Альтернативная модель локального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 00:24, статья

Краткое описание

Реальное социально-экономическое развитие немыслимо без установления разумных и конструктивных отношений государства и бизнеса. Однако следует признать, что пока эти отношения далеки не то чтобы от идеала, который в принципе вряд ли достижим, но от совершенства. В поисках такого совершенства не худо было бы обратиться не только к отечественному историческому опыту, но взять все самое лучшее из мировой практики.
Среди российских чиновников весьма распространена точка зрения, что интересы частного бизнеса и государства противоречат друг другу. Многим из них это служит оправданием уверенности в своем предназначении и правоте административных методов реальной экономикой. Примеров – сколько угодно. Это задания по распределению продукции, запреты по ее экспорту и вывозу из регионов, дискриминационный порядок возврата НДС экспортерам, установление фиксированных цен на целевые поставки, введение неких идентификационных марок качества, проведение тендеров и конкурсов с заранее известными победителями – перечень можно продолжить…

Файлы: 1 файл

Альтернативная модель локального развития.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Ю.А. Евченко

Альтернативная модель локального развития

 

Вместо эпиграфа:

 

«Твой овес поспел сегодня, мой созреет завтра; для нас обоих выгодно, чтобы я работал с тобой сегодня и чтобы ты помог мне завтра. Но я не питаю симпатий к тебе и знаю, что и ты мало расположен ко мне. Поэтому ради тебя я не буду предпринимать лишних усилий, а если бы я стал выполнять твою работу ради себя самого в ожидании ответной помощи, то знаю, что меня постигло бы разочарование и я бы тщетно рассчитывал на твою благодарность. Итак, я оставляю тебя работать в одиночку, ты мне отвечаешь тем же. Погода меняется, и мы оба теряем урожай из-за отсутствия взаимного доверия и невозможности положиться друг на друга».

Д. Юм  «Трактат о человеческой природе»:

 

Реальное социально-экономическое развитие немыслимо без установления разумных и конструктивных отношений государства и бизнеса. Однако следует признать, что пока эти отношения далеки не то чтобы от идеала, который в принципе вряд ли достижим, но от совершенства. В поисках такого совершенства не худо было бы обратиться не только к отечественному историческому опыту, но взять все самое лучшее из мировой практики.

Среди российских чиновников весьма распространена точка зрения, что интересы частного бизнеса и государства противоречат друг другу. Многим из них это служит оправданием уверенности в своем предназначении и правоте административных методов реальной экономикой. Примеров – сколько угодно. Это задания по распределению продукции, запреты по ее экспорту и вывозу из регионов, дискриминационный порядок возврата НДС экспортерам, установление фиксированных цен на целевые поставки, введение неких идентификационных марок качества, проведение тендеров и конкурсов с заранее известными победителями – перечень можно продолжить…

Административные ограничения и неуклюжие попытки регулирования вместо стимулирования роста и развития – это формула гибели российского предпринимательства. В то же время в цивилизованных странах именно предпринимательство и, прежде всего среднее и малое, являются движущей силой экономического роста. Опыт и реальные достижения многих регионов Европы, Америки, Азии убедительно свидетельствуют о том, что настоящий механизм социально-экономического развития смещается в регионы. Именно регионы, а не государства, станут локомотивами экономического прогресса в XXI веке.

Предлагаемая альтернативная модель развития, основана на идее самопомощи, опоры на собственные силы, на новых достижениях современной западной теории региональной экономики, локального (местного) эндогенного развития, теории конкуренции, структурированному подходу к локальным экономическим системам, органичной и существенной роли малого бизнеса и предпринимательства, понимании многомерности местного сообщества как единства территории, общественных связей, истории и культуры, традиций и человеческого, личностного потенциала.

Взаимодействие между субъектами местного хозяйства принимает форму непосредственно-личностного контакта. Поэтому современная модель локального развития придает огромное значение сетям социальных взаимодействий, учету интересов всех заинтересованных сторон.

Для процесса локального устойчивого развития фактор предпринимательства является стратегическим, более того, он – незаменимый!

Национальные экономические интересы, мотивы поведения крупных фирм и корпораций не всегда совпадают с потребностями и интересами местных сообществ. Приоритет национальных интересов или интересов крупных корпораций может привести даже к деградации регионов (такие примеры есть и в российской истории). Приоритет интересов местных сообществ более органичен и естественен, если он опирается на имеющиеся человеческие, природные, социальные и институциональные ресурсы для создания самостоятельной сбалансированной экономической системы, ориентированной на решение местных проблем. В современных условиях, когда мир постепенно, но неотвратимо вступает в постиндустриальную эпоху, на фоне глобализации и ужесточения конкуренции центр социально-экономического развития также постепенно, но неотвратимо смещается в сторону регионального, локального уровня. Важно правильно построить модель региональных конкурентных преимуществ, которые позволят учесть интересы и потребности местного сообщества и тенденции глобального экономического, социального и технологического развития.

В новой модели роль местных органов власти существенно отличается от той, которую они играли в индустриальную эпоху, выполняя роль проводников политики центра.

Механизм взаимодействия местной власти с населением и предприятиями оказался разрушенным в результате начавшихся реформ. В результате органы власти лишились возможности использовать финансово-экономический потенциал хозяйствующих субъектов в целях развития территорий так, как они это делали раньше.

Новые функции местных органов власти еще только предстоит освоить, более того пока еще предстоит выстраивать даже саму концепцию их роли и места в новой социально-экономической системе координат. На сегодняшний день ясно только то, что в новых условиях это будет гораздо более равноправное взаимодействие власти бизнеса и населения. Вполне вероятно, что в разных регионах, с учетом конкретных особенностей модели взаимодействия будут различными.

Почему только сейчас?

Новые подходы к локальному экономическому развитию основаны на усилении роли социальных взаимодействий и организации социальных связей и исторически обусловлены. Если в индустриальную эпоху, когда поддерживающая инфраструктура была неразвита, характерной была вертикальная интеграция предприятий, стремление все делать самим (охватить все единой технологической цепочкой, единой системой контроля и подчинить единому собственнику) поскольку реальная надежда на то, что кто-то обеспечит необходимыми предприятию услугами и компонентами не было. В ряде случаев подобный подход справедлив и сегодня. Тем не менее, уже во многих видах деятельности и во многих отраслях производства и сферы услуг стало возможным и даже необходимым реально опираться на существующую локальную инфраструктуру. Оказывается удобнее и дешевле воспользоваться профессиональными услугами, реализовать эффективное деловое сотрудничество, чем контролировать и нести ответственность за всю цепочку производства конечного продукта. На первое место в модели организации бизнеса стало выходить партнерство и сотрудничество, формирование гибких, но надежных сетей взаимодействия с поставщиками, клиентами, партнерами.

По мере специализации компаний, опоре на конкретные конкурентные преимущества, они все более вынуждены опираться на инфраструктуру и систему взаимоотношений в местном сообществе. Таким образом, ближайшее окружение (как экономическое, так и социальное) предприятия стало постепенно увеличивать свое влияние на его успешность, уровень производительности и конкурентоспособности.

Старые и новые подходы к региональному развитию.

Традиционная подход к развитию региона (в 50-е – 60-е годы получивший наименование «фордизм» исходил из того, что оно является простым следствием размещение крупного производства. В свою очередь, при размещении производства исходили из минимизации стоимости основных факторов производства (земли, труда, капитала). Такой подход успешно работал в период индустриального, массового товарного производства и во многом объясняет, в частности, процесс перемещения производства в страны и регионы с дешевой рабочей силой в 50-е – 70-е годы. Но он перестает работать в современных условиях, когда появляются новые факторы (информация) и изменяются традиционные. Он уже не может объяснить того, как и почему растут высокотехнологичные агломерации в развитых странах типа Силиконовой Долины и многие транснациональных корпорации вновь возвращают свое производство в развитые страны.

Новый подход, появившийся в последние десятилетия в развитых странах стал своеобразным осознанием изменений, происшедших в мировой экономике и в становлении новой постиндустриальной модели общества и экономики.

В этой модели по-новому понимается роль региона, местного хозяйства, локальной территории, куда и перемещается центр глобального экономического развития.

Главная движущая сила этого процесса – непрерывное повышение производительности. Уровень, достигнутый в современной экономике на фоне невероятно жесткой конкуренции и глобализации рынков настолько высок, что это приводит к необратимым изменениям в экономической системе. Современные продукты, работы и услуги как правило сложны. Непрерывное усложнение их сопровождается усилением взаимозависимости от сетей поставщиков, наличия необходимого сервиса и организаций поддержки. К затратам на производство продукта это добавляет т.н. «трансакционные» издержки (на всевозможные «взаимодействия»). Стремление к их минимизации стимулирует процесс «кластеризации» - концентрации взаимодополняющих друг друга предприятий и фирм в удобном (благоприятном) для данного типа бизнеса месте. Таким образом, часть потенциала предприятия оказывается сосредоточенной в окружении взаимодополняющих компаний и внешней социальной среде – в структуре, которую назвали «кластером».

Для производства современных высококачественных товаров и услуг с адекватным глобальной конкуренции уровнем производительности необходимы высокая квалификация, глубокая мотивация, специальный опыт и навыки, доступ к самым современным технологиям и, иногда, влияние на формирование локальной и национальной экономической политики. Эти требования возможно реализовать только в структурированной (кластерной) модели организации и функционирования локальной экономики.

Успешные регионы поддерживают постоянное и конструктивное взаимодействие с существующими и развивающимися кластерами. Понимая, что источником развития экономики региона являются успешные кластеры, они помогают их динамичному развитию, а не пытаются им управлять.

Успешные регионы осознали, что основу «черного ящика» локальной экономической системы составляют динамичные кластеры. Деловое сообщество региона не может не рассматриваться ни как однородная предпринимательская среда, ни как сотни и тысячи индивидуальных независимых фирм. В реальной жизни все равно происходит «самоструктуризация» на основе отраслевой логики и личных взаимоотношений. Выделение кластеров, правильное определение их перспективы в современной глобальной экономике, и опора на наиболее перспективные и динамичные – это не просто «академический инструмент», помогающий лучше понять региональную экономику и строить экономическую и социальную политику. Настоящая мощь концепции кластера в том, что она дает еще и реальный организационный механизм взаимодействия всех сил, заинтересованных в устойчивом социально-экономическом развитии региона и способных его обеспечить, выработав необходимые для этого совместные действия. Следует заметить, что это не происходит автоматически. В тех случаях, когда производственные (отраслевые) кластеры не включены (или включены неполно или неправильно) в сети социальных взаимодействий (группы влияния) на локальном уровне, возможна ситуация, когда властные структуры вырабатывают и поддерживают программы и политику слабо связанную с реальными потребностями местной (региональной) экономической системы.

Организовать продуктивное взаимодействие развивающихся кластеров и местного сообщества можно поощряя целенаправленное становление сетевых процессов и взаимного учета интересов различных социальных групп.

Две социальные силы являются ведущими в этом процессе – «гражданские предприниматели» и «коллаборативные организации»

Любое социальное сообщество на локальном уровне структурируется в определенные группы (группы влияния). Такие группы формируются в определенной среде с географическими, политическими и социальными границами и достаточно развитым общением друг с другом. Общение может быть не обязательно активным, но должно быть явным. Люди, составляющие эти группы, взаимодействуют для достижения совместных целей. Для того, чтобы различные группы наладили между собой взаимовыгодны конструктивные связи, лидерам этих групп зачастую приходится идти на нестандартные шаги, проявлять терпимость, мудрость и предприимчивость, становиться «гражданскими предпринимателями» - то есть открывать новые возможности, вдохновлять на совместную работу своих последователей. Подобных лидеров всегда можно обнаружить в успешно развивающихся регионах. Без них невозможен социально-экономический прогресс.

Новые социальные сети создаются «гражданскими предпринимателями» понимающими ценность взаимодействия экономических и социальных структур. Социально-сетевое взаимодействие органично именно на локальном уровне, где происходит согласование личных мотивов и интересов с экономическими приоритетами и потребностями. Именно поэтому региональная экономика становится центральным звеном социально-экономического прогресса в планетарном масштабе в условиях постиндустриального общества. Это так же естественно и имеет подобные предпосылки, что и постепенное делегирование полномочий и перемещение уровня принятия решений и ответственности вниз по мере развития организаций. Роль государства становится постепенно (по мере становления соответствующей структуры экономики) вспомогательной – поддерживать и поощрять самостоятельное устойчивое и сбалансированное развитие локальных экономических систем.

«Коллаборативные организации» призваны поддержать и обеспечить усилия «гражданских предпринимателей». Они помогают  вовлечь в динамичный процесс развития более широкие массы людей, тех, кто пока не в состоянии взять на себя роль гражданского предпринимателя, но готов принять участие в общей работе. Они являются своеобразным мостиком между гражданским обществом и экономическими организациями, платформой, на которой могут реализовывать свой потенциал «гражданские предприниматели». Через «коллаборативные организации» каждый может проявить свою индивидуальность, внести реальный личный вклад в социально-экономический прогресс на локальном уровне.

 

Опыт Южной Европы.

В  70-е – 80-е годы в ряде стран Южной Европы (Италия, Испания, Франция, Греция) на практике стала успешно применяться территориальная диффузия процесса индустриализации. Только в конце 80-х исследователи, обобщив эмпирические данные, построили теорию этого альтернативного подхода к локальному экономическому развитию.

Что оказалось важным для успешного локального развития?

  • наличие критической массы (достаточного количества) предпринимателей, склонных к инновациям (технологическим, социальным, организационным, управленческим…)
  • наличие определенной социальной структуры, системы ценностей в местном сообществе, приветствующих изменения, риск…
  • наличие механизмов, традиций саморегулирования (социальная среда, культурная среда, сети взаимосвязей)
  • наличие определенной экономической инфраструктуры, являющейся базой для развития традиционных (или нетрадиционных) отраслей
  • наличие системы быстрого и эффективного информационного обмена между экономическими субъектами на местном уровне
  • уровень квалификации, уровень разделения труда = производительность труда.

Информация о работе Альтернативная модель локального развития