Воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- описать. основные направления влияния транспорта на животный мир;
- рассмотреть основные методы, позволяющие оценить влияние автотранспорта на фауну;
- изучить последствия влияния автомобильного транспорта на представителей фауны урбанизированных территории.

Оглавление

РЕФЕРАТ……………………………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТРАНСПОРТА НА ЖИВОТНЫЙ МИР 6
1.1 Автотранспортная нагрузка на урбанизированных территориях 6
1.2 Влияние автотранспорта на животных 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВОТРАНСПОРТА НА ФАУНУ 15
2.1Анализ карт, как метод оценки воздействия на окружающую среду 16
2.2 Матричный метод оценок воздействия 17
2.3 Метод потоковых диаграмм и сетевых графиков 19
2.4 Метод имитационных математических моделей 20
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 3. АВТОТРАНСПОРТ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПОЗВОНОЧНЫХ И БЕСПОЗВОНОЧНЫХ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ЭКОСИСТЕМ 22
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

09.05.doc

— 52.10 Кб (Скачать)

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

Таким образом, представленные нами методы являются универсальными, но не основными среди методов, направленных на оценку воздействия автотранспорта на фауну. Существует достаточно широкий спектр методов и совокупностей методик, применяемых для анализа, начиная от построения вероятностной модели, основанной на кейс-контрольных исследованиях и заканчивая динамической моделью, основанной на многолетних исследованиях в основе, которых лежит рентгено-флюрисцентный анализ образцов растений биоиндикаторов.

В любом случае выбор методики должен выбираться с целью максимально точного ответа на поставленный вопрос исследования. 
ГЛАВА 3

АВТОТРАНСПОРТ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПОЗВОНОЧНЫХ И БЕСПОЗВОНОЧНЫХ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ЭКОСИСТЕМ

 

Экологические проблемы, вызываемые автотранспортом, по уровню воздействия на живые организмы разделяют на три основные группы: локальные, региональные и глобальные. К локальному воздействию на беспозвоночных и позвоночных животных относится:

- влияние на здоровье. Вызывается угарным газом, углеводородами, окислами азота, твердыми составляющими выбросов автотранспорта, а также вторичными фотохимическими токсинами;

- влияние на гигиенические условия. Воздействие шума и вибрации от дорожного движения;

К региональному влиянию на живые организмы относят:

- подкисление (ацилирование) почв, происходящее под действием серных и азотных составляющих;

- насыщение воздуха азотом, вызываемое азотными составляющими;

- увеличение концентрации тропосферного (низкоуровневого) озона и влияние на растительность.

К глобальному влиянию автотранспорта относят парниковый эффект. Вызывается действием углекислого газа (СО2), метана (СН4), озона (О3), фреонов (CFC) и т.д. Истощение слоя стратосферного (высокоуровневого) озона. Вызывается действием фреонов (CFC), оксида азота (N2O) [19, c. 26].

К основным факторам воздействующими на позвоночных и беспозвоночных организмов относят:

1. Шумовой фактор, который представляет беспорядочное сочетание различных по уровню и частоте звуков. Основным параметром измерения шума – интенсивность звукового давления (сила звука или громкость).

Стандартная единица измерения интенсивности звукового давления 1 дБ – минимальный звук, слышимый средним человеком. Шкала децибел является логарифмической, т.е. источник звука в 70 дБ в 10 раз громче источника в 60 дБ и в 100 раз громче звука в 50 дБ. Акустическое загрязнение наиболее интенсивно в промышленных зонах, где тяжелое оборудование, моторизированные и авиатранспортные средства имеют высокую концентрацию. Общее акустическое загрязнение в мире увеличивается примерно на 1 дБ в год начиная с 1980-х. По современным данным акустическое загрязнение, создаваемое автомагистралью, равняется 65-80 дБ в зависимости от времени суток, плотности транспортного потока и типа покрытия [17, c. 55].

Наиболее заметное физиологическое влияние шума оказывается на здоровье позвоночных и беспозвоночных. Это воздействие может быть временным или постоянным и вызывать нарушение нормальной деятельности или просто общее раздражение. Эффект варьируется в зависимости от:

- индивидуальной чувствительности организма;

- длительности воздействия;

- природы шума и его громкости;

- постоянности уровня шума (таблица 3.1).

Повседневное влияние шума приводит к тому, что у живых организмов повышается раздражительность, снижается производительность, возникают болевые реакции, нарушение функции ЖКТ, а также наблюдается понижение аппетита и повышенная утомляемость [7, c. 80].

 

 

Таблица 3.1 Пороги воздействия шума [28, c. 55]

Шумовой порог

Уровень шума

Результаты воздействия

Средний индивидуальный порог воздействия шума

воздействие 75 - 80 дБ в течение нескольких часов

Временная потеря звуковой чувствительности на несколько часов

Средний болевой порог шума, способный причинить физическую боль

кратковременное воздействие

130 - 140 дБ

Постоянная потеря звуковой чувствительности или частичная потеря слуха

Высший уровень шума

одиночный звук

>150дБ

Травматическая потеря слуха и повреждение внутреннего уха.


 

 

2. Фактором вибрации называется механическое колебание упругих тел при низких частотах (3...100 Гц) с большими амплитудами (0.5...0.03 мм), измеряется в герц (Гц). Чем выше амплитуда колебаний, тем больше энергия колебательных движений и тем сильнее действие на организм. Однако особенно вредной считается вибрация с частотой 6...9 Гц из-за близости к собственной частоте колебаний большинства живых организмов. Вибрация тесно связана с шумом: вибрация твердых частей машины вызывает колебания воздуха и звуковые волны, т.е. шум.

3. Загрязнение воздуха, фактор оказывающий как динамическое, так стохастическое воздействие. Поскольку воздух представляет собой смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли, имеющая следующий состав по объему:

- азот (78.09%);

- кислород (20.95%);

- благородные газы (0.94% – инертные газы: гелий, неон, аргон, криптон, ксенон, радон);

- углекислый газ (0.03%).

Именно к такому составу смеси адаптированы живые существа эволюцией.

Загрязнением воздуха считается повышение концентрации углекислого газа и других вредных газов. Загрязнение воздуха – загрязнение атмосферы газообразными, жидкими или твердыми веществами, которые: создают опасность для здоровья человека, животных и растений вызывают коррозию материалов, снижают видимость вызывают нежелательные запахи [26, c. 80]. Стоит уточнить, что загрязняющие вещества – это вещества, попадающие в окружающую среду вместе с промышленными, сельскохозяйственными и другими процессами, связанными с человеческой деятельностью и способные причинить вред жизни или здоровью человека, животного или растения. Основные загрязняющие вещества представлены в таблице 3.2.

Такие вещества как углекислый газ СО2 не могут быть отнесены к загрязняющим веществам по причине их естественного присутствия в атмосфере.

Однако доля углекислого газа в атмосфере возросла в 1.25 раза по сравнению с прошлым веком, что вызывает такие нежелательные последствия, таким как парниковый эффект.

Метеорологические условия и ландшафт местности прямым образом влияют на концентрацию вредных веществ в воздухе. Так города, расположенные на дне долин и впадин больше других, страдают от смога [11, c. 78].

 

Таблица 3.2 – Основные загрязняющие вещества и их источники [27, c. 105]

Загрязняющее

вещество

Основные источники

Стандарт ПДК

Угарный газ СО

выхлопы автотранспорта, некоторые произв. процессы

10 мг/м3 в течении.8 ч.40 мг/м3 в течении 1 ч.

Оксид серы SO2

тепловые и электростанции, использующие серосодержащие нефтяные продукты или уголь, производство серной кислоты

80 мкг/м3 в течении года, 365 мкг/м3 в течении 24 ч.

Взвешенные твердые частицы

выхлопы автотранспорта, произв. процессы, сжигание мусора, тепловые и электростанции, реакция загрязняющих веществ в атмосфере

75 мкг/м3 в течении года, 260 мкг/м3 в течении 24 ч.

Свинец Pb

выхлопы автотранспорта, плавильные печи, производство батареек

1.5 мкг/м3 в течении 3 мес. 260 мкг/м3 в течении 24 ч.

Окислы азота NO, NO2

выхлопы автотранспорта, тепловые и электростанции, производство азотной кислоты, взрывы, заводы удобрений

100 мкг/м3 в год для NO2,

Фотохимические оксиды, озон О3, пероксиацетил нитрат, альдегиды

фотохимическая реакция окислов азота и углеводородов под действием солнечного света

235 мкг/м3 в 1 час

Не метановые углеводороды - этан, этилен, про-пан, бутан, пентан, ацетилен

выхлопы автотранспорта, произв. процессы, сжигание мусора, испарение растворителей, сжигание топлива

нет данных

Углекислый газ СО2

Любые источники горения

Способен причинить вред здоровью при концентрации 4400 мг/м3 за 2-8 часов


 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

 

Таким образом, воздействие автомобильного транспорта, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством.

Загрязнение воздуха, вызванное автотранспортом, оказывает вредное воздействие на живые организмы и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением окружающей среды, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья живых организмов и природной среды в городе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании материала курсовой работы можно утверждать, что в современном городе бесспорное лидерство в деле ухудшения экологической ситуации – за автомобильным транспортом. Это наглядно отражено в приведенных материалах работы. Вот несколько причин, которые обуславливают неблагоприятное воздействие транспорта на окружающую среду:

1) отсутствие четких экологических  ориентиров при принятии решений  в области развития и обеспечения  функционирования транспорта;

2) неудовлетворительные  экологические характеристики производимой  транспортной техники;

3) недостаточный уровень  технического содержания парка  машин;

4) недостаточное развитие  дорог и их низкое качество, а также недостатки в организации  перевозок и движения транспортных  средств.

Автомобильный транспорт вносит значительный вклад в постоянно ухудшающуюся экологическую ситуацию во многих странах мира. Интенсивность загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания связана с соответствующей широкой и повсеместной эксплуатацией автомобильного транспорта, особенно в крупных промышленных центрах, где объем и количество выделяющихся загрязняющих веществ стали настоящим экологическим бедствием.

В добавок запуск глобальных процессов воздействия на живые организмы привел, к тому что молодые особи рождаются с различного рода нарушениями. Болеющий вид как следствие не может дать здоровое потомство.

Человечество находится на той стадии развития, когда, применяя различные методы исследования необходимо задумываться, о тех направлениях, которые мы выбираем в качестве вектора дальнейших исследований и развития науки. Необходимо совершенствовать не только методы исследований, а также мышление людей, как производящих данные исследования, так и пользующихся их результатами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности / Уч. пос. для ВУЗов под общей ред. Э.А. Арустамов. – Москва: «Наука и техника», 2009. – 560 с.
  2. Алексеев, А.И. Социально-экономическая география России / А.И. Алексеев. – Москва: «Наука и техника», 2005. – 380 с.
  3. Алексеев, А.И., Николина, В.В. Популяция и хозяйство России / А.И. Алексеев, В.В. Николина. – Москва: «Наука и техника», 2005. – 420 с.
  4. Алексеев, А.И., Николина, В.В. География: население и хозяйство России / А.И. Алексеев, В.В. Николина. – Москва: «Наука и техника», 2009. – 380 с.
  5. Ананьев, А.Н. Перепись населения в разработке перспектив социально-экономического развития страны // Международная научно-практическая конференция Демографическое развитие России через призму переписи населения 2003 года. 30 января 2006 года (Доклады и тезисы докладов.). – Москва: «Наука и техника», 2006 г.

6. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / Уч. пос. для ВУЗов под общей ред. И.И. Брехмана, – Москва: «Наука и техника», 2000. – 360 с.

7. Березин, И.П., Дергачев, Ю.В. Школа здоровья / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. – Минск: «Наука», 2000. – 270 с.

8. Изуткин, В.М. Системный подход к проблемам экологии и здоровья человека // Экологические аспекты устойчивого развития регионов: Тезисы докладов межд. конф., – Новгород, 2005. – Ч. З. – 680 с.

9. Ковда, В.А. Биохимические циклы в природе и их нарушение человеком // Биогеохимические циклы в биосфере. – М.: Наука, 1976. – С. 19 – 85.

10. Костяев, В.Я., Бакулина, А.Г. Фиксация молекулярного азота синезелеными водорослями в некоторых водоемах // Круговорот веществ и биологическое самоочищение водоемов: Сб. науч. трудов. – Киев: Наукова Думка, 2000. – С. 117 – 122.

11. Кудеяров, В.Н. О биогеохимическом цикле азота // Биогеохимические циклы в биосфере. – М.: Наука, 2006. – С. 190 – 198.

12. Лаврова, И.А. Превращение азота удобрений в системе почва-растение и повышение их эффективности: дис. д-ра биол. наук. – М.: ВИУА, 2002. – 330 с.

13. Романов, В.П. Оценка поступления биогенных веществ из рассеянных источников // Материалы III Международного водного форума «Международное сотрудничество в ранге водно-экологических проблем», 2-3 октября 2008 г. г. Минск / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ. – Мн: Минсктип Проект, 2008. – 590 с.

14. Телитченко, М.М., Остроумов, С.А. Введение в проблемы биохимической экологии. – М.: Наука, 2002. – 288 с.

15. Тохвер, В. Некоторые современные проблемы денитрификации // Экология и физиолого-биохимические основы микробиологического превращения азота. – Тарту, 2002. – С. 34 – 47.

16. Трепачев, Е.П. Роль биологического азота в повышении плодородия почв, урожайности и экономичности сельскохозяйственных культур // Основные условия эффективности применения удобрений. – М., 2006. – С. 225 – 241.

17. Туев, Н.А. и др. Экологические последствия накопления нитратов и пути снижения их содержания в почвах и растениях // Экологические проблемы накопления нитратов в окружающей среде: Тезисы докладов Всесоюзной конф. – Мн., 2009. – С. 282.

18. Хабаров, А.В., Скалабан, В.Д. Социально экологические проблемы организации природопользования, землепользования // Рациональное природопользование в условиях техногенеза: Сб. науч. тр. – М.: Папирус ПРО, 2000. – 370 с.

19. Хашимов, Ф.В., Ортиков, Т. Интенсивность образования нитратов и изменение окружающей среды // Экологические проблемы накопления нитратов в окружающей среде: Тезисы докладов Научной конф. – Мн., 2009. – 410 c.

20. Ходжаев, В.Г. К охране почв и грунтовых вод от нитратов в условиях сельского хозяйства // Экологические проблемы накопления нитратов в окружающей среде. – М.: Наука, 2009. – 322 с.

Информация о работе Воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий