Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:01, курсовая работа
Акцизами называются косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОБ АКЦИЗАХ, СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
2. ОПЕРАЦИИ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ 7
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ (ПЕРЕДАЧЕ) ИЛИ ПОЛУЧЕНИИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ 10
4. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ 12
5. ПРИМЕР ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗА ПРИ ЭКСПОРТЕ ВОДОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
ЛИТЕРАТУРа
Налоговая ставка (в процентах
Виды подакцизных товаров и (или) в рублях и копейках
за единицу измерения)
Этиловый спирт из всех видов сырья 18 руб. за 1 литр безводного
(в том числе этиловый спирт-сырец
этилового спирта из всех видов сырья)
Алкогольная продукция с объемной 135 руб. за 1 литр безводно-
долей этилового спирта свыше го этилового спирта, содер-
25 процентов (за исключением вин) жащегося в подакцизных
и спиртосодержащая продукция товарах
Алкогольная продукция с объемной 100 руб. за 1 литр безвод-
долей этилового спирта свыше ного этилового спирта,
9 до 25 процентов включительно содержащегося в подакцизных
(за исключением вин) товарах
Алкогольная продукция с объемной 70 руб. за 1 литр безвод-
долей этилового спирта до ного этилового спирта,
9 процентов включительно содержащегося в подакцизных
(за исключением вин) товарах
Вина нетрадиционные крепленые 88 руб. за 1 литр безводного
этилового спирта,
содержащегося в подакцизных
товарах
Вина (за исключением натуральных 52 руб. за 1 литр безводного
нетрадиционных, вин шампанских и этилового спирта,
игристых) содержащегося в подакцизных
товарах
Вина натуральные нетрадиционные 4 руб. за 1 литр
некрепленые
Вина шампанские и вина игристые 10 руб. 50 коп. за 1 литр
Вина натуральные (за исключением 2 руб. 20 коп. за 1 литр
нетрадиционных некрепленых)
Пиво с нормативным 0 руб. за 1 литр
(стандартизированным) содержанием
объемной доли этилового спирта
до 0,5 процента включительно
Пиво с нормативным 1 руб. 55 коп. за 1 литр
(стандартизированным) содержанием
объемной доли этилового спирта
свыше 0,5 до 8,6 процента
включительно
Пиво с нормативным 5 руб. 30 коп. за 1 литр
(стандартизированным) содержанием
объемной доли этилового спирта
свыше 8,6 процента
Табачные изделия:
Табак трубочный 574 руб. за 1 килограмм
Табак курительный, за исключением 235 руб. за 1 килограмм
табака, используемого в качестве
сырья для производства табачной
продукции
Сигары 14 руб. за 1 штуку
Сигариллы 157 руб. за 1 000 штук
Сигареты с фильтром 60 руб. за 1 000 штук +
+ 5 процентов
Сигареты без фильтра, папиросы 23 руб. за 1 000 штук +
+ 5 процентов
Автомобили легковые с мощностью 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.)
включительно
Автомобили легковые с мощностью 14 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.)
и до 112,5 кВт (150 л.с.)
включительно
Автомобили легковые с мощностью 142 руб. за 0,75 кВт
двигателя свыше 112,5 кВт (1 л.с.)
(150 л.с.), мотоциклы с мощностью
двигателя свыше 112,5 кВт
(150 л.с.)
Бензин автомобильный с октановым 2 460 руб. за 1 тонну
числом до "80" включительно
Бензин автомобильный с иными 3 360 руб. за 1 тонну
октановыми числами
Дизельное топливо 1 000 руб. за 1 тонну
Масло для дизельных и (или) 2 732 руб. за 1 тонну
карбюраторных (инжекторных)
двигателей
Прямогонный бензин 0 руб. за 1 тонну
Налогообложение алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляется по соответствующим налоговым ставкам.
При реализации налогоплательщиками – производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно налогообложение осуществляется по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
При реализации налогоплательщиками – производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других организаций и акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков – производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется по соответствующим налоговым ставкам.
При реализации налогоплательщиками – производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов на акцизные склады, за исключением акцизных складов, являющихся структурными подразделениями налогоплательщиков – производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется в отношении алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 20 процентов соответствующих налоговых ставок, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 35 процентов соответствующих налоговых ставок.
При реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков – оптовых организаций, а также алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, налогообложение осуществляется в отношении такой алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 80 процентов соответствующих налоговых ставок, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 65 процентов соответствующих налоговых ставок.
5. Пример
исчисления акциза при
Цифры условные.
Завод занимается производством водки, крепость водки – 40 градусов. Для ее производства в мае 2004 года предприятие закупило у поставщика спирт этиловый из пищевого сырья в количестве 3000 л. по цене 62,4 руб. за 1 литр (в т.ч. акциз 12 руб., НДС 10,4 руб.) на общую сумму 187200 руб., в том числе акциз – 36000 руб., НДС – 31200 руб. Стоимость спирта оплачена поставщику полностью.
На производство было списано 2000 л. спирта, который был переработан в водочную продукцию. В мае месяце было произведено 10000 бутылок водки емкостью 0,5 л., и 15 мая вся партия была отгружена на экспорт самим предприятием-изготовителем. Допустим, что прочие затраты на производство водки (зарплата, начисления на зарплату, транспортные расходы и пр.) составили 50000 руб.
Предположим, что цена реализации одной бутылки водки без акциза составляет 20 руб. Тогда стоимость всей партии составит:
10000 бут. * 20 руб. = 200000 руб.
Ставка акциза
на алкогольную продукцию с
Чтобы определить сумму акциза с отгруженной водки необходимо определить, сколько чистого спирта содержится в выпущенной партии:
1) находим объем выпущенной водки в натуральном выражении:
10000 бут. * 0,5 л = 5000 л.
2) количество чистого спирта, содержащегося в 5000 л. водки, составит:
5000 л * 40% / 100% = 2000 л.
Теперь определяем сумму акциза, подлежащую начислению в бюджет с отгруженной продукции:
2000 л * 135 руб./л = 270000 руб.
Поскольку водка отгружена на экспорт 15.05.2004, то уплата акциза в бюджет быть должна быть произведена не позднее 30.06.2004. В связи с тем, что акциз по приобретенному спирту оплачен поставщику в мае месяце, т.е. до срока уплаты акциза в бюджет, то предприятие имеет право из суммы акциза, начисленного с выручки от реализации вычесть акциз, уплаченный поставщику, но только в той сумме, которая приходится на сырье, фактически использованное при производстве подакцизной продукции, т.е. в сумме 24000 руб. (2000 л. * 36000 руб. / 3000 л. или 2000 л. * 12 руб.).
Таким образом, акциз, подлежащий взносу в бюджет за май месяц, составит: 270000 руб. – 24000 руб. = 246000 руб.
Заключение
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.
В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно без принятия второй части Налогового Кодекса, что в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится.
Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имели львиную долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы, государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья). РФ стимулирует внешнеэкономические связи со странами-участниками СНГ, а именно: сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств-участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения данных товаров.
ЛИТЕРАТУРА