Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:37, контрольная работа
Как юридическая категория собственность на природные ресурсы является продуктом перехода общества к государственно-правовому уровню организации общественной жизни. Она являет собой результат закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений относительно| присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, то есть отношений владения, использования и распоряжения этими ресурсами, лицами, которые юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы. Такое закрепление имеет выражение в праве собственности на природные ресурсы.
Введение
Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы
Объекты права собственности
Формы и виды права собственности
Юридическое понятие земли, недр, вод, лесов, животного и растительного мира как объектов права собственности
Заключение
Задача 1
Список использованных источников
Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.
Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.
Заключение
Право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных с их экологическим содержанием.
Во-первых, это право собственности не является всеобъемлющим, потому что не все природные ресурсы за своими свойствами могут находиться в собственности, а лишь те из них, что является относительно стабильными, подлежат индивидуализации. К ним принадлежат земля, недра, воды, леса, животный мир, естественно заповедные объекты. Другие элементы природной среды не способны через объективные свойства быть объектами собственности (ветровая и солнечная энергия, атмосферный воздух, климатические ресурсы и другое) потому что не могут быть объектом присвоения со стороны человека и общества.
Во-вторых, природные ресурсы, хотя и является самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно взаимоувязываемые. Поэтому исключение природного вещества в процессе использования данных объектов (добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, потребления воды, отстрел и отлов животных, ловля рыбы и тому подобное) не прекращает право собственности на соответствующие элементы природного мира, а лишь является основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации природных ресурсов.
Задача 1.
При проверке санитарного состояния города было отмечено: ввиду нарушения правил эксплуатации очистных сооружений, городская ТЭЦ-1 загрязняет дымом и сажей атмосферный воздух города. Из имеющихся автохозяйств только в двух ведутся наблюдения за концентрацией окиси углерода, окислов азота, углеводородов, свинца в отработанных выхлопных газах автомобилей; в черте города размещена свалка бытовых и хозяйственных отходов, дым и копоть от сжигания которых доходит до всех ближайших кварталов города.
Назовите органы государства, призванные осуществлять контроль за состоянием окружающей среды города на указанных участках и их полномочия?
Каковы права
и обязанности городской
Какие органы осуществляют государственный контроль за состоянием атмосферного воздуха и воздухоохранной деятельностью на предприятиях?
Решение
В соответствии со ст. 64 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»19 контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 65 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды») В соответствии с п. 3 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников Правительство Российской Федерации Постановление от 21 апреля 2000 г. N 373 Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и их территориальными органами.
Федеральный закон РФ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»20 относит к компетенции городских округов и муниципальных районов организацию мероприятий по охране окружающей среды, а также организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территориях, за исключением тех, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. Для осуществления экологического контроля в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов вводится институт муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды.
Муниципальный экологический контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 64, 68).
Основными задачами муниципального экологического контроля являются обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми организациями - предприятиями, учреждениями, а также должностными лицами и гражданами - независимо от правового статуса, форм собственности и подчиненности.
На региональном уровне экологический мониторинг и/или контроль обычно вменяется в обязанность:
· Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий).
· Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).
· Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания).
· Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).
· Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).
· Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.)
Мониторинг
загрязнения ОПС ведет
В результате сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии ОПС и ее загрязнении формируется единый государственный фонд данных, которым пользуются компетентные органы в процессе принятия решений.
Министерство здравоохранения РФ через свою службу контроля объединяет санитарно-гигиенические и микробиологические лаборатории, в которых определяют химические, микробиологические и паразитолотические показатели объектов. Осуществляется контроль состояния атмосферного воздуха в городах и источников питьевой воды, токсикологический и бактериологический контроль территорий, складов ядохимикатов, сельхозугодий и т.д.
Государственный комитет России по недрам (Роскомнедра) обеспечивает функционирование системы государственного мониторинга геологической среды. Она связана с системами государственного мониторинга водных объектов Росгидромета и водного кадастра, Федеральной системой, сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, Российской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям, Единой информационной системой недропользования.
Список использованных источников
1 Ерофеев Б. В. Экологическое право: учебник. — 3- е изд., доп. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.
2 Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. – М., Норма, 2009.
3 Волков Г.Л. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы//Государство и право. 2010 № 8.С.14
4 Конституция Российской Федерации., М.,2009
5 Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ //СЗ РФ.2001 № 4Ст.547
6 Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ //СЗ РФ.2001 № 4Ст.547
7 Конституция Российской Федерации., М.,2009
8 Конституция Российской Федерации., М.,2009
9 Волков Г.Л. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы//Государство и право. 2010 № 8.С.14
10 Волков Г.Л. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы//Государство и право. 2010 № 8.С.14
11 Волков Г.Л. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы//Государство и право. 2010 № 8.С.14
12 Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие – М.,2005.
13 Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ//СЗ РФ.2006 № 23.Ст.2381
14 Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ//СЗ РФ.2006 №50.Ст. 5278
15 Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. – М., Норма, 2004.
16 Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ //СЗ РФ.2001 № 4Ст.547
17 Ерофеев Б. В. Экологическое право: учебник. — 3- е изд., доп. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.
18 Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ//СЗ РФ.2006 № 23.Ст.2381
19 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
20 Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
Информация о работе Право собственности на природные ресурсы