Алмазная промышленность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:42, реферат

Краткое описание

Актуальность, цели и задачи настоящего курсового исследования будут обусловлены следующими положениями. По разведанным запасам алмазов Россия занимает первое место в мире. Богаты алмазами также Ботсвана, Заир, ЮАР, Австралия. На остальные 19 стран, по которым имеются сведения об их алмазоносности, приходится немногим более 15% учтенных запасов алмазов.

Файлы: 1 файл

АЛМАЗНАЯ ПОМЫШЛЕННОСТЬ В РОССИИ.docx

— 49.22 Кб (Скачать)

Система мер в  рамках этой задачи должна исходить из:

чрезвычайной дороговизны  алмазов и продуктов их обработки, а значит, и из возможностей увеличения доходов от их экспорта страной, имеющей  алмазы (а не посредников!), а также  увеличения резерва государства;

четко выраженной тенденции  роста цен на мировом алмазобриллиантовом рынке вследствие его монополизации. Если индекс цен на алмазы в 1955 г. принять за 1, то:

в 1965 г. — 1,22;

в 1985 г. — 6,97;

в 1994 г. — 12,37.

К сожалению, нет  информации, которая позволяля бы определить соотношение цен продаж алмазов Россией и цен продаж их конечному потребителю.

Разумеется, будут  большие сложности выхода из-под  диктата "Де Бирс". Механизм реализации ее монополизма довольно жесткий. ТНК пропускает через себя около 85% ежегодной добычи алмазов под контролем ЦСО. ТНК контролирует около 50% мировой добычи алмазов.  

Например, под контролем  Де Бирс объем добычи на южноафриканских шахтах достиг в 1998 г. 9,39 млн, карат — 94% всей алмазодобычи в Южной Африке. После изгнания Мобуту в Заире в столице алмазов Мбуджи-Майи обосновались представительства «Де Бирс», которая имеет 20% акций бельгийской комапании «Sibeka», которая в свою очередь имеет 20% акций алмазной шахты «Miba» в Конго. Все крупные поставщики алмазного сырья имеют с ЦСО соглашения.

Будучи иерархической  структурой, ТНК в центре всех операций поставила ЦСО, осуществляющего связь с продуцентами при конфиденциальности сделок. Самое существенное — ЦСО имеет огромнейшие и постоянно растущие запасы алмазов, выполняющие роль гаранта при поддержании нужного уровня цен. Стоимость запасов составляла (в млн. долл.):

Табл.1. 

1960 г. — 49,1;  

1965 г. — 48,3;  

1970 г. — 357,6;  

1975 г. — 350,1;

1980 г. — 935,0;  

1985 г. — 1898,0;  

1990 г. — 2684,0;  

1994 г. — 4380,0.

Напомним в этой связи, что сокращение резерва в  России — признак отсутствия стратегического  мышления на этом рынке.

И все же монополизм "Де Бирс" не вечен. В том, что такая возможность реальна, убеждает факт разрыва между австралийской фирмой "Аргайл Даймонд Майнз" и "Де Бирс". Австралийцы возмутились тем, что, будучи монополистами по добыче алмазов (40% мировой добычи), они вынуждены были 78% экспорта алмазов "пропускать" через "Де Бирс" на ее условиях. Такую же тактику ведет "Де Бирс" и по отношению к России. Каким ударом для «Де Бирс» стало непродление действия контракта со стороны «Аргайла» — в обороте алмазов «Де Бирс» — это 6% , в том числе ювелирные камни — 5 % (доля России — 26%).  

Все дороже обходится  лидерство, поскольку сложнейшие механизмы  посредничества слишком удорожают  дань потребителей и усиливают готовность потенциальных конкурентов избавиться от такой дани ТНК. Доходы только от операций с российскими алмазами приносят "Де Бирс" не менее 350—300 млн. долл. в год.

Выход России из-под  контроля "Де Бирс" затруднен и лоббированием ее интересов в высших структурах управления. С намеком на это сообщалось об использовании на рекламу 170 млн. долл. — без явных признаков проведения таковой в России. Комментарии к этому факту излишни.

Заметны признаки ослабления влияния "Де Бирс", а именно:

Cокращается выручка от экспорта алмазов через ТНК. В 1994 г. из 2,7 млрд. долл., полученных Россией от продажи алмазов, только 1,1 млрд. долл. были получены от продажи сырья через "Де Бирс" (40,6%).

В связи с истечением срока действия договора 1990 г. при  заключении нового были определены ограничения  и приоритеты, которых раньше не было. В частности, в Меморандуме  российского алмазобриллиантового комплекса и ТНК "Де Бирс" декларировано совместное признание сторонами комплекса приоритета российской гранильной промышленности в использовании сырья, наиболее пригодного для огранки и добываемого компанией "Алмазы России — Саха". Закреплено также право России перерабатывать на своей территории такое количество алмазов и такого качества, какие будут сочтены целесообразным. Тем не менее "Де Бирс" отстояла право покупки до 80—85% годового объема добытых в России алмазов, оставляя для гранильной промышленности порядка 15—20% сырья (включая давальческую огранку в ближнем зарубежье) и гарантируя России загрузку мощностей гранильных заводов не более чем на 20%, навязав нам условие запрета экспорта полуфабрикатов бриллиантового производства...

Реалии таковы: объем  переработки алмазов под российским контролем (в том числе через  СП) составляет 850—950 млн. долл. в год, а чисто российская доля составляет 63—65% этой величины.

Изменен уровень  отношений партнеров: если раньше с  ТНК "Де Бирс" партнером был СССР, то теперь — компания "Алмазы России — Саха" — коммерческая организация. Объем реализаци и этой компании в 1997 г. составлял 1,484 млрд. долл., из них в адрес "Де Бирс" — около 650 млн. долл. Это обстоятельство нельзя непосредственно оценивать как явление прогрессивное — монополия государства в условиях России скорее преимущество, чем изъян. К тому же постановление Правительства РФ (1994 г.) предписывало продажу алмазов только через "Алмазювелирэкспорт".

По вопросу о  перспективе развития якутской алмазной компании в ее нынешнем качестве высказываются  разные суждения. Одни считают, что  частную компанию не волнуют и  не могут волновать интересы государства  и поступления от продажи алмазов  в бюджет.

Более того, говорят, что частная компания заинтересована в росте издержек и в искусственном  снижении рентабельности

. Это подтверждают  фактами — в самое трудное  время, в 1991—1992 г., рентабельность  добычи алмазов составляла 70%, а  рентабельность продаж — 74%. Бюджет  получал сумму, эквивалентную  миллиарду долл. С созданием по  указу Президента РФ от 19 февраля  1992 г. акционерной компании «Алмазы  России — Саха» — (АРС) под  контролем федеральных властей  оказалось лишь 32% акций в добыче  алмазов. Соответственно объем добычи алмазов на сумму 1,27 млрд. долл. в год и все доходы от их реализации лишь на треть подконтрольны федеральному государству. Значительная доля акций принадлежит якутскому правительству. У зарубежных инвесторов акций нет. Информация о контроле над производством двух правительств — федерального и республиканского — позволяет с некоторым скептицизмом судить о «частной» природе компании. Более того, в ее деятельности явно прослеживается доминирующая роль якутского правительства, что в условиях бюджетной неразберихи очень важно для реализации интересов региона:

поддержка производства;

осуществление инвестиций;

открыты новые месторождения  алмазов — трубки Ботуобинская и Нюрбинская;

значительно увеличены  расходы на НИР, (с 1993 по 1995 г. в 8 раз  — с 5,4 млрд. руб. до 40,5 млрд. руб.);

увеличены капитальные  вложения (с 133,5 до 1053 млрд. руб.);

сдан в эксплуатацию крупнейший горнообогатительный комбинат на трубке «Юбилейная»;

реконструированы  старые карьеры.

Обьем добычи алмазов планировалось увеличить с 1268 млн долл. США (1996 г.) до 1705 долл. (2000 г). Компания расширяет международное сотрудничество, выразив готовность к поиску алмазных месторождений в Бразилии и в Африке, участвуя в освоении кемберлитовой трубки «Катока» в Анголе.

Компания ведет  себя как современный конкурент  на мировом рынке, создает свою энергетическую базу. Получается, что корпоративность  структуры компании никак не связана  со снижением рентабельности — в  основе этого инвестиционный процесс, эффект которого реализуется с временным  лагом. Понимая это, противники монополии  в федеральном Центре выдвигают  чисто фискальные соображения. Велик  соблазн заставить якутян «ковыряться» в кемберлитовой трубке, а на федеральных паркетах распоряжаться результатами труда. Компания стимулирует госзаказы отечественным машиностроителям и для осуществления ангольского проекта. Это не в русле интересов погрязших в коррупции федеральных чиновников, готовых «завязывать» партнерство с иностранным капиталом в расчете на его щедроты. Вопрос функционирования монополизированной структуры, оказывается, не так прост;

проведена структуризация рынка алмазов (сырые алмазы, пригодные  для огранки; бриллианты российского  производства; полуфабрикаты; сырье, вывозимое  за таможенную границу России для  совместной деятельности).

4. СП и алмазы  России.

К сожалению, на всех уровнях управления алмазобриллиантовым комплексом еще не осознана необходимость определения новой стратегии в развитии этого комплекса на основе подчинения национальным интересам. Даже в официальных документах отмечается, что "самый валютный товар — алмазы — не относится к стратегическим запасам. Список стратегически важных товаров определяет ся перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства... В указанном перечне содержатся различные виды продукции — от этилового спирта до деревянных шпал. В то же время отсутствуют драгоценные камни и металлы". Отсюда — возможность безнаказанного и бесконтрольного вывоза драгметаллов и алмазов.

И эта возможность  реализуется. Приведем несколько фактов из периодической печати и документально  подтвержденных:

"в 1992 г. из  Госфонда было передано НИИ "Гиналмаззолото" Роскомдрагмета более 97 кг — 488 тыс. карат алмазов, которые были проданы товариществу с ограниченной ответственностью "Риддер" всего лишь за 271 млн. руб. Позднее эти алмазы неоднократно перепродавались и росли в цене — до 30 долл. за карат";

через сомнительную американскую компанию «АДА» была вывезена большая партия алмазов на 88 млн. долл. Впервые в истории Гохрана  изъятие алмазов было проведено  в выходной день;

в апреле 1998 г. было принято  решение о переброске за океан  ювелирных изделий на сумму 84,6 млн. долл.;

по поводу доступа  к алмазам криминальных структур в одном официальном документе  констатируется: "Постановлением Правительства  РФ " № 1157 от 25 ноября 1995 г. предусматривается  разрешить физическим лицам проведение сделок с драгоценными камнями (п.1), допускается реализация драгоценных  камней как юридическим, так и  физическим лицам (п.5). Это будет  способствовать "отмыванию" добытых  преступным путем средств, повлечет активизацию нелегального вывоза за рубеж национального достояния  России". И вывоз этот сегодня изменил свою географию — с 1992 по август 1999 г. в оффшорные зоны вывоз вырос с 0,4 до 45% и одновременно упал: в Бельгию — с 65 до 40%, в США и Канаду с 9 до 6%, в Японию и Гонконг — с 6 до 4%. Устремленность экспорта бриллиантов на Кипр, в Ирландию, на Нормандские острова при сокращении экспорта в Антверпен — традиционно основной пункт сбыта бриллиантов из России — свидетельство изменения ситуации в стране. Одни видят суть изменений в высоких налогах и в произволе чиновников, а другие — в изменении соотношения сил продуцентов алмазов и бриллиантов. Сильнее оказались последние.

В результате утраты монополии государства в алмазобриллиантовом комплексе России число предприятий всех форм собственности в отрасли возросло с 10 до 125, и лишь 40 из них имеют соответствующие производственные мощности. Интенсивно идет процесс их создания: в Москве — это вторая очередь "Руиз Даймондс", "Империал Трейдинг", "Орнамент Трейдинг", "РИН Даймонд" и другие, в Смоленске " четыре СП с участием государственного предприятия "Кристалл", в Якутии — пять мелких фабрик компании "Туймаада Даймонд". С 1992 по 1998 г. число ограночных предприятий возросло с 3 до 119, причем все они — с участием иностранного капитала. Таким предприятиям в 1998 г. было продано алмазов в 6 раз больше, а в 1997 г. — в 4 раза больше, чем государственным предприятиям. Резко возрос экспорт необработанных алмазов. В 1998 г. в Израиль было продано необработанных алмазов на 686 млн. долл. Российско-израильские СП получили разрешение направлять за границу сырые алмазы на первичную обработку, с тем чтобы завершающие операции производить в России. Но эта схема и была создана для того, чтобы СП получили возможность реэкспорта алмазов. По данным Счетной палаты, в 1997 и 1998 гг. российским предприятиям и СП было выделено алмазов на 1,4 млрд. долл., что почти в 3 раза превосходило мощности этих предприятий (на 500 млн. долл.).Остальное вывезено за рубеж. В 1997—1998 гг. из России было вывезено алмазов соответственно в 2,5 и в 1,9 раза больше, чем было предусмотрено меморандумом с «Де Бирс». Примерно треть алмазов хранится в России и две трети вывозится за границу. Но официально через таможенную службу в 1997 г. прошло алмазов только на 672 млн. долл., а в 1998 г. — на 423 млн.долл. Получается, что остальное вывезено нелегальным путем. По некоторым оценкам, за короткое время из России была вывезена самая ценная часть алмазных запасов. По данным Счетной палаты, в последние четыре года алмазы в Госфонд вообще не закупаются.

Наступление на госсектор  в огранке алмазов продолжается. Одновременно идет интенсивный отток  кадров в коммерческие фирмы, гарантирующие  оплату труда до 1000 долл. в месяц  — в рублевом эквиваленте в 3—5 раз выше, чем на государственных  предприятиях. Рост зарплаты делает еще  более невыгодной огранку небольших  алмазов (до 0,2 карата), которые раньше составляли до 3/4 производства и экспорта бриллиантов.  
 

5. Алмазы и национальные  интересы РФ.

Таковы пока что  реалии алмазобриллиантового рынка России. Для его цивилизованного превращения в монополизированный и подчиненный национальным интересам сектор мирового рынка целесообразно создать функционально жизнеспособную структуру типа промышленно-финансовой группы (ПФГ). В ее рамках могла бы быть и специализированная биржа, и научно-исследовательские институты, и весь технологический комплекс.

Информация о работе Алмазная промышленность в России