Воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- описать. основные направления влияния транспорта на животный мир;
- рассмотреть основные методы, позволяющие оценить влияние автотранспорта на фауну;
- изучить последствия влияния автомобильного транспорта на представителей фауны урбанизированных территории.

Оглавление

РЕФЕРАТ……………………………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТРАНСПОРТА НА ЖИВОТНЫЙ МИР 6
1.1 Автотранспортная нагрузка на урбанизированных территориях 6
1.2 Влияние автотранспорта на животных 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВОТРАНСПОРТА НА ФАУНУ 15
2.1Анализ карт, как метод оценки воздействия на окружающую среду 16
2.2 Матричный метод оценок воздействия 17
2.3 Метод потоковых диаграмм и сетевых графиков 19
2.4 Метод имитационных математических моделей 20
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 3. АВТОТРАНСПОРТ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПОЗВОНОЧНЫХ И БЕСПОЗВОНОЧНЫХ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ЭКОСИСТЕМ 22
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

09.05.doc

— 52.10 Кб (Скачать)

Особую проблему составляет увеличение уровня вибрации в городских районах, главным источником чего является транспорт. Данная проблема мало исследована, однако несомненно, что ее значение будет возрастать. Вибрация способствует более быстрому износу и разрушению зданий и сооружений, но самое существенное, что она может 9 отрицательно влиять на наиболее точные технологические процессы. Особенно важно подчеркнуть, что наибольший вред вибрация приносит передовым отраслям промышленности и соответственно ее рост может оказывать ограничивающее влияние на возможности научно-технического прогресса в городах. [15, c. 125; 16, c. 45]

 

1.2 Влияние автотранспорта на животных

 

Аккумуляция вредных веществ представителями животного мира зависит от множества факторов и, в первую очередь, от их таксономической принадлежности. Подтверждена прямая зависимость между уровнем загрязнения атмосферного воздуха различными выбросами автотранспорта и степенью их накопления в организме теплокровных животных. У беспозвоночных животных, имеющих твердые покровы, вредные вещества в наибольшей степени концентрируется в них.

У позвоночных животных вредные вещества в наибольшей степени накапливается в костной ткани, у рыб – в гонадах, у птиц – в перьях, у млекопитающих – в головном мозге и печени. Процентные соотношения различных элементов в тканях животных соответствуют таковым в объектах их питания. Концентрация ртути возрастает в 50 раз при переходе этого элемента от растений к животным-фитофагам, а при последующем переходе к хищникам – в 250 раз относительно уровней ртути в растениях.

По степени накопления хлорорганических соединений и ртути первое место занимают хищники. По мере поступления в пищевые цепи загрязняющие вещества аккумулируются в их конечных звеньях, оказывая негативное воздействие на клеточном, организменном и популяционном уровнях. Прежде всего, оно проявляется в нарушении репродукции животных. Для птиц это снижение успеха гнездования вследствие утончения скорлупы откладываемых яиц (критическим считается утончение на 14–20 %), гибель эмбрионов, повышенная гибель птенцов, высокий процент уродств у новорожденных.

Автомобильные выбросы серьезно нарушают защитные функции иммунной системы, вследствие чего организм становится восприимчивым к различным заболеваниям. Они стали одной из основных причин сокращения численности, а иногда и полного исчезновения популяций птиц и млекопитающих. [18, c. 46]

Хронические отравления развиваются при многократном поступлении в организм ядовитых выбросов, вызывают медленную гибель рыб и животных в течение длительного времени (месяцы) со стертыми клиническими признаками. В периоды стрессовых состояний хронические токсикозы нередко обостряются и сопровождаются массовой гибелью рыб, грызунов.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Таким образом, на основании изложенного материала можно утверждать, что основными направлениями влияния автотранспорта являются живые организмы.

Из-за возрастающих объемов перевозок и промышленного развития экологические проблемы достигли драматического уровня во многих крупных городах мира. Необходимо срочно найти решения для управления этой ситуацией, чтобы завтрашнее поколение смогло унаследовать приемлемые для человеческого организма условия жизни в окружающей среде, поскольку для адаптации организма к изменениям необходимы гораздо более длительные сроки эволюции и смена многих поколений.

Современные технологии в машиностроении пытаются минимизировать воздействие автотранспорта на живые организмы различными способами. Но несмотря на развитие технологий, в большинстве стран преобладают технически несовершенные образцы автостроения.

 

ГЛАВА 2

МЕТОДЫ ОЦЕНОКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ФАУНУ

 

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это процедура учета экологических требований законодательства в системе подготовки хозяйственных, в том числе предпроектных, проектных и других решений, направленная на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий ее реализации, а также оценки инвестиционных затрат на природоохранные мероприятия.

Природоохранные мероприятия – это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Виды:

1. охрана атмосферного  воздуха. Особо важный вид природоохранных  мероприятий, поскольку воздух воздействует  на различные виды живых организмов, расположенных на разных трофических  уровнях.

2. охрана водных ресурсов. Данный вид природоохранных мероприятий имеет как прямое, так и косвенное воздействие на живые организмы.

3. охрана земель и недр. Данный вид природоохранных мероприятий имеет весьма сложное строение с точки зрения экологических механизмов. Применение данных мероприятий имеет смысл только при комплексном подходе в оценке экологического воздействия.

4. охрана биоразнообразия и ландшафтов: (лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов; охрана и воспроизводство животного мира; комплексные направления природоохранной деятельности). Наиболее широкий по количеству входящих в состав элементов анализа. Данное разнообразие обусловлено наличием большого разнообразия флористических и фаунистических

5. специальные сферы природоохранной деятельности (обращение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией);

6. управление и контроль в области природоохранной деятельности. Данный вид природоохранных мероприятий включает ряд административно-правовых предложений и рационализаторских действий, направленных на повышение качества жизни и уровня экологического состояния окружающей среды.

 

 

2.1 Анализ карт, как метод оценки воздействия на окружающую среду

 

Суть метода заключается в том, что исследуемая территория делится на участки (исходя из топографических характеристик, типов землепользования и т. п.) и по каждому участку собирается информация о компонентах окружающей среды и потенциальных воздействиях на них. При этом в данном анализе можно прибегать к разделению информации по объекту воздействия (флора или фауна). Для каждого из показателей и для каждого варианта проекта вычерчиваются схемы, совмещением которых выявляется как интенсивность нарушений среды, так и факторы природного и социально-экономического характера, затрудняющие осуществление проекта. С помощью метода совмещения можно оценивать воздействия линейных сооружений (автодорог, линий ЛЭП и т. п.), определять свободное пространство для застройки, обосновывать границы охраняемых территорий, регионов со сложной экологической ситуацией. В настоящее время картографические методы применяют для определения географического охвата ОВОС, т. е. определения пространства и масштаба воздействия. Пространственно-временные рамки воздействия устанавливают с учетом интенсивности воздействия в рамках ландшафтной, бассейновой организации территории или ее административного деления [24, c. 59; 26, c. 29].

Территориальной оценочной ячейкой может быть выбрана иерархическая ландшафтная единица, соответствующая масштабу картографирования, при крупномасштабных исследованиях – урочище, группа урочищ, при более мелком масштабе – ландшафт, ландшафтный район. При экологическом проектировании использования водных ресурсов, гидротехнических сооружений, обустройства нефтяных месторождений оценивание производится в рамках бассейновой организации территории. Географический охват ОВОС ограничивается водоразделами бассейнов определенных порядков. Оценочные ячейки также можно выявить при наложении сетки бассейнов и административного деления на ландшафтную структуру территории, в итоге вычленяется интегральная территориальная единица оценивания, для которой можно производить различные виды оценивания, от природных до социальных, производя балансовые и прогнозные построения.

Данный метод в большинстве случаев применяется для выявления зон с повышенными показателями воздействия как на флору, так и на фауну. Большинство лабораторий и научно-исследовательских центров используют данный метод для мониторинга состояния окружающей среды, в частности флоры и фауны.

 

2.2 Матричный метод оценок воздействия

 

При оценке воздействия объектов на природную среду используют различные типы матриц:

- перечни типов воздействий, простые контрольные списки;

- списки объектов, испытывающих влияние и изменяющихся под воздействием, простые контрольные списки;

- простейшие причинно-следственные матрицы, устанавливающие взаимодействие типов воздействия и объектов, испытывающих их;

- сложные матрицы экологических последствий хозяйственной деятельности и обратных реакций.

Перечни типов воздействия, либо списки компонентов природной среды, изменяющихся под воздействием, служат основой простых и сложных контрольных листов [27, c. 47; 28, c. 77].

В строках матрицы перечислены компоненты природной среды, а в столбцах приведены типы воздействия. В случае если определенный процесс, связанный с осуществлением проекта, вызывает изменение того или иного компонента среды, отмечается соответствующая клетка в матрице, фиксирующая таким образом взаимодействие.

В более сложных матрицах проводится ранжирование интенсивного воздействия (придается вес или балл интенсивности) и по значимости изменений в экосистемах (определяется значимость изменения под воздействием объекта, испытывающего воздействие). Агрегированные показатели рассчитываются при перемножении веса воздействия и значимости изменений в экосистемах, затем эти значения суммируются по горизонтали и по вертикали матрицы, таким образом, определяются наиболее интенсивные воздействия и выявляются наиболее чувствительные или наиболее изменяющиеся объекты, испытывающие воздействие.

Данный метод использовался в работе с целью выявления основных воздействий на компоненты окружающей среды от различных составляющих оросительной системы (таблица 2). Было выявлено, что наибольшее воздействие оказывается на почву и поверхностные воды, менее значительное – на грунтовые воды, и совсем не оказывается воздействие на атмосферу, фауну и флору.

Однако данный метод выявляет лишь первичные изменения в природе и не позволяет проследить всю цепь сложных взаимодействий. Он только позволяет оценить есть воздействие или нет, степень его интенсивности и определить компонент природной среды, на который оно оказывается. Данный метод непригоден для выявления косвенных воздействий на окружающую среду, поэтому целесообразней использовать сетевой метод, описанный ниже [29, c. 120].

Таблица 2. Матрица воздействия отдельных элементов оросительных систем

Компоненты среды

Компонент оросительной системы

 

Насосная станция

Распределительная сеть

Дождевальная машина

Водоотводная сеть

   

Каналы

Трубы

   

Почва

-

+- (незначительное)

-

+(сильное)

-

Грунтовые воды

-

+-

-

+

+-

Поверхностные воды

+ (изъятие)

-

-

-

+ (загрязнение)

Атмосфера

-

-

-

-

-

Флора и Фауна

-

-

-

-

-


 

 

2.3 Метод потоковых диаграмм и сетевых графиков

 

Метод предполагает составление перечня разных вариантов землепользования и характерных для них типов воздействий. Данный метод позволяет определить связанные с этими воздействиями первоначальные изменения состояния отдельных компонентов природной среды и последующие, вызванные уже нарушениями в природной среде. В отличие от матрицы взаимодействия компонентов этот метод наглядно показывает не только направление, но и сущность связей разного порядка между компонентами природной среды. Он дает возможность проследить за динамикой воздействий, т.е. показать возможные изменения, которые происходят или могут произойти с изучаемой системой [30, c. 204].

При применении данного метода на фауне урбанизированных территорий можно просматривать, например, связь тенденции к изменению численности отдельных видов, от изменения численности автотранспорта.

 

2.4 Метод имитационных математических моделей

 

Этот метод отражает количественные зависимости между воздействиями и позволяет рассматривать социальные и природные системы как непрерывно развивающиеся и изменяющиеся. Сравнительно давно известны модели, описывающие загрязнение отдельных компонентов природной среды, например, воздуха (расчеты приземных концентраций вредных примесей), модели распространения загрязнения в воде, например, модели распространения тяжелых металлов в сточных водах. Но этот вид моделирования находится в первоначальной стадии развития, что связано с недостаточной изученностью нарушенных экосистем. В существующих моделях акцент делается, как правило, на один компонент экосистемы. В более сложных моделях, разрабатываемых для целых экосистем, недостаточно полно учитываются социально-экономические показатели, поскольку введение дополнительных данных делает модели неуправляемыми. Тем не менее, на будущее этот подход рассматривается как весьма перспективный.

Конечным этапом составления ОВОС выступает собственно оценка прогнозируемых изменений в природной среде и их последствий. Оценка всегда предполагает соотнесение установленных или прогнозируемых состояний показателей с нормами состояния отдельных компонентов ландшафта, либо ландшафта в целом. Выделяют пять этапов оценки экологических последствий от планируемой хозяйственной деятельности:

    • природную оценку;
    • специальную природную;
    • технологическую;
    • экономическую;
    • социальную [23, c. 157].

Информация о работе Воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий