Актуальные проблемы управления государственными заимствованиями Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:03, реферат

Краткое описание

Тема данной работы актуальна, сложна и обширна. Государственные заимствования осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Это кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1. Понятие и формы государственных заимствований ................…………...4
2. Источники погашения государственных заимствований...........….……....9
3. Внутренние государственные заимствования, их динамика...…………..10
4. Внешние государственные заимствования, их динамика…………….....17 5. Проблемы управления государственными заимствованиями...…………18
6. Заключение................……………………………………………………….20
7. Список литературы........................................................................................22

Файлы: 1 файл

Реферат Финансы.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Челябинский государственный  университет

Институт экономики  отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Финансы и кредит

На тему:  «Актуальные проблемы управления государственными заимствованиями Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила: ст. гр. 22ПС-206

                                                                                                  Иванова А.Л.

                                                                             Проверила:   преподаватель

                                                                                                   Ковалева Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2011

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………...3

 

1. Понятие и формы государственных заимствований ................…………...4

2. Источники погашения государственных заимствований...........….……....9

3. Внутренние государственные заимствования, их динамика...…………..10

4. Внешние государственные заимствования, их динамика…………….....17 5. Проблемы управления государственными заимствованиями...…………18

6. Заключение................……………………………………………………….20

7. Список литературы........................................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

  Тема данной работы актуальна, сложна и обширна. Государственные заимствования осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Это кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату. Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.   Цель данной работы – проанализировать ситуацию в области государственных заимствований Российской Федерации и выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований. Предметом исследования является государственный долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и формы государственных заимствований.

          Для привлечения денежных средств в распоряжение государства для покрытия бюджетного дефицита активно используются государственные заимствования. Государственные заимствования становятся одним из наиболее привлекательных средств для решения проблем бюджетного дефицита. Использование налоговых инструментов с целью покрытия бюджетного дефицита сталкивается с двумя существенными ограничениями: ставки налогов не могут повышаться беспредельно: в случае чрезмерного повышения налоговых ставок неизбежно наступает сворачивание деловой активности, бегство капитала за рубеж; даже в случае принятия закона о повышении налоговой ставки налоговые доходы, рассчитываемые по новым повышенным ставкам, начнут поступать в бюджет, как правило, не ранее чем через год. Использование необеспеченной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита неизбежно приводит к нарастанию инфляционных процессов и расстройству денежно-кредитной системы государства. В порядке государственных заимствований денежные средства могут поступать из различных источников от физических и юридических лиц, иностранных государств, различных международных финансовых организаций. Государственные заимствования осуществляются через заёмно-кредитные механизмы, напрямую связанные с понятием государственного кредита. Государственный кредит - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством для временного использования и на добровольных началах свободных денежных средств физических и юридических лиц. Государственный кредит, как и любые другие кредитные отношения, строится на принципах срочности, возвратности и платности. Однако государственный кредит имеет важные отличия от кредита частного. Они обусловлены особым правовым статусом государства, которое, несмотря на то, что является должником, а не кредитором, оказывает существенное влияние на характер и содержание соответствующих кредитных правоотношений. Государственные заимствования приводят к появлению долговых обязательств Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов или кредитов другими заёмщиками. К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие бюджетного кодекса (статья 97 БК РФ). Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по (статья 98 БК РФ):                                                                      1.  кредитам, привлечённым от имени Российской Федерации как заёмщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;                                                                       2.  государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;                                                                                                          3.  бюджетным кредитам, привлечённым в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;                                4.  государственным гарантиям Российской Федерации;                               5.  иным долговым обязательствам, ранее отнесённым в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ.                                                                       Долговые обязательства Российской Федерации могут быть:                           1) краткосрочными (менее одного года);                                                           2) среднесрочными (от одного года до пяти лет);                                            3) долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).                                          

             Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Выделяют внешние и внутренние государственные заимствования. Государственные внешние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками, выраженные в иностранной валюте. Под иностранной валютой понимают (статья 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"):                 1.  денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;                  2.  средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчётных единицах. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками, выраженные в валюте Российской Федерации. Под валютой Российской Федерации понимают (статья 1 названного Закона):                                                                                             1.денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;                  2.  средства на банковских счетах и в банковских вкладах.  

               Государственные (муниципальные) заимствования используются как способ привлечения денежных средств для покрытия бюджетных дефицитов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации - федеральном, региональном и местном. Существует несколько классификаций государственных заимствований в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственные заимствования подразделяются на капитальные и текущие. Капитальные государственные заимствования - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил. Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего. Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Под государственным внутренним долгом понимаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний займ может попасть в руки иностранцев и обратно.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники погашения государственных заимствований.

          Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом: наличные денежные средства;    

  1. государственные ценные бумаги;
  2. корпоративные ценные бумаги;
  3. товарные поставки;
  4. долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством;                                                                  
  5. иные государственные активы;                                                                    

              Размещение государственных ценных бумаг может быть:                        1. добровольным - размещение ценных бумаг на свободном рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;                                                                                                     2. вынужденным - рыночное оформление государственных заимствований. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформленная на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы.                              Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешёвых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.

3. Внутренние государственные заимствования, их динамика.

            Государственным (муниципальным) долгом являются обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц. Внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В объём государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:                                                       1. основная  номинальная    сумма   долга    по    государственным ценным бумагам Российской Федерации;                                                                                       2. объём основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;                                                                                                         3. объём основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;            4. объём   обязательств    по     государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.                                                                           Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счёт средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путём осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» определены основные параметры ФБ на данную перспективу (Приложение 2), установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3301795464,0 тыс. рублей; на 1 января 2012 года в сумме 4109716387,0 тыс. рублей и на 1 января 2013 года в сумме 4344326657,7 тыс. рублей. Начиная с 2008 года, объём внутреннего государственного долга увеличивается, и его доля по отношению к объёмам ВНП возрастает. Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг в 2010 будет продолжено размещение государственных облигаций со стандартными сроками обращения - 3 и 5 лет. При этом объем в обращении 3-летних и 5-летних ОФЗ будет доводиться в течение 2010 года до 50-55 млрд. руб. для каждого выпуска. Кроме того, планируется приступить в 2010 году к размещению новых выпусков ОФЗ со сроками обращения до 10 лет. Объем в обращении 10-летних выпусков планируется доводить до 90-100 млрд. руб. каждый. Также в 2010 году планируется продолжить выпуск государственных сберегательных облигаций с тем, чтобы исключить негативное влияние на ликвидность рынка государственных ценных бумаг из-за вложения больших объемов средств пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, обращающиеся на рынке ГКО-ОФЗ. Правительство Российской Федерации вправе определять объёмы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объёме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.              Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутренних государственных заимствований – это общая сумма всех выпущенных, но ещё не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, то есть вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путём выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигаций), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Внутренний долг – это способ пополнения государственной казны за счёт займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путём выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета. Не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета. Отрицательные последствия государственных заимствований связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Выделяют следующие формы внутренних государственных заимствований:                                                                                                      - государственные      займы, осуществленные   путём   выпуска    ценных бумаг от имени Российской Федерации;                                                                       - договоры    и соглашения о получении Российской   Федерацией бюджетных   ссуд и бюджетных    кредитов   от бюджетов   других уровней бюджетной системы Российской Федерации;                                                                        - договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;                                                                                                                - соглашения   и     договоры,   заключенные   от    имени    Российской Федерации, о  пролонгации и    реструктуризации    долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.                                                                   Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ дана классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также видов муниципального долга.        Согласно данной классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:                                                                  -   Целевой займ 1990 года;                                                                                   - Целевые вклады и чеки на автомобили;                                                           - Государственный внутренний займ Российской Федерации 1991 года;                - Российский внутренний выигрышный займ 1992 года;                                  - Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);                - Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы;                                                     - Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;                                                                                        - Государственные гарантии;                                                                                - Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;                                                                       - Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);                                                                                                                         - Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);                                                                                                                                    - Индексация вкладов населения;                                                                        - Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ);                            - Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);                                                                                                              - Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации;                                                                                                              - Кредитные  соглашения     и   договоры,     заключенные     от       имени субъекта Российской Федерации;                                                                                        - Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;                     - Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации;                                                                                                              - Задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской Федерации;                                                                         - Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;                                                                              - Муниципальные ценные бумаги;                                                                       - Муниципальные гарантии;                                                                                 - Задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;       -  Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации;                    - Государственные сберегательные облигации (ГСО);                                      - Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

              Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга её субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственных заимствований субнациональных образований не был закреплён, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственных заимствований (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах). Установлен предельный объём заёмных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации – 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учёта финансовой помощи. При этом в составе предельного объёма заёмных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объём расходов на обслуживание государственных заимствований субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объёма расходов бюджета соответствующего уровня. В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственных заимствований заметно усилился. Стремительный рост объема государственных заимствований, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере   бюджетного  дефицита   заставил  искать    первопричины подобной     динамики.   В большинстве аналитических работ отмечается два основных фактора:                                                                                                - высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;                           - высокая доходность государственных ценных бумаг.

             Понятие внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются, этот процесс ускоряется при исполнении такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается приток средств нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ, с другой – происходит смещение понятий – «внутренний валютный долг». С допуском нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ. Сегодня ЦБ вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Присоединение РФ к ст.8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорили процесс «срастания» двух видов государственных заимствований. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди резидентов и нерезидентов совершенно иной характер приобрела задача маневрирования рублёвыми и валютными пассивами. 

Информация о работе Актуальные проблемы управления государственными заимствованиями Российской Федерации