Актуальные проблемы управления государственными заимствованиями Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:03, реферат

Краткое описание

Тема данной работы актуальна, сложна и обширна. Государственные заимствования осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Это кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1. Понятие и формы государственных заимствований ................…………...4
2. Источники погашения государственных заимствований...........….……....9
3. Внутренние государственные заимствования, их динамика...…………..10
4. Внешние государственные заимствования, их динамика…………….....17 5. Проблемы управления государственными заимствованиями...…………18
6. Заключение................……………………………………………………….20
7. Список литературы........................................................................................22

Файлы: 1 файл

Реферат Финансы.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Внешние государственные заимствования, их динамика.

              По показателю Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Объём её внешних обязательств гораздо выше, чем аналогичные показатели в таких странах – экспортёрах нефти, как Венесуэла и Мексика. Но если в других странах показатель общей внешней задолженности значительно превышает государственные обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, так как почти не используется для финансирования инвестиций. Увеличение бюджетных доходов Российской Федерации происходит на фоне исключительно благоприятной конъюнктуры, и её ухудшение в дальнейшем может привести к снижению платёжеспособности правительства. После финансового кризиса внешний долг российского правительства был фактически разделен на две категории. В первую, которая подлежала обслуживанию, попали все кредиты, взятые в период с 1991 года собственно Россией: это были обязательства перед МВФ и Всемирным Банком, еврооблигации и двусторонние кредиты российского правительства. Во вторую – долги, унаследованные Россией от Советского Союза, по которым правительство отказалось платить в полном объёме, это были обязательства перед Парижским (в котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения) и Лондонским (куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы, все вопросы решаются исходя из чисто коммерческого подхода) клубами. Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьёзное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе.

5. Проблемы управления государственными заимствованиями.

               В настоящее время Министерство финансов, вынуждено концентрироваться на решении оперативных задач, связанных с распределением имеющихся финансовых средств. По этой причине политика заимствований, которая проводится Минфином, в большей мере подчиняется текущим потребностям, не обеспечивая в должной мере решение стратегических задач по управлению обязательствами государства. Основную роль в регулировании рынка государственных бумаг выполняет независимый Центральный банк. Однако его деятельность в качестве крупнейшего оператора на этом рынке подчиняется задачам, имеющим приоритет для данного органа: контролю над денежной массой, защите режима обменного курса рубля, поддержке банковской системы. Такие приоритеты монетарной власти делают малоэффективным использование рыночных механизмов для обеспечения функций по управлению государственным долгом. Роль других крупнейших участников рынка государственных бумаг – Сбербанка и Внешэкономбанка - еще более противоречива. Они имеют собственные коммерческие интересы, нередко отличающиеся от государственных, и должны, кроме того, обеспечивать интересы вкладчиков. Крайне важно выделение особой функции по управлению государственным долгом, которая должна быть возложена на орган, призванный координировать деятельность других органов исполнительной власти - Министерства финансов и Центрального банка. При этом такое агентство должно быть полностью независимым от этих органов. К его компетенции необходимо отнести установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов внутреннего долга, в частности определение первичных дилеров. Кроме того, агентство должно обеспечить выполнение необходимых регуляторных и координирующих функций по отношению к региональным и муниципальным властям, осуществляющим эмиссию обязательств на внутренних и внешних рынках. Независимость органа управления госдолгом необходима в первую очередь для того, чтобы решения в отношении текущего управления обязательствами страны принимались оперативно, без какого-либо политического давления. Такое агентство должно также иметь свободу в выборе инструментов, используемых при управлении долгом. Кроме того, его независимый статус будет затруднять принятие нереалистичных бюджетов. Создание агентства по управлению государственным долгом крайне важно для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Дополнительная эмиссия государственных обязательств может происходить в виде особой процедуры с утверждением квартальных цифр и передачей в доверительное управление агентства реальных и финансовых активов государства под обеспечение новых выпусков. После утверждения показателей дефицита становится известно точное расписание погашения долгов и уплаты процентов. Имея такой план, можно приступать к организации выпуска новых долговых инструментов, согласующегося с критерием минимизации стоимости обслуживания. Агентство должно иметь счета в Центральном банке, используемые для выполнения текущих функций и накопления резервов. Имея достаточное количество финансовых резервов, оно могло бы стать одним из крупнейших игроков на рынках государственных бумаг. Это позволило бы ему активно проводить именно ту политику, которая в наибольшей мере отвечает задачам управления государственными обязательствами. Основными функциями, которые должно выполнять агентство, обязательно являются следующие:                                                                                                          1) Управление государственными обязательствами;                                       2) Управление валютной структурой долга;                                                      3) Управление процентными выплатами;                                                         4) Управление кассовыми потоками;                                                                       5) Управление ликвидностью рынка долговых инструментов

6. Заключение.

              Теория государственных заимствований неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственных заимствований. Бюджетный дефицит - это превышение расходной части государственного бюджета над доходами бюджета. Большинство правительств, как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования. Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма за минусом бюджетных излишков - государственный долг. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его кредиторам). Существует три различных подхода к решению проблемы сбалансированности бюджета: ежегодно балансируемый бюджет; бюджет, балансируемый на циклической основе; концепция функциональных финансов. Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственных заимствований. Причинами возникновения государственных заимствований обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады, кризис. Существует несколько классификаций государственных заимствований в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственные заимствования подразделяется на капитальный и текущий. Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям. Задачи обеспечения экономического роста и интеграции в мировое хозяйство требуют от законодательной власти перехода на общепризнанные методические стандарты, разработанные, в частности, МВФ, Всемирным банком. Если для национального банка первостепенное значение приобретает деление государственных заимствований на рублевую и валютную составляющие, то для правительства крайне важно четко контролировать связь государственных заимствований с бюджетным дефицитом и источниками его покрытия. Величина дефицита государственного бюджета отражает, как правило, размеры дефицита всей системы государственных финансов: бюджета центрального правительства, региональных и местных бюджетов, бюджета системы социального страхования. Среди способов финансирования дефицита бюджета наиболее инфляционным является его финансирование за счет увеличения активов национальных денежных властей безотносительно к тому, каким конкретно образом это происходит – путем прямого эмиссионного кредитования правительства или в результате приобретения государственных ценных бумаг. Величина дефицита государственного бюджета в известной мере является производной от экономического и политического положения страны и в то же время в немалой степени его и предопределяет.

 

 

7. Список литературы.

1.       Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.             2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.            3. Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».              4.       Федеральный   закон   от   10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации.                                                                      5.       Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».                                                        6.       Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»: Учебник. - М.: Юристъ,2002. 7.       Дробозина   Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов М.: Юнити, 2000г.                                                                        8.       Поляк Г.Б.    «Финансы»:  учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.                                                                          9.    Видяпин В.И. «Экономическая   теория»:   Учебник, М.: ИНФРА-М, 2007г.                                                                                                                 11. Мартьянов А. В. Актуальные   проблемы управления государственными заимствованиями Российской Федерации «Финансы и кредит»,2009г.                                                                                                    12. Ковалева А.М., "Финансы", Москва, 2003г.                                           13. Шабалин А., «Экономист» Динамика государственного и корпоративного долга,  2008г.

 




Информация о работе Актуальные проблемы управления государственными заимствованиями Российской Федерации