Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 15:13, контрольная работа
В настоящее время для всех государств мирового сообщества острой является экологическая проблема. Ее особенность состоит в том, что она затрагивает не отдельные регионы или страны, а всех без исключения. Поэтому как в рамках всего мирового сообщества, так и отдельными государствами принимаются активные меры по защите окружающей среды и предотвращению ее дальнейшего загрязнения. В числе важнейших способов защиты окружающей среды находятся экономико - правовые меры, которые позволяют регулировать порядок природопользования. Охрана окружающей среды является делом каждого, поэтому изучение данной проблемы является необходимым и обязательным для каждого специалиста.
В Республике Беларусь в последние десятилетия принят целый ряд нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, этому вопросу уделяется первостепенное внимание. Осуществляется планирование мероприятий в этом направлении на ближайшую и отдаленную перспективу.
Для компенсации потерь природным объектам и загрязнение окружающей среды законодательство Республики Беларусь предусматривает целую систему платежей, которые направляются на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. В механизме природопользования такие платежи являются важным инструментом государственного регулирования природопользованием.
Целью данной работы является изучение особенностей платного природопользования в Республике Беларусь, направлений его дальнейшего развития, а так же изучение платежей за пользование природными ресурсами и вредное воздействие на окружающую среду.
Введение
Особенности платного природопользования в Республике Беларусь ……..4
Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды……………………………………………………………6
Платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды……10
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
-
иные виды вредного
При
осуществлении
Внесение платы за использование природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду не освобождает природопользователя от осуществления мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, что предусмотрено Гражданским кодексом Республики Беларусь.
В систему платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды входят: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.
Экономические санкции за нарушение природоохранного законодательства субъекты хозяйствования выплачивают за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
Плата
за природные ресурсы должна соответствовать
величине экономического эффекта, получаемого
от эксплуатированного природного ресурса
на народнохозяйственном уровне, обеспечивать
возможность изъятия
Таким образом, в систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных видов специализированных ресурсов. Эти виды платежей должны устанавливаться, как правило, из расчета на единицу расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов, 1 га земли, 1 м2 воды) и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.
Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах лимитов определяются как допустимые на планируемый период. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий, утверждение лимитов выбросов осуществляется на основе заданий долгосрочных Государственных программ охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2010 г.
Конкретная экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) - ПДВ (ПДС). Порядок установления допустимых уровней выбросов для отдельных предприятий не разработан, а для размещения твердых отходов лимит определяется между планируемыми объемами образования и использования отходов. Размеры платежей за загрязнение определяются на основе двух видов нормативов платы: за допустимые, в пределах установленных лимитов, объемы выбросов; за превышение допустимых объемов выбросов [5;214].
Конкретные размеры и порядок уплаты платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды определяются в нормативных правовых актах Республики Беларусь, регулирующих порядок природопользования и уровень допустимого загрязнения окружающей среды.
Дальнейшее развитие природоохранного законодательства в целях повышения эффективности охраны окружающей среды требует совершенствования системы платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды.
Информация о работе Система платного природопользования в Республике Беларусь и её эффективность