Радиоэкологическая обстановка в Беларуси до и после аварии на ЧАЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:49, статья

Краткое описание

Чернобыльская авария - разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время - Украинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР. Реальное число погибших в течение первых 3-х месяцев оценивается в 31-го человека; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек.

Оглавление

Чернобыльская авария
Характеристики АЭС
Авария
Версии причин аварии
Причины аварии и расследование
Последствия
Долговременные последствия
Ликвидация последствий аварии
Интенсивность внешнего гамма-облучения вблизи чернобыльской станции
Влияние аварии на здоровье людей
Экологические и медицинские последствия
Острая лучевая болезнь
Онкологические заболевания
Наследственные болезни
Другие болезни
Социально-экономический ущерб
Основные направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы
Международное сотрудничество
Дальнейшая судьба станции
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экология.docx

— 311.79 Кб (Скачать)

     Выработка и реализация государственной политики в области преодоления последствий  чернобыльской катастрофы осуществляется при непосредственном участии Президента Республики Беларусь. В деятельности Президента и его Администрации  установилась система контроля над  реализацией чернобыльского законодательства и Госпрограммы по преодолению последствий  чернобыльской катастрофы. Она включает периодические (не менее двух раз  в год) рабочие поездки Президента в загрязненные радионуклидами регионы  страны и рассмотрение на месте наболевших проблем пострадавшего населения.

     Верховным Советом Республики Беларусь в 1991 году были приняты основополагающие чернобыльские  законы - "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской  АЭС" и "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению  в результате катастрофы на Чернобыльской  АЭС". В соответствии с этими  законами затраты на чернобыльские  программы в республиканском  бюджете составляли до 21 % в год. Значительная часть этих средств направляется на социальную защиту пострадавшего  населения. На преодоление ущерба, оцененного в 32 среднегодовых бюджета, за все  постчернобыльские годы направлено около 17 млрд. долларов США. За счет этих средств, а также благодаря усилиям органов государственного управления, законодателей, ученых и специалистов, ряд важнейших проблем удалось решить. В республике создана нормативная правовая база практически по всем направлениям преодоления последствий аварии. В рамках первоочередных мер радиационной защиты практически завершено переселение граждан с наиболее загрязненных территорий. Защитные меры в агропромышленном комплексе позволяют держать под контролем производство сельскохозяйственной продукции. Создана и надежно функционирует система радиационного контроля и мониторинга. Действует система социальной защиты всех категорий пострадавшего населения. В районах загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания.

     Международное сотрудничество

     С 1989 года нашей страной прилагаются  значительные усилия по привлечению  международных организаций, зарубежных правительств, фирм, компаний, неправительственных  структур, а также политиков, деятелей науки и культуры, простых граждан  к национальным мероприятиям по преодолению  последствий чернобыльской катастрофы.

     Наиболее  весомыми и значимыми международными документами по международному чернобыльскому сотрудничеству являются резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН).

     Впервые чернобыльский вопрос был поднят в сентябре 1989 года, когда глава  делегации БССР информировал 44-ю  сессию Генеральной Ассамблеи о  последствиях чернобыльской катастрофы и официально обратился к мировому сообществу за содействием и помощью. Резолюция следующей сессии 45/190 явилась первым документом, заложившим основы международного сотрудничества по чернобыльской проблематике. Впоследствии "чернобыльские" резолюции принимались на пленарных заседаниях 46, 47, 48, 50, 52, 54, 56, 58 и 60-ой сессий ГА ООН.

     Признанием  актуальности поднимаемых проблем  стало соавторство по проекту  резолюции 60-й сессии Генеральной  Ассамблеи ООН со стороны 69 государств - это самое большое число соавторов резолюций Генеральной Ассамблеи по Чернобылю за последние тринадцать лет.

     С целью  преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС помощь нашей  стране была оказана со стороны организаций  системы ООН, по линии программы  ТАСИС Европейского Союза, по линии  Гуманитарного офиса ЕС. Чернобыльская  тематика включена в программу технического сотрудничества МАГАТЭ и страновую программу ПРООН для Беларуси.

     Весьма  активно развивается сотрудничество с неправительственными организациями  зарубежных стран. По линии общественных структур ежегодно в Республику Беларусь поступало и продолжает поступать  иностранной безвозмездной помощи в виде товаров на сумму порядка 50 млн. долл. США (в основном из Германии, Канады, Италии, КНР, Японии и ряда других стран).

     Необходимо  отметить, что международное чернобыльское  сотрудничество в 90-х гг. не принимало  системного характера.

     В феврале 2002 года миссией ООН был представлен  доклад "Гуманитарные последствия  аварии на ЧАЭС. Стратегия реабилитации", одной из главных составляющих которого стали рекомендации об изменении  приоритетов международного чернобыльского сотрудничества.

     Стратегия, рассчитанная на десять лет, предусматривает  переход от чрезвычайной гуманитарной помощи к оказанию содействия устойчивому  развитию пострадавших территорий. В  настоящее время стратегические предложения миссии ООН находят свою практическую реализацию в инициативах ВОЗ, ПРООН, МАГАТЭ, других учреждений ООН, программы ТАСИС Европейского Союза.

     Реагируя  на призывы ООН, экспертами Всемирного банка был подготовлен документ "Беларусь: Обзор последствий  аварии на Чернобыльской АЭС и  программ по их преодолению", в котором  предложен комплекс рекомендаций Правительству  Беларуси. Осуществление указанных  мероприятий планируется за счет кредитных средства Всемирного банка. В настоящее время закончена  подготовка 1-го этапа совместного  кредитного проекта Республики Беларусь и Всемирного банка по социально-экономической  реабилитации районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, касающегося  проведения мероприятий по повышению  энергоэффективности энергосбережения и газификации (50 млн. долл. США). На втором этапе планируется проведение мероприятий по оптимизации водоснабжения в пострадавших районах.

     Несколько лет назад начали свою работу новые  чернобыльские инициативы - Международная  научно-исследовательская и информационная сеть по Чернобылю под эгидой ООН  и Международный форум по Чернобылю  под эгидой МАГАТЭ.

     Осуществляет  свою деятельность международная программа  нового поколения "Сотрудничество для  реабилитации в регионах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской  АЭС", которая направлена на устойчивое повышение уровня жизни населения  и создание условий его безопасного  проживания в четырех районах (Славгородском, Чечерском, Брагинском и Столинском), пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Реализация Программы CORE основана на принципах сотрудничества, межотраслевой интеграции, повышения социальной и экономической активности населения. Со времени начала реализации Программы CORE было одобрено 105 проектов. Вклад национальных и международных партнеров составил более 3,5 миллиона евро.

     Удалось добиться инициирования рядом депутатов  Европарламента письменной декларации о необходимости принятия Евросоюзом действий по оказанию помощи пострадавшим от чернобыльской катастрофы регионам, в частности по медицинской помощи.

     Чернобыльское направление сотрудничества стало  одним из приоритетных в деятельности Еврокомиссии, что отражается закреплением этой тематики в Национальной программе  действий для Беларуси и проекте  Стратегии партнерства с Беларусью  в рамках программы ТАСИС. В качестве ключевых элементов сотрудничества названы участие в программе "Сотрудничество для реабилитации", а также  изучение медицинских последствий  аварии для определения реальной ситуации и потребности в помощи.

     Значительный  импульс международному сотрудничеству в этой области придала Международная  конференция "Чернобыль 20 лет спустя. Стратегия восстановления и устойчивого  развития пострадавших регионов", которая  проходила 19-21 апреля 2006 г. в Минске и Гомеле.

     На  конференции обобщен опыт преодоления  последствий чернобыльской катастрофы, обсуждены результаты научных исследований, эффективность предпринятых и предпринимаемых  мер, выработаны рекомендации, определяющие стратегию действий по преодолению  последствий аварии на Чернобыльской  АЭС на последующее десятилетие.

     Дальнейшая  судьба станции

     После аварии на 4-м энергоблоке работа электростанции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и  постройки "саркофага", 1-й и 2-й  энергоблоки были вновь введены  в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го.

     25 декабря  1995 года был подписан Меморандум  о взаимопонимании между Правительством  Украины и правительствами стран  "большой семёрки" и Комиссией  Европейского союза, согласно  которому началась разработка  программы полного закрытия станции  к 2000 году. Решение об окончательной  остановке энергоблока № 1 принято  30 ноября 1996 г., энергоблока № 2 - 15 марта 1999 г.

     29 марта  2000 г. принято постановление Кабинета  Министров Украины № 598 "О  досрочном прекращении эксплуатации  энергоблока № 3 и окончательном  закрытии Чернобыльской АЭС".15 декабря 2000 года в 13 часов 17 минут по приказу Президента  Украины во время трансляции  телемоста Чернобыльская АЭС  - Национальный дворец "Украина"  поворотом ключа аварийной защиты (АЗ-5) навсегда остановлен реактор  энергоблока № 3 Чернобыльской  АЭС. Станция прекратила генерацию электроэнергии.

     Саркофаг, возведённый над четвёртым, взорвавшимся, энергоблоком постепенно разрушается. Опасность, в случае его обрушения, в основном определяется тем, как  много радиоактивных веществ  находится внутри него. По официальным  данным, эта цифра достигает 95 % от того количества, которое было на момент аварии. Если эта оценка верна, то разрушение укрытия может привести к очень  большим выбросам.

     В марте 2004 года Европейский банк реконструкции  и развития объявил тендер на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового саркофага для ЧАЭС. Победителем  тендера в августе 2007 года была признана компания NOVARKA, совместное предприятие  французских компаний Vinci Construction Grands Projets и BOUYGUES. 
 

     Список  литературы

    1. Браун Т., Лемей Т.Ю. Химия в центре наук. - М., 1983.
    2. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М., 1996.
    3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М., 1997.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Радиоактивное загрязнение  территории Беларуси цезием-137 (более 37 кБк/м2 ) на начало 2004 г.

Прогноз радиоактивного загрязнения  территории Беларуси цезием-137(более 37кБк/м2)на 2016 г.

Прогноз радиоактивного загрязнения территории Беларуси цезием-137(более 37кБк/м2)на 2046 г.

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Информация о работе Радиоэкологическая обстановка в Беларуси до и после аварии на ЧАЭС