Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:42, реферат
Актуальность, цели и задачи настоящего курсового исследования будут обусловлены следующими положениями. По разведанным запасам алмазов Россия занимает первое место в мире. Богаты алмазами также Ботсвана, Заир, ЮАР, Австралия. На остальные 19 стран, по которым имеются сведения об их алмазоносности, приходится немногим более 15% учтенных запасов алмазов.
Система мер в рамках этой задачи должна исходить из:
чрезвычайной дороговизны алмазов и продуктов их обработки, а значит, и из возможностей увеличения доходов от их экспорта страной, имеющей алмазы (а не посредников!), а также увеличения резерва государства;
четко выраженной тенденции роста цен на мировом алмазобриллиантовом рынке вследствие его монополизации. Если индекс цен на алмазы в 1955 г. принять за 1, то:
в 1965 г. — 1,22;
в 1985 г. — 6,97;
в 1994 г. — 12,37.
К сожалению, нет информации, которая позволяля бы определить соотношение цен продаж алмазов Россией и цен продаж их конечному потребителю.
Разумеется, будут
большие сложности выхода из-под
диктата "Де Бирс". Механизм реализации
ее монополизма довольно жесткий. ТНК
пропускает через себя около 85% ежегодной
добычи алмазов под контролем ЦСО. ТНК
контролирует около 50% мировой добычи
алмазов.
Например, под контролем Де Бирс объем добычи на южноафриканских шахтах достиг в 1998 г. 9,39 млн, карат — 94% всей алмазодобычи в Южной Африке. После изгнания Мобуту в Заире в столице алмазов Мбуджи-Майи обосновались представительства «Де Бирс», которая имеет 20% акций бельгийской комапании «Sibeka», которая в свою очередь имеет 20% акций алмазной шахты «Miba» в Конго. Все крупные поставщики алмазного сырья имеют с ЦСО соглашения.
Будучи иерархической структурой, ТНК в центре всех операций поставила ЦСО, осуществляющего связь с продуцентами при конфиденциальности сделок. Самое существенное — ЦСО имеет огромнейшие и постоянно растущие запасы алмазов, выполняющие роль гаранта при поддержании нужного уровня цен. Стоимость запасов составляла (в млн. долл.):
Табл.1.
1960 г. — 49,1;
1965 г. — 48,3;
1970 г. — 357,6;
1975 г. — 350,1;
1980 г. — 935,0;
1985 г. — 1898,0;
1990 г. — 2684,0;
1994 г. — 4380,0.
Напомним в этой связи, что сокращение резерва в России — признак отсутствия стратегического мышления на этом рынке.
И все же монополизм
"Де Бирс" не вечен. В том, что такая
возможность реальна, убеждает факт разрыва
между австралийской фирмой "Аргайл
Даймонд Майнз" и "Де Бирс". Австралийцы
возмутились тем, что, будучи монополистами
по добыче алмазов (40% мировой добычи),
они вынуждены были 78% экспорта алмазов
"пропускать" через "Де Бирс"
на ее условиях. Такую же тактику ведет
"Де Бирс" и по отношению к России.
Каким ударом для «Де Бирс» стало непродление
действия контракта со стороны «Аргайла»
— в обороте алмазов «Де Бирс» — это 6%
, в том числе ювелирные камни — 5 % (доля
России — 26%).
Все дороже обходится
лидерство, поскольку сложнейшие механизмы
посредничества слишком удорожают
дань потребителей и усиливают готовность
потенциальных конкурентов
Выход России из-под контроля "Де Бирс" затруднен и лоббированием ее интересов в высших структурах управления. С намеком на это сообщалось об использовании на рекламу 170 млн. долл. — без явных признаков проведения таковой в России. Комментарии к этому факту излишни.
Заметны признаки ослабления влияния "Де Бирс", а именно:
Cокращается выручка от экспорта алмазов через ТНК. В 1994 г. из 2,7 млрд. долл., полученных Россией от продажи алмазов, только 1,1 млрд. долл. были получены от продажи сырья через "Де Бирс" (40,6%).
В связи с истечением
срока действия договора 1990 г. при
заключении нового были определены ограничения
и приоритеты, которых раньше не
было. В частности, в Меморандуме
российского
Реалии таковы: объем
переработки алмазов под
Изменен уровень отношений партнеров: если раньше с ТНК "Де Бирс" партнером был СССР, то теперь — компания "Алмазы России — Саха" — коммерческая организация. Объем реализаци и этой компании в 1997 г. составлял 1,484 млрд. долл., из них в адрес "Де Бирс" — около 650 млн. долл. Это обстоятельство нельзя непосредственно оценивать как явление прогрессивное — монополия государства в условиях России скорее преимущество, чем изъян. К тому же постановление Правительства РФ (1994 г.) предписывало продажу алмазов только через "Алмазювелирэкспорт".
По вопросу о перспективе развития якутской алмазной компании в ее нынешнем качестве высказываются разные суждения. Одни считают, что частную компанию не волнуют и не могут волновать интересы государства и поступления от продажи алмазов в бюджет.
Более того, говорят, что частная компания заинтересована в росте издержек и в искусственном снижении рентабельности
. Это подтверждают
фактами — в самое трудное
время, в 1991—1992 г., рентабельность
добычи алмазов составляла 70%, а
рентабельность продаж — 74%. Бюджет
получал сумму, эквивалентную
миллиарду долл. С созданием по
указу Президента РФ от 19 февраля
1992 г. акционерной компании «
поддержка производства;
осуществление инвестиций;
открыты новые месторождения алмазов — трубки Ботуобинская и Нюрбинская;
значительно увеличены расходы на НИР, (с 1993 по 1995 г. в 8 раз — с 5,4 млрд. руб. до 40,5 млрд. руб.);
увеличены капитальные вложения (с 133,5 до 1053 млрд. руб.);
сдан в эксплуатацию крупнейший горнообогатительный комбинат на трубке «Юбилейная»;
реконструированы старые карьеры.
Обьем добычи алмазов планировалось увеличить с 1268 млн долл. США (1996 г.) до 1705 долл. (2000 г). Компания расширяет международное сотрудничество, выразив готовность к поиску алмазных месторождений в Бразилии и в Африке, участвуя в освоении кемберлитовой трубки «Катока» в Анголе.
Компания ведет себя как современный конкурент на мировом рынке, создает свою энергетическую базу. Получается, что корпоративность структуры компании никак не связана со снижением рентабельности — в основе этого инвестиционный процесс, эффект которого реализуется с временным лагом. Понимая это, противники монополии в федеральном Центре выдвигают чисто фискальные соображения. Велик соблазн заставить якутян «ковыряться» в кемберлитовой трубке, а на федеральных паркетах распоряжаться результатами труда. Компания стимулирует госзаказы отечественным машиностроителям и для осуществления ангольского проекта. Это не в русле интересов погрязших в коррупции федеральных чиновников, готовых «завязывать» партнерство с иностранным капиталом в расчете на его щедроты. Вопрос функционирования монополизированной структуры, оказывается, не так прост;
проведена структуризация рынка алмазов (сырые алмазы, пригодные для огранки; бриллианты российского производства; полуфабрикаты; сырье, вывозимое за таможенную границу России для совместной деятельности).
4. СП и алмазы России.
К сожалению, на всех уровнях управления алмазобриллиантовым комплексом еще не осознана необходимость определения новой стратегии в развитии этого комплекса на основе подчинения национальным интересам. Даже в официальных документах отмечается, что "самый валютный товар — алмазы — не относится к стратегическим запасам. Список стратегически важных товаров определяет ся перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства... В указанном перечне содержатся различные виды продукции — от этилового спирта до деревянных шпал. В то же время отсутствуют драгоценные камни и металлы". Отсюда — возможность безнаказанного и бесконтрольного вывоза драгметаллов и алмазов.
И эта возможность реализуется. Приведем несколько фактов из периодической печати и документально подтвержденных:
"в 1992 г. из Госфонда было передано НИИ "Гиналмаззолото" Роскомдрагмета более 97 кг — 488 тыс. карат алмазов, которые были проданы товариществу с ограниченной ответственностью "Риддер" всего лишь за 271 млн. руб. Позднее эти алмазы неоднократно перепродавались и росли в цене — до 30 долл. за карат";
через сомнительную американскую компанию «АДА» была вывезена большая партия алмазов на 88 млн. долл. Впервые в истории Гохрана изъятие алмазов было проведено в выходной день;
в апреле 1998 г. было принято решение о переброске за океан ювелирных изделий на сумму 84,6 млн. долл.;
по поводу доступа к алмазам криминальных структур в одном официальном документе констатируется: "Постановлением Правительства РФ " № 1157 от 25 ноября 1995 г. предусматривается разрешить физическим лицам проведение сделок с драгоценными камнями (п.1), допускается реализация драгоценных камней как юридическим, так и физическим лицам (п.5). Это будет способствовать "отмыванию" добытых преступным путем средств, повлечет активизацию нелегального вывоза за рубеж национального достояния России". И вывоз этот сегодня изменил свою географию — с 1992 по август 1999 г. в оффшорные зоны вывоз вырос с 0,4 до 45% и одновременно упал: в Бельгию — с 65 до 40%, в США и Канаду с 9 до 6%, в Японию и Гонконг — с 6 до 4%. Устремленность экспорта бриллиантов на Кипр, в Ирландию, на Нормандские острова при сокращении экспорта в Антверпен — традиционно основной пункт сбыта бриллиантов из России — свидетельство изменения ситуации в стране. Одни видят суть изменений в высоких налогах и в произволе чиновников, а другие — в изменении соотношения сил продуцентов алмазов и бриллиантов. Сильнее оказались последние.
В результате утраты
монополии государства в
Наступление на госсектор
в огранке алмазов
5. Алмазы и национальные интересы РФ.
Таковы пока что реалии алмазобриллиантового рынка России. Для его цивилизованного превращения в монополизированный и подчиненный национальным интересам сектор мирового рынка целесообразно создать функционально жизнеспособную структуру типа промышленно-финансовой группы (ПФГ). В ее рамках могла бы быть и специализированная биржа, и научно-исследовательские институты, и весь технологический комплекс.