения инноваций. Рассмотрение группы компаний и организаций  как кластера позволяет выявить благоприятные возможности для координации действий и взаимного улучшения в областях общих интересов без угрозы конкуренции или ограничения интенсивности соперничества. Кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с правительством, а также другими институтами (образование, наука, стандарты и т.п.). рассмотрение ситуации с традиционной точки зрения отраслей и отдельных предприятий часто приводит к лоббированию интересов по вопросам выделения субсидий и ослаблению налогового давления на участвующие в этих процессах компании. Получаемые в результате государственные инвестиции или иные выгоды часто перетекают в другие отрасли и просто деформируют рынок, не приводя к запланированному результату.

 

Кластеры и конкуренция.

Значительная часть потенциала предприятия для достижения конкурентных преимуществ лежит вне его и даже вне отрасли. Присутствие хорошо развитого кластера дает дополнительные эффекты в производительности и в способности для инноваций, которые сложно получать предприятиям, расположенным в других местах.

Первая реакция менеджеров по отношению к концепции кластеров состоит в настороженном отношении к ним из-за нежелательной конкуренции и повышения издержек на рабочую силу и факторы производства. Менеджеры беспокоятся по поводу возможной потери работников, которые перейдут к конкурентам, или в отделения фирм материнских компаний. Однако по мере возрастания понимания концепции менеджеры осознают, что многие участники кластера не конкурируют непосредственно. Несмотря на то, что компания может столкнуться с необходимостью конкурентной борьбы за работников и другие факторы производства, присутствие кластера расширяет возможности их получения. Общий доступ к специализированным навыкам, услугам, технологиям и информации в кластере обычно возрастает. Любое усиление конкуренции сопровождается преимуществами кластера в производительности, гибкости и инновациях.

 

Развитие и изменения.

Социально-экономическое развитие означает прежде всего изменения. Чем глубже и масштабнее программа развития, тем больше и масштаб вызываемых ею изменений. В то же время изменения, когда они происходят или даже когда просто говорят о них, пугают людей. Поэтому сопротивление изменениям – почти всеобщая закономерность.

Эта закономерность стала одной из главных причин торможения процесса реформирования российской экономики. Способ проведения реформ «сверху» не мог не привести к раздвоению процесса. С одной стороны происходило изменение «правил игры», нацеленное на формирование принципиально новой социальной среды, адекватной постиндустриальной эпохе. С другой стороны были необходимы реальные изменения в поведении основной массы людей. Именно тут произошел сбой. Реформаторам удалось сравнительно быстро изменить «правила игры», но вот большинство населения оказалось неспособно (да и не могло) быстро адаптироваться к новой социальной среде.

В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о соотношении старого мировоззрения и новых реалий, старого образа мыслей и определяемого ими образа действий в новых социальных условиях. Разрешение этих противоречий является главным и решающим условием преодоления естественного сопротивления людей переменам и реального перехода от старой административно управляемой общественной системы к новому демократическому обществу, основанному на рыночных отношениях и развитом самоуправлении – сообществу свободных и преуспевающих граждан России.

Переход к новому мировосприятию – процесс длительный и многогранный. Но он может продлиться до бесконечности без концептуального переосмысления места и роли человека в рождающейся системе общественных отношений. Русский экономист и философ С.Н. Булгаков писал в «Философии хозяйства»: «Надо усомниться в том, в чем не принято и неприлично сомневаться, надо взглянуть наивными глазами чужестранца или дикаря, для которого крахмальные воротники и белые манжеты кажутся странными и который спрашивает об их действительном назначении».

Во времена глубоких социальных перемен наибольшую опасность представляют не сами перемены, а вчерашняя, привычная, традиционная логика поведения людей.

 

 

 


 



Информация о работе Альтернативная модель локального развития