Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:43, курсовая работа
На сегодняшний день неуклонный рост объёмов перевозок воздушным транспортом приводит к загрязнению окружающей среды продуктами сгорания авиационных топлив. Средняя длительность пребывания этих загрязняющих веществ в атмосфере составляет примерно 2 года. Вредные вещества, выбрасываемые авиатранспортом составляют примерно 40% всех выбросов а атмосферу. В связи с этим поиск новых решений для уменьшения воздействия авиатранспорта на окружающую среду является актуальной.
Цель работы: проанализировать пути решения проблемы загрязнения атмосферы воздушным транспортом.
На сегодняшний день неуклонный рост объёмов перевозок воздушным транспортом приводит к загрязнению окружающей среды продуктами сгорания авиационных топлив. Средняя длительность пребывания этих загрязняющих веществ в атмосфере составляет примерно 2 года. Вредные вещества, выбрасываемые авиатранспортом составляют примерно 40% всех выбросов а атмосферу. В связи с этим поиск новых решений для уменьшения воздействия авиатранспорта на окружающую среду является актуальной.
Цель работы: проанализировать пути решения проблемы загрязнения атмосферы воздушным транспортом.
Ставились следующие задачи:
Все
самолеты используют тягу газотурбинных
установок. Выхлопные газы газотурбинных
двигателей содержат такие токсичные
компоненты, как Продукты неполного
сгорания топлива CO, CxHy, CO2, Вещества, получаемые
окислением атмосферного азота атмосферным
кислородом при высоких температурах
(NOx), Вещества, выброс которых предопределен
содержанием в топливе S, SN,Pb
Загрязнение воздушной среды транспортом происходит главным образом при их работе перед стартом, при взлете и посадке.
Как
топливо в самолетах используют керосин,
который получают из нефти. Нефть относятся
к невосстанавливаемым ресурсам. поэтому
актуальным вопросом на сегодняшний день
является сохранение природных ресурсов
– нефти. По оценкам ученых, нефтяных ресурсов
в РФ осталось на 20 лет. Так как суммарное
производство нефти в секунду составляет
16 тонн.
Идеальный
и реальный процессы сжигания горючего
в авиадвигателе поясняются на рисунке
1.1. Причины отклонения процесса реального
сгорания топлива от идеального, заключается,
во-первых, в особенностях конструкций
этих двигателей, а во-вторых, в невозможности
получить стехиометрическое соотношение
– углеродное топливо/окислитель – во
всех необходимых режимах работы.
Воздушный
транспорт летает на высоте 9-20 км. Истекающий
из сопла реактивного двигателя поток
горячих газов охлаждается вследствие
смешения с атмосферным воздухом и расширения
струи. Вследствие полетов самолетов концентрация
оксидов азота в стратосфере увеличивается,
а озона — уменьшается, что приводит к
усилению интенсивности опасного ультрафиолетового
излучения у поверхности Земли. При проникновении
УФ-излучения глубже в тропосферу повышается
содержание озона на низких высотах и,
значит, изменяет ее температуру и радиационный
баланс. На радиационный баланс атмосферы
влияют также пары воды — они поглощают
инфракрасное излучение и в верхней тропосфере
образуют перистые облака, усиливающие
парниковый эффект. Выброс паров серной,
азотной, азотистой кислот и воды может
играть существенную роль в изменении
состава атмосферы и образовании полярных
стратосферных облаков.
Проанализировав
данные воздушных судов были составлены
графики суммарных значений выбросов
углеоводородов, оксидов азота и оксида
углерода. Из графиков видно, что основным
веществом, выбрасываем в атмосферы воздушными
судами является диоксид углерода.
В
связи с поставленной задачи предложены
варианты уменьшения вредных выбросов
авиатранспорта такие как: Усовершенствование
двигателей, Модификация камеры сгорания,
Совершенствование методов эксплуатации
самолетов, Применение новых альтернативных
видов топлив. Самым практичным и экономически
выгодным способом является замена традиционного
топлива на альтернативное, такие как
водород, биотопливо, сжиженный природный
газ и другие. на сегодняшний день были
проделаны ряд испытаний и созданы самолеты,
которые летают на новом топливе.
Сравнив теплотворные способности различных видов топлив, выяснено, Самым идеальным топливом на сегодняшний день является водород. Создан самолет Ту-156, летающий на сжиженном водороде.
Был проведен сравнительный анализ эмиссии двигателей самолета ту-154, использующий керосин и ту-156, использующий жидкий водород.
Расчёт
эмиссии авиационного двигателя
производится по программе Gas Nurb [39].
Таким образом, двигатель самолета Ту-156,
работающий на сжиженном газе, выбрасывает
в окружающую среду на 42% меньше оксидов
углерода, на 15% меньше углеводородов,
на 83% оксидов азота, чем двигатель самолета
Ту-154. выбросы оксидов серы отсутствуют.
Выбросы двигателя Ту-156 составляют пары
воды, безвредные для окружающей среды.
Также был проведен
расчет платы за загрязнение
окружающей среды самолета Ту-154 в течение
квартала (октябрь, ноябрь, декабрь) в черте
города уфы. Общая сумма платы за негативное
воздействие на окружающую среду в целом
по организации составила 5899,5888 руб.
(680,904 руб. + 111,4848 руб. + 5040 руб. + 67,2
руб.)
выводы.
Водород
Производство водорода обходится довольно дорого, однако в одном из недавних исследований было установлено, что применительно к 400-местному дозвуковому пассажирскому самолету, рассчитанному на дальность полета около 10000 км, водород может оказаться в экономическом отношении более выгодным, чем синтетический авиационный керосин.
Для него характерны высокая скорость распространения пламени, широкие пределы устойчивого горения, хорошая воспламеняемость, отсутствие сажи при сжигании. Более того, жидкий водород обладает огромным хладоресурсом, большим, чем любое другое жидкое топливо.
К основным недостаткам водорода как авиационного топлива относятся его малая плотность и низкая температура кипения, вследствие чего он потребует на самолете очень больших топливных баков с тяжелой системой теплоизоляции.
Как видно из рисунка при сгорании водорода образуется экологически чистый продукт-вода, и применение водорода не нарушает круговорота вещества в природе, так как цикл его производства и использования является замкнутым и имеются неограниченные ресурсы сырья для его производства.
Как
наиболее реальными и экономически
подтвержденными можно
1 этап – 2010 г. Замена нефтяных топлив на природный газ в том числе – на сжиженный (СПГ), инфраструктура которого близка жидководородной.
2
этап – 2012 г. Наряду с применением
в качестве топлива СПГ,
3 этап – 2050 г. Перевод всех видов энергетики и транспорта на водород, производимый преимущественно от ВИЭ (к этому периоду их доля в выработке электроэнергии в мире составит примерно 40%), термоядерной энергии и угля.
Биотопливо
Биодизельным топливом принято называть высококалорийный продукт переработки биологического сырья - фактически, особым образом модифицированное растительное масло, производимое из сои, кукурузы, канолы и иных масличных культур, а также из пищевых отходов. Это топливо может быть использовано в авиационных двигателях.
Даже небольшое количество растительного масла в керосинном топливе существенно уменьшает объемы вредных выбросов и повышает срок жизни двигателя.
Водоросли
могут выращиваться на землях плохого
качества с использованием не питьевой
или соленой воды. Измерения качества
выхлопных газов показывают, что биотопливо
из водорослей содержит в восемь раз меньше
углеводородов, чем керосин, полученный
из сырой нефти. Кроме того, выбросы оксида
азота и серы также будут сокращены (до
40 проц. меньше оксида азота и около 10 мг
оксида серы против 600 мг у обычного топлива
"Джет-A1") в связи с очень низким содержанием
азота и серы в биотопливе по сравнению
с ископаемым топливом.
Правовая
Для защиты окружающей среды Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) введены ограничения на шум самолетов и эмиссию (выбросы) вредных веществ от авиационных двигателей. Международные стандарты по экологии гражданских самолетов существуют в виде тома I "Авиационный шум" и тома II "Эмиссия авиационных двигателей" Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации. В рамках нашей страны уровни шума самолетов нормируются Авиационными правилами АП-36, а уровни эмиссии авиадвигателей (до разработки Авиационных правил АП-34 в соответствии с Директивным письмом Авиарегистра МАК от 15.03.95 №5-93) нормируются в соответствии с томом II Приложения 16.
Более
80 % отечественных пассажирских самолетов
соответствуют требованиям
Другие виды снижения выбросов
Для снижения удельного содержания токсичных веществ в отработанных газах наряду с совершенствованием эксплуатируемых типов газотурбинных двигателей создаются новые двигатели с новыми конструкциями камеры сгорания, системы впрыска топливно-воздушной смеси, компрессорами, обеспечивающими наивыгоднейшее соотношение в смеси топливо-воздух, лучшее распыление и перемешивание смеси, подаваемой в камеру, и более полное ее сгорание. Создаются новые двухзонные камеры, где топливо сгорает в два этапа в разных местах камеры, причем одна из этих зон обеспечивает наилучшее сгорание топлива на режиме малой тяги, допустим, руления (в этом случае топливо во вторую зону не подается), а вторая зона совместно с первой позволяет оптимизировать процесс горения на режимах взлета, набора высоты и крейсерского полета. В последнем случае процесс горения во второй зоне идет при меньшей температуре, что позволяет снизить выделение окислов азота.
Уменьшение
общего расхода топлива, а, следовательно,
и выброса токсичных веществ
достигается также
Альтернативные виды топлива
Альтернативные виды топлива позволят уменьшить загрязнение окружающей среды, особенно в зоне аэропортов: в продуктах сгорания значительно сократится содержание углерода, исчезнут сернистые соединения и тяжелые углеводороды, склонные к образованию канцерогенных и мутагенных продуктов, и т.д. [36].
Принимая во внимание существующее соотношение цен на жидкое и газовое топливо, а также достигнутый уровень развития криогенной техники, включая и подготовку кадров, разрабатывающих и эксплуатирующих авиационную и ракетную технику, представляется целесообразным проведение поэтапных исследований и внедрения углеводородных газов и водорода в аэрокосмическую технику, с постепенным понижением уровня осваиваемых температур.
Информация о работе Способы уменьшения вредных выбросов самолета