Вопросы собственности на природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в рассмотрении права собственности на природные объекты и ресурсы.
Для достижения указанной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:
1.Выявить историческую динамику конституционно-правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы в России;
2.Рассмотреть понятие права собственности на природные объекты и ресурсы;
3.Рассмотреть право собственности на водные ресурсы;
4.Изучить право собственности на лесные ресурсы;
5.Изучить и рассмотреть право собственности на ресурсы животного мира;
6.Подвести итоги и сделать вывод.

Файлы: 1 файл

Экологическое право.docx

— 54.39 Кб (Скачать)

Итак, правоотношения, возникающие  по поводу использования водного  фонда, регулируются Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 г.

В соответствии со ст.8 ВК РФ, не допускается отчуждение таких  водных объектов без отчуждения земельных  участков, в границах которых они  расположены, т.к. понятие владения не применимо во всей полноте к  водным объектам, поскольку сосредоточенная  в них вода находится в состоянии  непрерывного движения и водообмена.11 Отсюда следует, что право собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву собственности на водные объекты (ст.8 ВК), хотя и предусматривает  муниципальную и частную собственность, но только на обособленные водные объекты.

Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой  по площади и непрочный искусственный  водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, являются государственной собственностью.

Из данного положения  следует, что водные объекты представляют исключительную важность для народного хозяйства страны. Закрепляя преимущество государственной собственности на водные объекты, законодательство стремиться оградить их от недобросовестного использования, а также гарантирует свободный доступ к воде как одному из основных жизненно важных ресурсов.

В собственности РФ находятся: поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации; водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; водные объекты, являющиеся частью территории лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

В собственности субъектов  Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены  в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и  не отнесенные к федеральной собственности.

Водные объекты признаются собственностью субъектов Российской 
Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Управление собственностью субъектов Российской Федерации  осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Часть  полномочий по управлению указанной  собственностью на водные объекты органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и ВК РФ могут передать соответствующим  федеральным органам исполнительной власти.12

Декларируя преимущество государственной собственности  на водные объекты, ВК РФ предоставляет  обширные права на пользование лицам, не являющимся собственниками.

Глава 3 ВК РФ определяет права  на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов. Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров (ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ). Предоставление водных объектов в пользование, в отношении которых ко дню введения в действие Водного кодекса РФ не были приняты решения Правительства РФ или решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не были выданы лицензии и не были заключены договоры пользования водными объектами, осуществляется в соответствии с ВК РФ.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования  и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации .13

 

       

        

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   4. Право собственности на лесные ресурсы.

Леса – национальное богатство  народа, источник получения древесины  и других видов ценного сырья, а также стабилизирующий компонент  биосферы. Они имеют очень большое  эстетическое и рекреационное (восстановительное) значение. Рациональное использование  и сохранение лесов в настоящее  время приобретает большое значение для европейской части Российской Федерации и Урала, где сосредоточены  сравнительно небольшие лесные ресурсы  и основные производственные мощности промышленных предприятий, а также  большинство населения страны.     Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. 14 Для упорядочения пользования лесами государственного значения и предупреждения истощения древесных запасов в малолесных районах леса разделены на три группы. К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции: водоохранные, защитные (противоэрозионные), санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов). Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие защитное и ограниченно эксплуатационное значение, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощимости пользования им требуется более строгий режим лесопользования.

К третьей группе относятся  леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба защитных свойств этих лесов. В лесах третьей группы ведущее место занимает использование целевых ресурсов (в первую очередь древесины). В свете современных вопросов охраны окружающей среды и рационального использования лесных ресурсов большое значение приобретает освоение лесов третьей группы, совершенствование лесоэксплуатации и переработки древесины, дальнейшее повышение продуктивности насаждений, эффективное использование побочных продуктов леса. Создание крупных лесопромышленных комплексов на Северо-Западе и в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке позволило вовлечь в эксплуатацию крупные лесные массивы с перестойными и спелыми насаждениями, выдвинув задачу перед лесным хозяйством и лесной промышленностью замены старых лесов новыми. Большое значение приобретает комплексное использование древесного сырья. Его основой является производство технологической цепы, которое позволяет применять древесину, а также отходы лесозаготовок и лесопиления в качестве исходного сырья для целлюлозно-бумажной промышленности и производства древесных плит. Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.15

Быстро растет и рекреационное  значение лесов, расположенных в  местах с развитой промышленностью, около больших городов. Рекреационная  ценность лесов порой превосходит стоимость получаемой от них древесины. При скоплении в лесах отдыхающих возникает рекреационная нагрузка. Это может оказаться опасным для продолжения естественного развития и нормального существования лесных массивов, биогеоценозов. Если участок леса сильно поврежден вытаптыванием почвы, его нужно исключить из пользования на 3-5 лет и более. Нужно тщательно выполнять все правила противопожарной охраны, запрещать прогулки, отдых и сбор грибов и ягод в молодых лесонасаждениях.16

     В соответствии с Лесным Кодексом РФ (ст. 6) объектами лесных отношений являются леса, которые располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Объекты лесных отношений  используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Устанавливая исключительную важность лесов, и дабы не повлечь  нерациональное использование, законодатель изъял лесной фонд из гражданского оборота и определил единственного  собственника лесного фонда. Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны  леса находятся в федеральной  собственности. Допускается передача части лесного фонда в собственность  субъектов Российской Федерации.

В соответствии с главой 7 ЛК РФ, договор купли-продажи может  заключаться только на лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Право собственности на ресурсы животного мира.

 

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации - неотъемлемым элементом природной  среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным  ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим  компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для  удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации,объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное)17

К федеральной собственности  могут быть отнесены следующие объекты  животного мира: редкие и находящиеся  под угрозой исчезновения, а также  занесенные в Красную книгу Российской Федерации; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное  море, континентальный шельф и  исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие  под действие международных договоров  Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении.18

Следует отметить, что объектом животного мира являются дикие животные и их популяции. Не могут быть объектами  животного мира домашние животные. Объекты животного мира, изъятые  из среды обитания в установленном  порядке (например, содержащиеся в зоопарках) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Отношения по владению, пользованию  и распоряжению такими животными  регулируются гражданским законодательством, указанным Федеральным законом  и другими нормативными правовыми  актами Российской Федерации и ее субъектов.

Особенным правовым статусом среди природных ресурсов обладают особо охраняемые территории. Под такого вида природным объектом подразумеваются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства на ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния, следовательно, они не могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц.

Территории федерального значения являются федеральной собственностью, регионального значения - собственностью субъектов Федерации и, соответственно, местного значения являются собственностью муниципальных образований. При  этом территории государственных заповедников и национальных парков относятся  к особо охраняемым территориям  федерального значения. Территории государственных  заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных  местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального  значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные  местности и курорты могут  объявляться особо охраняемыми  территориями местного значения .Территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов. Территории местного значения определяются в порядке, установленном нормативно правовыми актами субъектов РФ.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственность на недра. 

     Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

      Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

     Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.20 Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Информация о работе Вопросы собственности на природные ресурсы