Право собственности на природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

Как юридическая категория собственность на природные ресурсы является продуктом перехода общества к государственно-правовому уровню организации общественной жизни. Она являет собой результат закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений относительно| присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, то есть отношений владения, использования и распоряжения этими ресурсами, лицами, которые юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы. Такое закрепление имеет выражение в праве собственности на природные ресурсы.

Оглавление

Введение
Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы
Объекты права собственности
Формы и виды права собственности
Юридическое понятие земли, недр, вод, лесов, животного и растительного мира как объектов права собственности
Заключение
Задача 1
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Экологическое право вар 4.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экологическое право»

вариант 4

Право собственности на природные ресурсы

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы……………………………………………………………………………
  2. Формы и виды права собственности…………………………………………
  3. Объекты права собственности……………………………………………….
  4. Юридическое понятие земли, недр, вод, лесов, животного и растительного мира как объектов права собственности………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Задача 1…………………………………………………………………………..

Список использованных источников…………………………………………..

 

 

Введение

 

Собственность составляет экономическую основу жизни  общества и выражается в виде отношений  между субъектами по поводу материальных и других благ.

Право собственности  является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений  собственности и являет собой  урегулированы законом общественные отношения по владению, использованию  и распоряжению объектами собственности.

Понятие собственности на природные ресурсы следует рассматривать как экономическую и юридическую категории. Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права, а именно тогда, когда первобытный человек впервые обозначил конкретную земельную территорию или участок как принадлежащие роду, племени или отдельному индивиду1. Следовательно, главным признаком собственности на природные ресурсы в экономическом аспекте является присвоение конкретной земельной территории или участка со всеми расположенными на них природными ресурсами соответственно первобытным социумом или одним из членов общества. Таким образом, собственность на природные ресурсы как экономическая категория являет собой систему общественно-экономических отношений по поводу присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, объявления их собственностью, в форме, которая определяется господствующим в данном обществе способом производства, уровнем и потребностями развития его, производительных сил.

Как юридическая  категория собственность на природные  ресурсы является продуктом перехода общества к государственно-правовому  уровню организации общественной жизни. Она являет собой результат закрепления  правовыми нормами экономических  общественных отношений относительно| присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, то есть отношений владения, использования и распоряжения этими ресурсами, лицами, которые юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы. Такое закрепление имеет выражение в праве собственности на природные ресурсы.

Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой - собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

В соответствии с российским правом природные ресурсы  и предметы социальной среды как  объекты собственности могут  находиться в гражданском обороте. В то же время нельзя не видеть разницы между богатейшими российскими недрами и металлургическим заводом, перерабатывающим добытые ресурсы недр, как объектами права собственности и как имуществом, находящимся в гражданском обороте. Один объект создан природой, без малейшего приложения труда человека, другой -гением человека2.

Правовой режим  природы должен быть особенным, отличным от режима материальных объектов социальной среды. Теоретически он должен быть таким, чтобы, удовлетворяя некий оптимальный объем потребностей человека, природа сохранялась в благоприятном состоянии.

  
1. Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы

 

 

Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе общественных отношений по природопользованию и охране окружающей природной среды.

 Право собственности как юридическая категория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном.

 Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

Собственность как экономическая категория  является наиболее эффективным и  гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

Право собственности  на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника3.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права -- конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права  собственности на природные ресурсы  определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие при-родные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности4. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других при-родных ресурсах5. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц6. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности  на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические  черты и формы собственности  на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности  на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное  право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства, ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружаю-щей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с  тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  
2. Формы и виды права собственности

 

 

В настоящее  время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в следующих формах собственности7:

  • частной;
  • государственной;
  • муниципальной;
  • иных формах собственности.

Что понимать под  иными формами собственности, в  законодательстве пока не расшифровывается. При этом закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех собственников.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации все формы собственности признаются защищенными равным образом8.

Различие в  субъектном составе этих форм определяет виды права собственности:

  • частная собственность юридически оформляется в виде права собственности граждан и юридических лиц;
  • государственная – в виде права собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и права собственности республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (собственность субъектов Российской Федерации);
  • муниципальная - в виде права собственности города, района, сельского поселения и иного муниципального образования.

  
3. Объекты права собственности

 

Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права государственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соответствующих темах данного учебного пособия.

Наиболее важная часть природных объектов находится  в федеральной собственности. Экологическое  законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В частности, такими объектами являются9:

- земельные  участки и другие природные  объекты, предоставленные для  нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ  и осуществления других функций федеральных органов государственной власти;

- земельные  участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки и другие природные объекты государственных природных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении  и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых  проходит по территории двух  и более субъектов РФ, а также  животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения  полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

- лесной фонд  РФ и леса на землях обороны;

- водные объекты,  расположенные на территориях  двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ;

- естественные  ресурсы морской экономической  зоны и континентального шельфа РФ;

- иные природные  ресурсы по взаимной договоренности  Российской Федерации и ее субъектов.

В муниципальной  собственности - собственности муниципальных образований (городов, районов, поселков и т. д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Гражданам и  юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.

Информация о работе Право собственности на природные ресурсы