Воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- описать. основные направления влияния транспорта на животный мир;
- рассмотреть основные методы, позволяющие оценить влияние автотранспорта на фауну;
- изучить последствия влияния автомобильного транспорта на представителей фауны урбанизированных территории.

Оглавление

РЕФЕРАТ……………………………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТРАНСПОРТА НА ЖИВОТНЫЙ МИР 6
1.1 Автотранспортная нагрузка на урбанизированных территориях 6
1.2 Влияние автотранспорта на животных 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВОТРАНСПОРТА НА ФАУНУ 15
2.1Анализ карт, как метод оценки воздействия на окружающую среду 16
2.2 Матричный метод оценок воздействия 17
2.3 Метод потоковых диаграмм и сетевых графиков 19
2.4 Метод имитационных математических моделей 20
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 3. АВТОТРАНСПОРТ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПОЗВОНОЧНЫХ И БЕСПОЗВОНОЧНЫХ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ЭКОСИСТЕМ 22
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

09.05.doc

— 52.10 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

РЕФЕРАТ……………………………………………………………………………3

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 32 с., 4 табл., 28 источник.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВЫБРОСЫ, ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЫ, ВЫБРОСЫ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, ФЛОРА И ФАУНА, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, ЖИВОТНЫЕ

 

Объектом исследования выступает воздействие транспорта на животный мир.

Цель работы: изучить воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий.

При выполнении работы использованы методы: аналитический и сопоставления.

Элементами научной новизны полученных результатов являются обобщение имеющихся литературных данных по исследуемой проблеме.

Областью возможного практического применения являются разработка методических рекомендаций по снижению экологической нагрузки на флору и фауну городов.

Автор подтверждает, что приведенный в работе материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов.

С каждым годом количество автотранспорта растет, а, следовательно, растет содержание в атмосферном воздухе вредных веществ. Постоянный рост количества автомобилей оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Основными источниками загрязнения воздушного бассейна при эксплуатации автотранспорта являются двигатели внутреннего сгорания, которые выбрасывают в атмосферу отработавшие газы и топливные испарения. В отработавших газах обнаружено около 280 компонентов продуктов полного неполного сгорания нефтяных топлив, а также неорганические соединения тех или иных веществ, присутствующих в топливе.

Отрицательное воздействие автотранспорта на окружающую среду проявляется в различных аспектах. Это и отчуждение земель для строительства дорог, и нарушение экологического равновесия при их строительстве и эксплуатации (изменение ландшафта и «разделяющий эффект», водная и ветровая эрозия, усиление геодинамических процессов, загрязнение местности и вод продуктами эксплуатации автомобилей и дорог, а также потери сельского хозяйства), исчезновение заповедных, нетронутых природных комплексов, ухудшение здоровья человека.

Цель данной работы: изучить воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- описать. основные направления влияния транспорта на животный мир;

- рассмотреть основные методы, позволяющие оценить влияние автотранспорта на фауну;

- изучить последствия влияния автомобильного транспорта на представителей фауны урбанизированных территории.

Объектом исследования выступает воздействие транспорта на животный мир.

Предметом исследования является влияние автотранспорта на животный мир урбанизированных территории.

Практическая значимость данной работы заключена в обработке и обобщении имеющихся научных данных по изучаемой теме. Материалы, представленные в курсовой работе, могут использоваться в разработке и создании методических пособий для студентов биологических специальностей.

 

 

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТРАНСПОРТА НА ЖИВОТНЫЙ МИР

 

1.1 Автотранспортная нагрузка на урбанизированных территориях

 

На современном этапе развития экономики белорусский автомобильный транспорт, как и в большинстве развитых стран, играет важнейшую роль в обеспечении экономического роста и социального развития государства. За последние годы автомобильный транспорт страны выполняет около 60% перевозок грузов и около 55% перевозок пассажиров, а с учетом личных легковых автомобилей – не менее 65% пассажиров, с тенденцией дальнейшего увеличения этих показателей [1, c. 50; 2, c. 88].

Автомобильный транспорт является одной из важнейших составляющих транспортного обеспечения безопасности страны. В то же время развитие автомобильного транспорта в Белоруссии сталкивается с проблемами, требующими комплексного решения на государственном уровне. Так, экологические проблемы, связанные с использованием транспортных средств, актуальны не только для Белоруссии, но и для всех стран мира. Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние человека. Эта проблема обострилась в XX в., когда интенсивное развитие промышленности и транспорта, а также несовершенство технологических процессов привели к загрязнению атмосферы, воды и почвы. Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн. т окиси углерода, более 50 млн. т различных углеводородов, 150 млн. т двуокиси серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода.

Первым виновником порчи биосферы является детище научно-технического прогресса – автомобиль. Поглощая столь необходимый для жизни кислород, он интенсивно «обогащает» воздушную среду токсичными компонентами, наносящими вред всему живому и неживому. [11, c. 114] Вследствие быстрого роста автотранспортных средств возрастает изъятие кислорода из атмосферного воздуха. Это приводит к нарушению состава атмосферы, является причиной возникновения устойчивого кислородного голодания.

Один современный автомобиль в течение часа потребляет около 50 килограммов кислорода. Если учесть, что в настоящее время мировой автопарк превышает 550 миллионов автомобилей, то можно легко подсчитать, что только за один час его работы будет израсходовано свыше 25,5 миллиона тонн кислорода, то есть больше, чем потребляет все человечество в течение целых суток. В результате сжигания жидкого топлива в воздух ежегодно выбрасывается, по разным оценкам, от 180 тыс. до 260 тыс. т свинцовых частиц, что в 60–130 раз превосходит естественное поступление свинца в атмосферу при вулканических извержениях (2–3 тыс. т/год). В некоторых крупных американских, европейских и японских городах, переполненных автомобилями, содержание свинца в атмосфере уже достигло опасной для здоровья человека концентрации или приближается к ней [3, c. 45; 4, c. 59].

При вдыхании городского воздуха крупные свинцовые аэрозоли задерживаются в бронхах и носоглотке, а те, что имеют диаметр менее 1 мкм (их примерно 70– 80%), попадают в легкие, а затем проникают в капилляры и, соединяясь с эритроцитами, отравляют кровь. Причем известно, что «свинцовый воздух» вреднее «свинцовой воды». Признаки свинцового отравления – анемия, постоянные головные боли, мышечная боль – проявляются при содержании в крови свинца 80 мкг/100 мл. Это опасный рубеж, начало болезни.

Вредным токсикантом являются окислы азота. В различных странах их выбросы составляют от 40 до 80 процентов. Попадая в атмосферный воздух, окислы азота превращаются в азотную кислоту, которая является в высокой степени коррозирующим веществом. Вместе с серной кислотой она представляет собой основной компонент кислых осадков. Они угнетают рост сельскохозяйственных растений, снижают общий уровень 6 урожайности и самым пагубным образом сказываются па деградации лесных массивов. Многие леса Европы в настоящее время подвергаются азотным осаждениям, которые по крайней мере в десять раз выше, чем в незагрязненных районах, – до 60 килограммов на гектар в год [5, c. 75; 6, c. 95].

Кислотные осадки являются следствием взаимодействия с атмосферой серы и азота, которые попадают в нее в результате сгорания различных видов природного топлива. Угарный газ и окислы, выделяемые из глушителя автомобиля – одна из основных причин головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам, а все вместе эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям.

В больших городах также более широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и новообразования. По расчетам специалистов, «вклад» автомобильного транспорта в атмосферу составляет до 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автомобиль также добавляет в почву и воздух тяжелые металлы и другие вредные вещества. [13, c. 204]

Одним из наиболее опасных тяжелых металлов является кадмий. Кадмий до определенного периода попадал в почву при истирании шин, т.к. он добавлялся к резине для ускорения процесса вулканизации. В настоящее время использование кадмия в производстве шин запрещено. По оценкам специалистов ежегодные суммарные автомобильные выбросы в странах ближнего Зарубежья составляют 400 млн. т., среди которых: – 27 млн.т. окиси углерода; – 2.5 млн.т. углеводородов; – 9 млн.т. окислов азота; – 200–230 млн.т. углекислого газа.

Образование токсичных веществ – продуктов неполного сгорания и окислов азота в цилиндре двигателя в процессе сгорания происходит принципиально различными путями. Первая группа токсичных веществ связана с химическими реакциями окисления топлива, протекающими как в предпламенный период, так и в процессе сгорания – расширения. Вторая группа токсичных веществ образуется при соединении азота и избыточного кислорода в продуктах сгорания. Реакция образования окислов азота носит термический характер и не связана непосредственно с реакциями окисления топлива. Поэтому рассмотрение механизма образования данных токсичных веществ целесообразно вести раздельно [7, c. 71; 8, c. 93].

К основным токсичным выбросам автомобиля относятся: отработавшие газы (ОГ), картерные газы и топливные испарения. Отработавшие газы, выбрасываемые двигателем, содержат окись углерода (СО), углеводороды (СХHY), окислы азота (NOX), бенз(а)пирен, альдегиды и сажу. Картерные газы – это смесь части отработавших газов, проникшей через неплотности поршневых колец в картер двигателя, с парами моторного масла. Топливные испарения поступают в окружающую среду из системы питания двигателя: стыков, шлангов и т.д.

Распределение основных компонентов выбросов у карбюраторного двигателя следующее: отработавшие газы содержат 95% СО, 55% СХHY и 98% NOX, картерные газы по – 5% СХHY, 2% NOX, а топливные испарения – до 40% СХHY. В общем случае в составе отработавших газов двигателей могут содержаться следующие нетоксичные и токсичные компоненты: О, О2, О3, С, СО, СО2, СН4, CnHm, CnHmО, NO, NO2, N, N2, NH3, HNO3, HCN, H, H2, OH, H2O. [10, c. 102]

Вредные токсичные выбросы можно разделить на регламентированные и нерегламентированные. Они действуют на организм человека по-разному. Вредные токсичные выбросы: СО, NOX, CXHY, RXCHO, SO2, сажа, дым (таблица 1.1).

Достаточно едким и ядовитым для человека и растений является и озон, образующийся всюду, где много углеводородов и окисей азота. Складывается парадоксальная ситуация – концентрация озона в нижних воздушных слоях, где он весьма вреден, все больше увеличивается, тогда как в стратосфере, где он фильтрует жесткие ультрафиолетовые лучи, его становится все меньше.

Озон – газ, токсичный при вдыхании. Он раздражает слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, повреждает сурфактант легких. Нефтепродукты, представляющие собой композицию самых разнообразных углеводородов, оказывают большое воздействие на придорожные почвы.

 

Таблица 1.1 Состав отработавших газов автомобильных двигателей [11, c. 460]

Содержание ОГ

Содержание в объеме, в %

Примечание

Бензин

Дизель

N2

74-77

76-78

не токсичен

O2

0.3-0.8

2.0-18.0

не токсичен

H2O

3.0-5.5

0.5-4.0

не токсичен

CO2

5.0-12.0

1.0-10.0

не токсичен

Nox

0.1-0.5

0.01-0.5

токсичен

CxHy

0.2-3.0

0.001-0.4

токсичен

RxCHO (альдегид)

0.0-0.2

0.01-0.09

токсичен

SO2

0.0-0.002

0.0-0.03

токсичен

Сажа, г/м3

0.04

0.01-1.1

токсичен

Бенз(а)пирен

до 0.02

до 0.01

канцерогенен


 

 

Несмотря на то, что загрязнение ими носит самый масштабный и распространенный характер, каких-либо удовлетворительных методик, обеспечивающих прогнозные оценки загрязнения почв, до сих пор не разработано. Также в России отсутствуют утвержденные ПДК и ОДК по их содержанию в почве. Поэтому приходится пользоваться зарубежными оценкамикритерия, принимая допустимую концентрацию нефтепродуктов в почве от 50 до 180 мг/кг.

Реальное содержание нефтепродуктов в придорожных почвах, как показывают многочисленныеисследования, обычно существенно больше, чем дают указанные критерии. [12, c. 14] Помимо всего этого большое значение имеет проблема шума. Чрезмерный шум оказывает вредное воздействие на здоровье людей и может вызвать серьезные расстройства нервной и сердечно-сосудистой системы. Наблюдения показали, что внезапные и неожиданные шумы вызывают значительные изменения в организме: повышение кровяного давления, учащение пульса, спазмы мускулов, нарушение нормального функционирования органов пищеварения. Даже если человек привык к окружающему шуму, его организм все же нередко претерпевает ряд физиологических изменений: расстройство функций уха, горла и носа. Нередко обнаруживаются значительные изменения в выделении гормонов и далее нарушения мозговых функций у людей, подвергаемых шумовому прессингу. [6, с. 112]

Существуют два основных подхода к ограничению воздействия шума автомобильного транспорта, воспринимаемого в жилых помещениях и помещениях, где работают люди. При первом подходе делается попытка уменьшить шум в самом источнике шума путем конструирования малошумных автомобилей и устройства малошумных дорожных покрытий. Второй подход предполагает ограничение распространение шума, уже возникшего, путем учета таких факторов, как интенсивность движения, конструкция дороги и ее трассирование, путем применения звуковых экранов и барьеров, а также путем планирования землепользования вдоль дороги для снижения до минимума воздействия шума на человека. Кроме этого, принимаются меры по звукоизоляции зданий для сведения к минимуму проникновения шума в помещении зданий [14, c. 55; 15, c. 38].

Информация о работе Воздействие автомобильного транспорта на фауну урбанизированных территорий