Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:49, статья
Чернобыльская авария - разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время - Украинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР. Реальное число погибших в течение первых 3-х месяцев оценивается в 31-го человека; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек.
Чернобыльская авария
Характеристики АЭС
Авария
Версии причин аварии
Причины аварии и расследование
Последствия
Долговременные последствия
Ликвидация последствий аварии
Интенсивность внешнего гамма-облучения вблизи чернобыльской станции
Влияние аварии на здоровье людей
Экологические и медицинские последствия
Острая лучевая болезнь
Онкологические заболевания
Наследственные болезни
Другие болезни
Социально-экономический ущерб
Основные направления деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы
Международное сотрудничество
Дальнейшая судьба станции
Список литературы
Выработка
и реализация государственной политики
в области преодоления
Верховным Советом Республики Беларусь в 1991 году были приняты основополагающие чернобыльские законы - "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии с этими законами затраты на чернобыльские программы в республиканском бюджете составляли до 21 % в год. Значительная часть этих средств направляется на социальную защиту пострадавшего населения. На преодоление ущерба, оцененного в 32 среднегодовых бюджета, за все постчернобыльские годы направлено около 17 млрд. долларов США. За счет этих средств, а также благодаря усилиям органов государственного управления, законодателей, ученых и специалистов, ряд важнейших проблем удалось решить. В республике создана нормативная правовая база практически по всем направлениям преодоления последствий аварии. В рамках первоочередных мер радиационной защиты практически завершено переселение граждан с наиболее загрязненных территорий. Защитные меры в агропромышленном комплексе позволяют держать под контролем производство сельскохозяйственной продукции. Создана и надежно функционирует система радиационного контроля и мониторинга. Действует система социальной защиты всех категорий пострадавшего населения. В районах загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания.
Международное сотрудничество
С 1989
года нашей страной прилагаются
значительные усилия по привлечению
международных организаций, зарубежных
правительств, фирм, компаний, неправительственных
структур, а также политиков, деятелей
науки и культуры, простых граждан
к национальным мероприятиям по преодолению
последствий чернобыльской
Наиболее весомыми и значимыми международными документами по международному чернобыльскому сотрудничеству являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН).
Впервые чернобыльский вопрос был поднят в сентябре 1989 года, когда глава делегации БССР информировал 44-ю сессию Генеральной Ассамблеи о последствиях чернобыльской катастрофы и официально обратился к мировому сообществу за содействием и помощью. Резолюция следующей сессии 45/190 явилась первым документом, заложившим основы международного сотрудничества по чернобыльской проблематике. Впоследствии "чернобыльские" резолюции принимались на пленарных заседаниях 46, 47, 48, 50, 52, 54, 56, 58 и 60-ой сессий ГА ООН.
Признанием актуальности поднимаемых проблем стало соавторство по проекту резолюции 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН со стороны 69 государств - это самое большое число соавторов резолюций Генеральной Ассамблеи по Чернобылю за последние тринадцать лет.
С целью
преодоления последствий
Весьма
активно развивается
Необходимо
отметить, что международное
В феврале 2002 года миссией ООН был представлен доклад "Гуманитарные последствия аварии на ЧАЭС. Стратегия реабилитации", одной из главных составляющих которого стали рекомендации об изменении приоритетов международного чернобыльского сотрудничества.
Стратегия, рассчитанная на десять лет, предусматривает переход от чрезвычайной гуманитарной помощи к оказанию содействия устойчивому развитию пострадавших территорий. В настоящее время стратегические предложения миссии ООН находят свою практическую реализацию в инициативах ВОЗ, ПРООН, МАГАТЭ, других учреждений ООН, программы ТАСИС Европейского Союза.
Реагируя на призывы ООН, экспертами Всемирного банка был подготовлен документ "Беларусь: Обзор последствий аварии на Чернобыльской АЭС и программ по их преодолению", в котором предложен комплекс рекомендаций Правительству Беларуси. Осуществление указанных мероприятий планируется за счет кредитных средства Всемирного банка. В настоящее время закончена подготовка 1-го этапа совместного кредитного проекта Республики Беларусь и Всемирного банка по социально-экономической реабилитации районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, касающегося проведения мероприятий по повышению энергоэффективности энергосбережения и газификации (50 млн. долл. США). На втором этапе планируется проведение мероприятий по оптимизации водоснабжения в пострадавших районах.
Несколько
лет назад начали свою работу новые
чернобыльские инициативы - Международная
научно-исследовательская и
Осуществляет свою деятельность международная программа нового поколения "Сотрудничество для реабилитации в регионах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС", которая направлена на устойчивое повышение уровня жизни населения и создание условий его безопасного проживания в четырех районах (Славгородском, Чечерском, Брагинском и Столинском), пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Реализация Программы CORE основана на принципах сотрудничества, межотраслевой интеграции, повышения социальной и экономической активности населения. Со времени начала реализации Программы CORE было одобрено 105 проектов. Вклад национальных и международных партнеров составил более 3,5 миллиона евро.
Удалось добиться инициирования рядом депутатов Европарламента письменной декларации о необходимости принятия Евросоюзом действий по оказанию помощи пострадавшим от чернобыльской катастрофы регионам, в частности по медицинской помощи.
Чернобыльское
направление сотрудничества стало
одним из приоритетных в деятельности
Еврокомиссии, что отражается закреплением
этой тематики в Национальной программе
действий для Беларуси и проекте
Стратегии партнерства с
Значительный импульс международному сотрудничеству в этой области придала Международная конференция "Чернобыль 20 лет спустя. Стратегия восстановления и устойчивого развития пострадавших регионов", которая проходила 19-21 апреля 2006 г. в Минске и Гомеле.
На
конференции обобщен опыт преодоления
последствий чернобыльской
Дальнейшая судьба станции
После аварии на 4-м энергоблоке работа электростанции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки "саркофага", 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го.
25 декабря
1995 года был подписан Меморандум
о взаимопонимании между
29 марта
2000 г. принято постановление
Саркофаг, возведённый над четвёртым, взорвавшимся, энергоблоком постепенно разрушается. Опасность, в случае его обрушения, в основном определяется тем, как много радиоактивных веществ находится внутри него. По официальным данным, эта цифра достигает 95 % от того количества, которое было на момент аварии. Если эта оценка верна, то разрушение укрытия может привести к очень большим выбросам.
В марте
2004 года Европейский банк реконструкции
и развития объявил тендер на проектирование,
строительство и ввод в эксплуатацию
нового саркофага для ЧАЭС. Победителем
тендера в августе 2007 года была признана
компания NOVARKA, совместное предприятие
французских компаний Vinci Construction Grands
Projets и BOUYGUES.
Список литературы
Радиоактивное загрязнение территории Беларуси цезием-137 (более 37 кБк/м2 ) на начало 2004 г.
Прогноз радиоактивного загрязнения территории Беларуси цезием-137(более 37кБк/м2)на 2016 г.
Прогноз радиоактивного загрязнения территории Беларуси цезием-137(более 37кБк/м2)на 2046 г.
Информация о работе Радиоэкологическая обстановка в Беларуси до и после аварии на ЧАЭС