Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации. Согласно первому подходу, социализация — это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением» когда активной стороной являет общество, а сам человек — пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй подход основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества, но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Социализация личности……………………...…………………………….….4
2. Социальная роль……………………………………………………….………5
3. Социальный статус. Систематизация социальных ролей…………..……...7
4. Ролевые и внутриличностные конфликты…………………………...……..9
5. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация….11
Заключение………………………………………………….……………………13
Литература…………………

Файлы: 1 файл

ЧиПЕФЕРАТ.docx

— 32.96 Кб (Скачать)

        Отличают  предписанные  и   приобретенные  статусы. Предписанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей  и т.д. Приобретенный (достигнутый)  статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

        Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.     Социальная роль — это совокупность  действий, которые должен  выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих  из  данного статуса, называется  ролевым набором.

        Социальная  роль  распадается   на  ролевые  ожидания — то, чего  согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии  с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля: от общественного мнения до правоохранительных органов — и соответствующая ей система социальных санкций: от порицания, осуждения до  насильственного пресечения.

        Социальные роли попытался систематизировать  Толкотт Парсонс. Он считал, что  любая роль может быть описала  с помощью пяти основных характеристик:

        1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное  выражение чувств.

        2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая

    достигается  не автоматически, а в результате усилий личности.

        3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие  стороны жизни малыша.

        4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении  других  ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные  отношения. Например, мы  не  ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

        5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик. 

    4. Ролевые   и    внутриличностные   конфликты 

        Человек  выполняет  много  разных ролей, и каждый раз  ему требуется быть каким-то  иным, чтобы получить одобрение  и признание. Однако роли эти  не должны быть противоречивыми,  несовместимыми. Если одному и  тому же человеку предъявляют  противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей.  В этом случае формируется  противоречивая личность — либо  человек выбирает лишь одни  какие-то требования, игнорируя   все  другие  требования и  роли, другие группы людей; при  этом человек отходит от лиц,  которые его недооценивают, и  стремится  сблизиться  с   теми, кто  его  ценит.

        В разных ситуациях человек  исполняет разные роли, однако  в чем-то постоянно  остается  самим собой, т. е. ролевое  поведение (П) — своеобразное  сочетание ролей (Р) и индивидуальности (Я) личности исполнителя.

        Каждая роль накладывает известный  отпечаток на личность, на самосознание  человека, так как человек мобилизует  ресурсы своего организма и психики для исполнения той и иной роли. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе,  его индивидуальному  «Я».

        Возможны  следующие  виды  внутриличностных  конфликтов:

        1) если «роль» выше возможностей  «Я», то человеку грозит переутомление,  появление  неуверенности   в  себе;

        2) если «роль» ниже возможностей  «Я», является недостойной, унизительной  для  человека, то  разрешение  этого  конфликта может принять   разные  формы: 

        а) объективное изменение ситуации (например, человек неудовлетворенный  своей профессией начинает учиться  и своими практическими  делами  доказывает  то, что  ему   по  плечу  более  трудные   и  интересные  дела);

        б) не  имея  возможности   изменить ситуацию, человек изменяет  ее «только  для себя», отказываясь  от исполнения противоречащей  его «Я» роли;

        в) конфликт  между  ролью   и  «Я» не  разрешается, а   устраняется из сферы  сознания, подавляется; в  результате  в  поступках, чувствах, сознании  человека  явно  не проявляется  существование конфликта между  «Я» и ролью, но внутреннее  напряжение нарастает и  «прорывается»  на «козлах отпущения» (человек   «срывает  зло»  на  своих   подчиненных  и  близких);

        г) «рационализацией» называется  случай, когда человек, вынужденный  выполнять  не  соответствующую   его «Я» роль, уверяет себя  и других, что он  это  делает  исключительно  по  собственному  желанию;

        д) «неадекватное  поведение»  проявляется в замене влечения  к недоступной  человеку  роли  стремлением исполнить роль противоположную:  так, ребенок, нуждающийся в  нежности и ласке, но не надеющийся  получить роль любимого, начинает  вести себя подчеркнуто грубо   и  нахально;

        е) человек, оказавшийся  в   несоответствующей для его «Я»  роли, обращает свой гнев против  себя, обвиняет себя или считает  себя неудачником.

        Что   побуждает  человека  освоить  ту  или  иную  социальную  роль?    Во-первых, внешние требования, своеобразное  психологическое давление значимых  для человека людей, но все-таки  более существенно влияют внутренние  мотивы:

        1) если выполнение каких-либо  желаний человека возможно через  овладение  им  определенной  ролью и для него заманчивы  те права, те льготы, которые   доступны  исполнению  определенной  роли;

        2) если овладение ролью позволяет  человеку приобрести социально-психологическую  защищенность, дает возможность  иметь более приятные социальные  отношения  с  другими   людьми, получить их признание,  любовь, одобрение, уважение, то человек  способен приложить максимум  усилий для овладения этой  социальной ролью. Таким образом,  действия человека, его активность  обусловлены, прежде всего, внутренними  побудительными  силами, его  мотивами, потребностями, желаниями. 

    5. Различия  между   социализацией   детей  и   взрослых. Ресоциализация 

        Процесс социализации никогда  не кончается. Наиболее интенсивно  социализация осуществляется в  детстве и юности, но развитие  личности продолжается  и  в   среднем и в пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал,  что существуют следующие различия  между социализацией  детей   и  взрослых:

        1. Социализация  взрослых  выражается  главным  образом  в  изменении  их  внешнего  поведения, в   то  время  как детская социализация  корректирует  базовые  ценностные  ориентации.

        2. Взрослые  могут  оценивать   нормы; дети  способны только  усваивать их.

        3. Социализация  взрослых  часто   предполагает понимание того, что  между черным и белым существует  множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится  на полном повиновении взрослым  и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться  к требованиям различных ролей  на работе, дома, на общественных  мероприятиях и т. д. Они  вынуждены устанавливать приоритеты  в сложных условиях, требующих  использования таких категорий,  как «более хорошо» или «менее  плохо». Взрослые не всегда соглашаются  с родителями; детям же не дано  обсуждать действия отца и  матери.

        4. Социализация взрослых направлена  на то, чтобы помочь человеку  овладеть  определенными  навыками; социализация детей формирует  главным  образом  мотивацию   их  поведения.

        Психолог Р. Гоулд (1978) предложил  теорию, которая значительно отличается  от  рассмотренной  нами. Он  считает, что социализация взрослых  не  является  продолжением  социализации  детей, она представляет собой  процесс преодоления психологических  тенденций, сложившихся в детстве.  Хотя Гоулд разделяет точку  зрения Фрейда о том, что  травмы, перенесенные в детстве,  оказывают решающее влияние на  формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана  с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе  авторитетных  лиц  и  в  том, что  другие  обязаны  заботиться  о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что  люди  сочетают  в  себе  как  достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее  и  добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую  свободу.

        Ресоциализация. Принцип, согласно  которому развитие личности в течение всей  жизни идет  по  восходящей  и строится на основе закрепления пройденного, не  является  непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциалазацаей называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо  прежних, недостаточно  усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия  так же  является  одной из  форм  ресоциализации. Под ее  воздействием  люди  пытаются  разобраться со  своими конфликтами и изменить  свое  поведение на  основе  этого понимания. 
 
 
 
 
 
 

 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        Социализация – это  трудный   и  долгий  процесс  становления   личности, постепенное усвоение  ею требований общества: определенной  системы знаний, норм, ценностей,  установок, образцов  поведения,  необходимых  для успешного   функционирования  личности  в   данном  обществе.

        Механизм  социализации  человека  состоит  из  принятия  решений,  целеобразования, мобилизации   внутренних  ресурсов, построения  различных  стратегий  поведения.

Информация о работе Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация