Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации. Согласно первому подходу, социализация — это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением» когда активной стороной являет общество, а сам человек — пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй подход основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества, но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Социализация личности……………………...…………………………….….4
2. Социальная роль……………………………………………………….………5
3. Социальный статус. Систематизация социальных ролей…………..……...7
4. Ролевые и внутриличностные конфликты…………………………...……..9
5. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация….11
Заключение………………………………………………….……………………13
Литература…………………

Файлы: 1 файл

ЧиПЕФЕРАТ.docx

— 32.96 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3                 

1. Социализация  личности……………………...…………………………….….4

2. Социальная  роль……………………………………………………….………5

3. Социальный  статус. Систематизация  социальных  ролей…………..……...7

4. Ролевые   и  внутриличностные  конфликты…………………………...……..9

5. Различия  между   социализацией  детей  и   взрослых.  Ресоциализация….11

Заключение………………………………………………….……………………13

Литература……………………………………………………………………….14

 

     ВВЕДЕНИЕ 

        Одной  из  основополагающих  проблем  наук, занимающихся  изучением  личности, является изучение процесса  социализации, т.е. исследование  широких кругов вопросов, связанных  с тем, как и благодаря чему  человек становится  деятельным  общественным  субъектом. 

        История  возникновения  термина  «социализация» связана недоразумением, вернее, с неточностью при переводе  с немецкого языка на английский. Тем не менее, новое слово  прижилось и аккумулировало классическую  проблематику. Понятие «социализация»  шире традиционных понятий «образование»  и «воспитание». Образование   предполагает  передачу определенной  суммы знаний. Воспитание понимается  как система целенаправленных, сознательно  спланированных действий, цель которых  — формирование у ребенка определенных  личностных качеств и навыков  поведения. Социализация включает  в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность  стихийных, никем не запланированных  воздействий, оковывающих влияние  на становление личности, на процесс  ассимиляции  индивидов  в   социальные  группы.

        Существуют два основных подхода  в определении сущности процесса  социализации. Согласно первому  подходу, социализация — это  своеобразный вид дрессировки,  это «улица с односторонним  движением» когда активной стороной  являет общество, а сам человек  — пассивный объект  его разнообразных  воздействий. Второй подход основан  на парадигме взаимодействия  и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества, но и активность, избирательность  отдельного индивида. При этом  социализация рассматривается как  процесс, который продолжается  в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства,  и вторичную социализацию, занимающую  более длительный временной промежуток  и включающую  в  себя  также   зрелый  и  преклонный  возраст.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социализация  личности
 

        Социализация личности представляет собой процесс формирования личности  в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит  в  свою  систему  поведения  те нормы и шаблоны поведения, которые  приняты  в  обществе  или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения  человека   определяются  теми нормами, которые приняты  в  обществе.

        Выделяют   следующие  стадии  социализации:1

        1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный  опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

        2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом  возрасте  стадия  индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

        Юношеский возраст (18 — 25 лет)  характеризуется как устойчиво-концептуальная  социализация, когда вырабатываются  устойчивые  свойства личности.

        1 Столяренко Л.Д. Основы  психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

        3. Стадия интеграции (появляется  желание найти свое  место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны  следующие исходы:

  • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий  (взаимоотношений)  с  людьми  и  обществом;
  • изменение  себя, стремление «стать  как  все» — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

        4. Трудовая стадия  социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период  его трудовой  деятельности, когда человек не  только  усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на  среду через свою  деятельность.

        5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как  возраст, вносящий  существенный  вклад  в воспроизводство социального  опыта, в  процесс  передачи  его  новым  поколениям.

        Социализация — процесс  формирования  личности.

    Индивид  это  Личность  — через процесс социализации, который включает  освоение:

  • культуры  человеческих  отношений  и  общественного  опыта;
  • социальных  норм;
  • социальных  ролей;
  • видов  деятельности;
  • форм  общения.

        Механизмы  социализации:

  • идентификация;
  • подражание — воспроизведение  опыта  других, их движений, манер, поступков, речи;
  • полоролевая  типизация – приобретение  поведения, характерного  для людей  своего  пола;
  • социальная  фацилитация — усиление энергии  человека, облегчение  его  деятельности  в  присутствии  других  людей;
  • социальная  ингибиция — затормаживание  поведения  и  деятельности  под  влиянием  других  людей;
  • социальное  влияние  — поведение  одного  человека  становится  подобным  поведению  другого  человека. Формы  социального  влияния: внушаемость — непроизвольная податливость человека влиянию, конформизм — сознательная  уступчивость  человека  мнению  группы (развивается  под  влиянием  социального  давления).
 
 
 

    2. Социальная   роль 

        Каждый  человек, живущий  в   обществе, включен во множество  различных  социальных  групп  (семья, учебная  группа, дружеская   копания  и  т. д.).

        В  каждой  из  этих  групп   он  занимает  определенное положение,  обладает неким статусом, к нему  предъявляются определенные ожидания. Таким  образом, один  и   тот  же  человек должен вести  себя в одной ситуации как  отец, в другой — как друг, в  третьей — как начальник, т.  е. выступать  в  разных  ролях.

        Социальная  роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от  их  статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

        Освоение социальных ролей —  часть процесса социализации  личности, непременное условие «врастания»  человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения  индивидом социального опыта, осуществляемый в общении  и  деятельности.

        Примерами  социальных ролей  являются также половые роли (мужское  или  женское  поведение), профессиональные  роли.

        Усваивая социальные роли, человек   усваивает  социальные стандарты  поведения, учится  оценивать   себя  со стороны и осуществлять  самоконтроль. Однако поскольку  в реальной жизни человек включен  во многие  виды  деятельности  и  отношения, вынужден исполнять  разные роли, требования к которым  могут быть противоречивыми, возникает  необходимость в некотором механизме,  который позволил бы человеку  сохранить целостность своего  «Я» в условиях множественных  связей с миром (т.е. оставаться  самим  собой, исполняя  различные   роли). Личность (а  точнее  сформированная  подструктура направленности) как  раз и является тем механизмом, функциональным органом, который  позволяет интегрировать свое  «Я» и собственную жизнедеятельность,  осуществлять нравственную оценку  своих поступков, находить свое  место не только в отдельной  социальной группе, но и в жизни  в целом, вырабатывать смысл  своего  существования, отказываться  от  одного  в  пользу  другого.

        Таким  образом, развитая  личность  может использовать ролевое поведение  как инструмент адаптации к  определенным социальным ситуациям,  в  то  же  время  не  сливаясь, не  идентифицируя  себя  с  ролью. 

        Основные компоненты социальной  роли составляют иерархическую  систему, в которой можно выделить  три уровня. Первый — это периферийные  атрибуты, т. е. такие, наличие  или отсутствие которых не  влияет  ни  на  восприятие роли  окружением, ни на эффективность  (например, гражданское состояние  поэта или врача). Второй уровень  предполагает  такие  атрибуты  роли, которые  влияют  как   на  восприятие, так  и  на  ее  эффективность (например, длинные   волосы  у хиппи или слабое  здоровье у спортсмена). На вершине  трехуровневой градации — атрибуты  роли, которые являются решающими  для формирования идентичности  личности.

        Ролевая концепция личности возникла  в американской социальной психологии  в  30-х гг. ХХ в. (Ч. Кули, Дж. Мид)  и получила распространение в  различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном  анализе. Т. Парсонс и его  последователи рассматривают   личность  как функцию от того  множества социальных ролей, которые   присущи  любому  индивиду  в  том  или  ином  обществе.

        Чарлз Кули считал, что личность  формируется на основе множества  взаимодействий  людей  с   окружающим  миром. В  процессе  этих интеракций  люди  создают  свое  «зеркальное Я». «Зеркальное Я»  состоит из  трех  элементов:

        1) того, как, по нашему мнению, нас  воспринимают  другие («Я  уверена, что  люди  обращают  внимание  на  мою  новую   прическу);

        2) того, как, по  нашему  мнению, они реагируют на то, что видят  («Я уверена, что  им  нравится  моя  новая  прическа»);

        З) того, как  мы  отвечаем  на воспринятую нами реакцию  других («Видимо, я  буду  всегда  так  причесываться»).

        Эта теория придает важное  значение нашей интерпретации  мыслей и чувств  других  людей.  Американский  психолог  Джордж  Герберт Мид пошел  дальше  в  своем  анализе  процесса  развития  нашего  «Я». Как   и Кули, он  считал, что «Я» —  продукт социальный, формирующийся  на основе взаимоотношений с  другими людьми. Вначале, будучи  маленькими детьми, мы не способны  объяснять себе мотивы поведения  других. Научившись осмысливать  свое поведение, дети делают  тем самым первый шаг в жизнь.  Научившись думать о себе, они  могут думать и о других; ребенок   начинает  приобретать  чувство   своего  «Я».

        По мнению  Мида, процесс  формирования  личности  включает  различные  стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

    3. Социальный   статус.                                          Систематизация   социальных ролей 

         Каждый человек в социальной  системе занимает несколько позиций.  Каждая из этих позиций, предполагающая  определенные права и обязанности,  называется статусом. Человек может  иметь несколько статусов, но  чаще всего только один определяет  его положение в обществе. Этот  статус называется главным, или  интегральным. Часто бывает так,  что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный  статус отражается как во внешнем  поведении и облике (одежде, жаргоне  и иных знаках социальной и  профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции  (в установках, ценностных  ориентациях,  мотивациях  и  т. д.).

Информация о работе Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация