Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:11, курсовая работа
Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации. Согласно первому подходу, социализация — это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением» когда активной стороной являет общество, а сам человек — пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй подход основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества, но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Социализация личности……………………...…………………………….….4
2. Социальная роль……………………………………………………….………5
3. Социальный статус. Систематизация социальных ролей…………..……...7
4. Ролевые и внутриличностные конфликты…………………………...……..9
5. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация….11
Заключение………………………………………………….……………………13
Литература…………………
Отличают предписанные и
приобретенные статусы. Предпи
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля: от общественного мнения до правоохранительных органов — и соответствующая ей система социальных санкций: от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Социальные роли попытался
1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая
достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация. Разные роли обусловлены
различными мотивами. Ожидается, скажем,
что предприимчивый человек поглощен
собственными интересами — его поступки
определяются стремлением получить максимальную
прибыль. Но предполагается, что священник
трудится главным образом ради общественного
блага, а не личной выгоды. Как считает
Парсонс, любая роль включает некоторое
сочетание этих характеристик.
4.
Ролевые и
внутриличностные
конфликты
Человек выполняет много
разных ролей, и каждый раз
ему требуется быть каким-то
иным, чтобы получить одобрение
и признание. Однако роли эти
не должны быть
В разных ситуациях человек
исполняет разные роли, однако
в чем-то постоянно остается
самим собой, т. е. ролевое
поведение (П) — своеобразное
сочетание ролей (Р) и
Каждая роль накладывает
Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:
1) если «роль» выше возможностей
«Я», то человеку грозит
2) если «роль» ниже возможностей
«Я», является недостойной,
а) объективное изменение
б) не имея возможности
изменить ситуацию, человек изменяет
ее «только для себя»,
в) конфликт между ролью
и «Я» не разрешается, а
устраняется из сферы
г) «рационализацией»
д) «неадекватное поведение»
проявляется в замене влечения
к недоступной человеку роли
стремлением исполнить роль
е) человек, оказавшийся в несоответствующей для его «Я» роли, обращает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником.
Что побуждает человека
освоить ту или иную
социальную роль? Во-первых,
внешние требования, своеобразное
психологическое давление
1) если выполнение каких-либо
желаний человека возможно
2) если овладение ролью
5.
Различия между
социализацией
детей и
взрослых. Ресоциализация
Процесс социализации никогда
не кончается. Наиболее
1. Социализация взрослых выражается
главным образом в
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто
предполагает понимание того, что
между черным и белым
4. Социализация взрослых
Психолог Р. Гоулд (1978) предложил
теорию, которая значительно
Ресоциализация. Принцип, согласно
которому развитие личности в течение
всей жизни идет по восходящей
и строится на основе закрепления пройденного,
не является непреложным. Но свойства
личности, сформировавшиеся ранее, не
являются незыблемыми. Ресоциалазацаей
называется усвоение новых ценностей,
ролей, навыков вместо прежних, недостаточно
усвоенных или устаревших. Ресоциализация
охватывает многие виды деятельности
— от занятий по исправлению навыков
чтения до профессиональной переподготовки
рабочих. Психотерапия так же является
одной из форм ресоциализации.
Под ее воздействием люди пытаются
разобраться со своими конфликтами
и изменить свое поведение на
основе этого понимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация – это трудный и долгий процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе.
Механизм социализации человека
состоит из принятия решений,
целеобразования, мобилизации
внутренних ресурсов, построения
различных стратегий
Информация о работе Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация