Вопросы собственности на природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в рассмотрении права собственности на природные объекты и ресурсы.
Для достижения указанной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:
1.Выявить историческую динамику конституционно-правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы в России;
2.Рассмотреть понятие права собственности на природные объекты и ресурсы;
3.Рассмотреть право собственности на водные ресурсы;
4.Изучить право собственности на лесные ресурсы;
5.Изучить и рассмотреть право собственности на ресурсы животного мира;
6.Подвести итоги и сделать вывод.

Файлы: 1 файл

Экологическое право.docx

— 54.39 Кб (Скачать)

 

                                        Введение

 

     Актуальность выбранной мною темы, состоит в том, что стратегически важной составляющей экономики Российской Федерации являются природные ресурсы. Конституция Российской Федерации в ст. 9 закрепила многообразие форм собственности, отнеся вопросы собственности на природные ресурсы к основам конституционного строя.1 При этом                                             Основной закон страны, помимо установления многообразия форм собственности на природные ресурсы, формулируя их роль и значение для нашего государства, указывает, что земля и другие естественные богатства используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Происходившие в последние  десятилетия изменения в общественно-политической жизни нашего общества заставили  взглянуть по-новому на проблему собственности  на природные ресурсы, а также  на роль и место публичной собственности  на природные объекты в правовой системе нашего государства. В связи  с коренным изменением социально-экономической  и политической сфер жизнедеятельности  общества, переходом хозяйства страны к рыночной экономике, приватизацией  государственной собственности, произошел  законодательный дисбаланс в  пользу обеспечения прав частных  собственников.

В условиях становления и  развития федеративных отношений вопросы  владения, пользования и распоряжения естественными богатствами становятся важным объектом анализа, а проблема разработки эффективного механизма  разграничения полномочий в сфере  управления: государственной собственностью на природные ресурсы с учетом общегосударственных задач и интересов всего многонационального народа Российской Федерации приобретает первостепенное значение.

Предметом настоящего исследования выступают правовые идеи, результаты научных исследований правового  воздействия на отношения собственности  на природные ресурсы, нормы конституционного и иных отраслей права, регулирующие данные отношения, а также практика их применения.

Цель исследования состоит  в рассмотрении права собственности на природные объекты и ресурсы.

Для достижения указанной  цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:

1.Выявить историческую динамику конституционно-правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы в России;

2.Рассмотреть понятие права собственности на природные объекты и ресурсы;

3.Рассмотреть право собственности на водные ресурсы;

4.Изучить право собственности на лесные ресурсы;

5.Изучить и рассмотреть право собственности на ресурсы животного мира;

6.Подвести итоги и сделать вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исторические формы принадлежности земли и других природных ресурсов

 

На всем протяжении истории  природные ресурсы присваивались  двумя способами:

      1. посредством освоения свободных территорий относительно небольшими группами людей;
      2. посредством захвата чужих территорий более значительными группами людей и охраны их от посягательств других групп.

Первый способ в наше время  сохранился только при освоении Антарктиды, центральной части Мирового океана и космического пространства.

Второй способ является преимущественным на всех этапах истории, включая наше время, о чем свидетельствуют  две мировые войны и многочисленные локальные войны XX столетия. Симптоматично, что развитые рыночные страны и не скрывают притягательности российских территорий с точки зрения наличия  на них богатых природных ресурсов.

Военное, вооруженное присвоение природных ресурсов требует коллективного  участия большого числа людей, организованных не только для относительно кратковременного захвата, но и для продолжительной, практически постоянной их вооруженной  охраны. Поэтому на разных этапах истории  субъектами присвоения земли, а тем  самым и субъектами собственности  на землю были отдельные крупные  общины или союзы общин в форме  древних полисов, на основе которых  возникли первые государства.

Процесс вооруженного присвоения территорий есть не что иное, как  процесс превращения чужих территорий в собственность субъектов их присвоения – общин, государств, народов, наций.2

Передвижения по чужой  территории допускались при условии  дружественных отношений между  общинами. Производительное использование  земли запрещалось. «В противном  случае вспыхивали кровавые столкновения». Конфликты возникали не только из-за объектов охоты, но также, например, из-за добычи камня в местах его разработки без разрешения общины-собственницы, что было бы необъяснимо при отсутствии собственности на землю и ее плоды.3

Таким образом, вряд ли кто-нибудь сможет со знанием дела оспаривать тот факт, что конкретные территории Земли и Мирового океана, освоенные  или захваченные в прошлом  и тем самым распределенные между  различными странами, а следовательно, и находящиеся на них природные ресурсы изначально принадлежат обществу в лице государства. Этот факт объясняется тем, что присвоение территорий является делом всего общества, а управление процессом их рационального распределения и использования – функцией государства.

Способы организации присвоения природных ресурсов разнообразны: от дипломатических переговоров по поводу спорных территорий до военных  угроз и прямого применения военной  силы. Управляет процессом присвоения природных ресурсов государство, но принимают участие в этом процессе граждане всей страны, вся нация  как посредством содержания армии  и внешнеполитических государственных  органов, так и непосредственным трудовым участием в них. Этот способ присвоения природных ресурсов вместе с территорией, на которой они расположены, и служит основанием того, что в отношениях между гражданами или их группами природные ресурсы являются общей собственностью, а в между – народных отношениях – суверенной, или частной, собственностью нации.4

Общенародные природные  ресурсы могут эксплуатироваться  непосредственно государством, в  этом случае они становятся объектом не только государственной собственности, но и государственного владения и  пользования. Те же ресурсы, которые  более целесообразно передавать в эксплуатацию частными лицам или  корпорациям, объективно становятся объектами  частного владения, но никогда –  частной собственности. Именно по этой причине в качестве представителя  собственника государство имеет  право и обязано получать с  владельцев природных ресурсов ренту  для использования ее в интересах  собственника.

Как и в прежние эпохи, в наше время частные лица могут  быть и являются только землевладельцами, но никак не «землесобственниками», ибо собственником земли всегда является общество как субъект ее присвоения посредством захвата в историческом прошлом и охраны от вероятных захватчиков в настоящем. Это никак не противоречит тому, что владелец земли по отношению к ее собственнику – обществу, по отношению к другим лицам выступает как собственник со всеми его атрибутами, включая право продажи земли, если общество такое право ему предоставит. Однако владельцы отдельных участков земли, привыкая к своей роли собственников по отношению к владельцам других участков, стремятся абсолютизировать эту роль посредством установления права собственности, но это только искажает их фактический статус, провоцируя на антиобщественное использование объектов своего владения и тем самым вынуждая общество время от времени доказывать посредством применения санкций, кто является действительным собственником земли и других природных ресурсов.

Отвлечение от экономической  сущности собственности служит основной причиной ошибок и при трактовке  ее правовой формы, которая в таком  случае представляется продуктом человеческих «понятий» и «принципов». Так, Ф. Хайек полагает, что там, где речь идет о движимом имуществе, можно достичь понимания отношений принадлежности «с помощью простого понятия о собственности как исключительном праве пользования конкретной вещью». Но в связи с недвижимым имуществом и, в частности, с землей, «признание принципа частной собственности дает нам очень мало, пока мы точно не установим, какие права и обязанности собственность включает.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 .Понятие права собственности на природные объекты и ресурсы.

 

Прежде всего, собственность  является экономической категорией и представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности, в том  числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном.

В объективном смысле право  собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в  различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности. Т.е. право  собственности в объективном  смысле - это установленные законодателем  правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью  вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право  собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель.6 Право собственности является наиболее абсолютным правом - собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 7

Право собственности на природные  ресурсы имеет свою определенную специфику. Конституция, закрепляя  различные формы собственности  на природные ресурсы, дает определение  природным ресурсам как основе жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (ч.1 ст.9).

Естественно, что для данного  объекта требуется дополнительная правовая защита. Исходя из необходимости  такой защиты, законодатель возлагает  на собственника дополнительные обязанности  по использованию природных ресурсов, в том числе рациональное использование, ограничение либо особый порядок  совершения различных сделок вплоть до полного изъятия из оборота. 

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.8

Следует также учитывать, что для включения в гражданский  оборот природного объекта он должен обладать определенными свойствами.   Объектом гражданского оборота могут быть только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение. Наиболее типичным примером природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот, и соответственно стать объектом права собственности, является атмосферный воздух. К тому же, для отнесения объекта к природным ресурсам он должен находиться во взаимосвязи со всей экологической системой, являться ее неотъемлемой частью. Так, например не может быть природным объектом земля (почвенный слой), которая продается в пакетах в цветочных магазинах.

Для придания правового статуса  различным природным объектам они  объединены по своим свойствам в  группы (фонды). В настоящее время  выделяются несколько фондов: земельный  фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в  свою очередь, подразделяются на подфонды. Так, земельный фонд делится по категориям земель, водный - по видам водных объектов, лесной – по группам и видам лесов и т.д.

При продаже находящихся  в федеральной собственности  земельных участков или права  на заключение договоров аренды таких  земельных участков   Министерство имущественных отношений Российской Федерации, в отношении земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации - Министерство обороны Российской Федерации, а в отношении земель, предоставленных Управлению делами Президента Российской Федерации и его подведомственным организациям, - Управление делами Президента Российской Федерации.10

 

 

 3.       Право собственности на водные ресурсы.

Вода – основа жизни  на Земле и ее родина. К сожалению, обилие воды только кажущееся, в действительности гидросфера – самая тонкая оболочка Земли, потому что на воду во всех ее состояниях и во всех сферах приходится менее 0,001 массы планеты. Природа  устроена так, что вода постоянно  обновляется в едином гидрологическом  круговороте и охрана водных ресурсов должна осуществляться в самом процессе использования вод путем влияния  на отдельные звенья круговорота  воды. Потребности в воде возрастают из года в год. Основными потребителями воды являются промышленность и сельское хозяйство.

Информация о работе Вопросы собственности на природные ресурсы