Акцизы понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Акцизами называются косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОБ АКЦИЗАХ, СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
2. ОПЕРАЦИИ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ 7
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ (ПЕРЕДАЧЕ) ИЛИ ПОЛУЧЕНИИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ 10
4. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ 12
5. ПРИМЕР ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗА ПРИ ЭКСПОРТЕ ВОДОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
ЛИТЕРАТУРа

Файлы: 1 файл

Акцизы понятие и сущность.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Налоговая ставка (в процентах

Виды  подакцизных товаров  и (или) в рублях и копейках

за единицу  измерения)

 

Этиловый спирт из всех видов сырья   18 руб. за 1 литр безводного

(в том числе этиловый спирт-сырец

этилового спирта из всех видов сырья)

Алкогольная продукция  с объемной  135 руб. за 1 литр безводно-

долей этилового  спирта свыше   го этилового спирта, содер-

25 процентов (за исключением вин)  жащегося в подакцизных

и спиртосодержащая продукция   товарах

Алкогольная продукция  с объемной  100 руб. за 1 литр безвод-

долей этилового  спирта свыше   ного этилового спирта,

9 до 25  процентов  включительно   содержащегося в подакцизных

(за исключением  вин)     товарах

Алкогольная продукция  с объемной  70 руб. за 1 литр безвод-

долей этилового  спирта до    ного этилового спирта,

9 процентов  включительно    содержащегося в подакцизных

(за исключением  вин)     товарах

Вина нетрадиционные крепленые   88 руб. за 1 литр безводного

этилового спирта,

содержащегося в подакцизных

товарах

Вина (за исключением  натуральных  52 руб. за 1 литр безводного

нетрадиционных, вин шампанских и   этилового спирта,

игристых)       содержащегося в подакцизных

товарах

Вина натуральные  нетрадиционные  4 руб. за 1 литр

некрепленые

Вина шампанские и вина игристые   10 руб. 50 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением  2 руб. 20 коп. за 1 литр

нетрадиционных  некрепленых)

Пиво с нормативным     0 руб. за 1 литр

(стандартизированным)  содержанием

объемной доли этилового спирта

до 0,5 процента включительно

Пиво с нормативным     1 руб. 55 коп. за 1 литр

(стандартизированным)  содержанием

объемной доли этилового спирта

свыше 0,5 до 8,6 процента

включительно

Пиво с нормативным     5 руб. 30 коп. за 1 литр

(стандартизированным)  содержанием

объемной доли этилового спирта

свыше 8,6 процента

Табачные  изделия:

Табак трубочный      574 руб. за 1 килограмм

Табак курительный, за исключением  235 руб. за 1 килограмм

табака, используемого  в качестве

сырья для производства табачной

продукции

Сигары       14 руб. за 1 штуку

Сигариллы       157 руб. за 1 000 штук

Сигареты с  фильтром     60 руб. за 1 000 штук +

+ 5 процентов

Сигареты без  фильтра, папиросы   23 руб. за 1 000 штук +

+ 5 процентов

Автомобили  легковые с мощностью  0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.)

включительно

Автомобили  легковые с мощностью  14 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.)

и до 112,5 кВт (150 л.с.)

включительно

Автомобили  легковые с мощностью  142 руб. за 0,75 кВт

двигателя свыше 112,5 кВт     (1 л.с.)

(150 л.с.), мотоциклы  с мощностью

двигателя свыше 112,5 кВт

(150 л.с.)

Бензин автомобильный  с октановым  2 460 руб. за 1 тонну

числом до "80" включительно

Бензин автомобильный  с иными   3 360 руб. за 1 тонну

октановыми  числами

Дизельное топливо     1 000 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных  и (или)    2 732 руб. за 1 тонну

карбюраторных (инжекторных)

двигателей

Прямогонный бензин     0 руб. за 1 тонну

Налогообложение алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляется по соответствующим налоговым ставкам.

При реализации налогоплательщиками – производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно налогообложение осуществляется по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

При реализации налогоплательщиками – производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других организаций и акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков – производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется по соответствующим налоговым ставкам.

При реализации налогоплательщиками – производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов на акцизные склады, за исключением акцизных складов, являющихся структурными подразделениями налогоплательщиков – производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется в отношении алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 20 процентов соответствующих налоговых ставок, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 35 процентов соответствующих налоговых ставок.

При реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков – оптовых организаций, а также алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, налогообложение осуществляется в отношении такой алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 80 процентов соответствующих налоговых ставок, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 65 процентов соответствующих налоговых ставок.

 

 

 

 

5. Пример  исчисления акциза при экспорте  водочной продукции     

Цифры условные.

Завод занимается производством водки, крепость водки – 40 градусов. Для ее производства в мае 2004 года предприятие закупило у поставщика спирт этиловый из пищевого сырья в количестве 3000 л. по цене 62,4 руб. за 1 литр (в т.ч. акциз 12 руб., НДС 10,4 руб.) на общую сумму 187200 руб., в том числе акциз – 36000 руб., НДС – 31200 руб. Стоимость спирта оплачена поставщику полностью.

На производство было списано 2000 л. спирта, который был переработан в водочную продукцию. В мае месяце было произведено 10000 бутылок водки емкостью 0,5 л., и 15 мая вся партия была отгружена на экспорт самим предприятием-изготовителем. Допустим, что прочие затраты на производство водки (зарплата, начисления на зарплату, транспортные расходы и пр.) составили 50000 руб.

Предположим, что  цена реализации одной бутылки водки  без акциза составляет 20 руб. Тогда стоимость всей партии составит:

10000 бут. * 20 руб. = 200000 руб.

Ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% составляет 135 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, т.е. в водке.

Чтобы определить сумму акциза с отгруженной водки  необходимо определить, сколько чистого спирта содержится в выпущенной партии:

1) находим объем выпущенной водки в натуральном выражении:

10000 бут. * 0,5 л  = 5000 л.

2) количество  чистого спирта, содержащегося в  5000 л. водки, составит:

5000 л * 40% / 100% = 2000 л.

Теперь определяем сумму акциза, подлежащую начислению в бюджет с отгруженной продукции:

2000 л * 135 руб./л = 270000 руб.

Поскольку водка отгружена на экспорт 15.05.2004, то уплата акциза в бюджет быть должна быть произведена не позднее 30.06.2004. В связи с тем, что акциз по приобретенному спирту оплачен поставщику в мае месяце, т.е. до срока уплаты акциза в бюджет, то предприятие имеет право из суммы акциза, начисленного с выручки от реализации вычесть акциз, уплаченный поставщику, но только в той сумме, которая приходится на сырье, фактически использованное при производстве подакцизной продукции, т.е. в сумме 24000 руб. (2000 л. * 36000 руб. / 3000 л. или 2000 л. * 12 руб.).

Таким образом, акциз, подлежащий взносу в бюджет за май месяц, составит: 270000 руб. – 24000 руб. = 246000 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Фактически,  акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом.  Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно  в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы  индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Законодательная база в  сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это  относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно без принятия второй части Налогового Кодекса, что в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия  государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации,  пополнения федерального и региональных бюджетов. 

Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имели львиную  долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы, государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья). РФ стимулирует внешнеэкономические связи со странами-участниками СНГ, а именно: сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств-участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения данных товаров.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Козырин А.Н. Акцизы в системе таможенных платежей. – М.: Финансы, 2005.
  2. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. – М.: МЦФЭР, 2004.
  3. Софрина Т.А. Акцизы. – М.: Дайджест, 2004.
  4. Дорофеев Б.Ю., Жернаков С.А., Серков Д. А. и др. Налоговый кодекс Российской Федерации: ч. 2 (главы 21-24) с комментариями. – Екатеринбург, У-Фактория, 2005.

Информация о работе Акцизы понятие и сущность